Шпаргалка по "Пенсионному страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:42, шпаргалка

Краткое описание

1.Пенсионное страхование. Финансово- экономические основы пенсионных систем. Социальная значимость пенсионного страхования.
3. Способы финансирования пенсионного фонда (вот этот не нашла) Государственная и негосударственная формы организации пенсионного страхования.
...
38. Стратегия управления пенсионными активами . индикаторы эффективности инвестиций пенсионных накоплений.
39. Инвестиционные инструменты. Российский и зарубежный опыт

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ по ПЕНСИОННОМУ.docx

— 109.21 Кб (Скачать файл)

1.Пенсионное страхование.  Финансово- экономические основы  пенсионных систем. Социальная значимость  пенсионного страхования. (Здесь по-моему частичный ответ и на 2,и на 6)

Пенсионное страхование представляет собой один из социально значимых видов личного страхования. Пенсия, как выплата после прекращения  трудовой деятельности гражданина является, по сути, его замещенным доходом. Социальная значимость пенсионного страхования (обеспечения) объясняется еще и  тем, что затрагивает интересы почти 30 млн. человек (по данным переписи населения  РФ за 2002 год). Основной целью пенсионного  страхования является обеспечение  адекватными доходами лиц, оканчивающих свою трудовую деятельность. Право  на пенсию имеют все граждане страны, вне зависимости от наличия трудового  стажа. Некоторые категории граждан, например, инвалиды с детства, также  имеют право на получение государственной  пенсии, которая носит характер социального  пособия. С точки зрения эффективности  пенсионного обеспечения и страхования  на государственном уровне важнейшим  моментом становится количественное соотношение  работающего населения и пенсионеров. Согласно данным переписи 2002г., которые  обнародовал Госкомстат РФ, средняя  продолжительность жизни российских мужчин составляет 58,5 лет. Женщины в  среднем живут 72 года. Женское население  доминирует в 84 регионах, причем наибольший гендерный разрыв в пользу женщин в Ивановской, Владимирской, Тверской, Тульской, Ярославской, Новгородской областях, а также в Санкт-Петербурге, Чечне  и Ингушетии. Удельный вес молодого поколения во всем населении России за последние 15 лет сократился с 24,1% до 18,6%. К 2016 году численность молодежи в трудоспособном возрасте уменьшится еще почти в 2 раза при возрастании  количества лиц, выбывающих из трудоспособного  возраста. Численность населения  России на начало 2002 г. составляла 143 954,4 тыс. человек. Сокращение численности началось еще в 1992 году, и за 10 лет численность населения сократилась на 4384,2 тыс. человек, суммарная естественная убыль составила 7724,5 тыс. человек, а миграционный прирост – 3340,3 тыс. человек, т.е. 43,2% естественной убыли компенсировалось иммиграцией в Россию . Сокращение численности населения сопровождается его быстрым старением. В 1991 г. доля населения пенсионного возраста составляла в России 18,8%, а к началу 2002 г. она увеличилась до 20,6%. Одновременно доля детей до 16 лет сократилась с 24,3 до 19,3%. 

В 2006 году началось снижение численности  населения трудоспособного возраста, т.е. наиболее экономически активной части  населения. В ближайшей перспективе  этот процесс будет нарастать, что  может вызвать дефицит рабочей  силы на рынке труда. Показатель демографической  нагрузки к началу 2008 года составил 582 человека на 1000 лиц трудоспособного  возраста (на начало 2007 года - соответственно 578), в т.ч. нагрузка детьми - 251, людьми пенсионного возраста – 331. Сложнее  выглядит динамика демографической  нагрузки пенсионерами. Старение населения  в целом, как и наступление  старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей  от экономически и социально активного  населения. Неудовлетворительное состояние  здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности  на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте – характерные  проблемы значительной части пожилых  людей. Многие пожилые люди в современных  социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность  и социальную невостребованность. Ответственность  семьи за предоставление ухода и  удовлетворение потребностей пожилых  людей снижается. Поэтому для  повышения социальной защищенности и улучшения положения пожилых  людей создается государственная  система пенсионных гарантий. В Российской Федерации трудовые пенсии по старости получают 28,8 млн. человек, социальные пенсии – 1,9 млн. пенсионеров. В отношениях пенсионного страхования в качестве страхователя может выступать работодатель, представленный либо государственной  организацией, либо частной фирмой, а также отдельные граждане. Пенсионное страхование осуществляется как  в обязательном порядке, так и  в негосударственной (добровольной) форме. В последнем случае, договор  пенсионного страхования может  заключить дееспособное физическое или юридическое лицо. Возможен вариант, когда страхователь заключает договор  пенсионного страхования в пользу третьего лица, например, работодатель, страхует своих работников.

3. Способы финансирования пенсионного фонда (вот этот не нашла) Государственная и негосударственная формы организации пенсионного страхования.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

4. Накопительная и распределительная  пенсионные системы.

Выделают две основные группы пенсионных систем по источникам финансирования, которые условно можно назвать  нефондируемые (распределительные) и  фондируемые (накопительные). Нефондируемые (распределительные) системы аккумулируют средства из бюджетов государства, профсоюзов, иных источников и затем распределяют их для текущих выплат пенсий. Они  не инвестируют свободные средства, чтобы получить дополнительные денежные поступления. Следовательно, финансовые результаты пенсионного обеспечения  в таких системах весьма неопределенны  и полностью зависят от того, удастся  ли накопить необходимые средства. К этой группе относятся некоторые  государственные пенсионные системы  и до начала пенсионной реформы относилась пенсионная система России. Распределительные  системы в целом отражают принципы солидарности поколений, в соответствии с которыми работающие граждане финансируют  тех, кто уже вышел на пенсию. В  нефондируемых пенсионных системах финансирование пенсионного фонда  осуществляется за счет налогов (обычно на фонд оплаты труда работодателя). Эти отчисления производится в централизованный пенсионный фонд, средства которого используются для содержания пенсионеров безотносительно  их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии работнику  учитываются только такие общие  показатели, как трудовой стаж, размеры  заработка за определенный период времени, льготы. В современной российской практике, на нефондируемых принципах  финансируются государственные  пенсии, а также базовые части  трудовых пенсий по старости. Для того, чтобы размер нефондируемых пенсий не уменьшался в силу инфляции, их размер ежегодно индексируется в соответствии с утвержденным законодательством.

Большая часть существующих в мире пенсионных систем принадлежит ко второй группе – фондируемых (накопительных) пенсионных систем. Для систем этой группы характерно систематическое  долгосрочное накопление средств для  обеспечения выплат пенсий. Поэтому  такие системы носят название фондируемых, т. е. финансируемых из средств, заранее аккумулированных в специальных фордах. Пенсии в  таких системах следует рассматривать  как страховой результат. Баланс взносов и выплат пенсий определяется в соответствии со страховыми принципами. В накопительных системах работающее поколение платит взносы, которые  не расходуются на выплаты пожилым  людям. Средства в этих системах накапливаются, инвестируются и вместе с доходами, полученными от инвестирования, в  дальнейшем используются для пенсионного  обеспечения именно тех, кто осуществлял  накопление. Это дает ряд преимуществ, поскольку накопительная пенсионная система:

- не зависит от демографической  ситуации в стране, от соотношения  работающих и пенсионеров, хотя  продолжает зависеть от темпов  экономического роста; 

- обеспечивает дифференциацию  пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек  и насколько эффективно были  инвестированы его накопления;

- позволяет использовать аккумулируемые  деньги для долгосрочного инвестирования  в экономику; 

- сочетается с системой конкурирующих  друг с другом негосударственных  пенсионных фондов (НПФ), что облегчает  внедрение рыночных начал в  пенсионное страхование. 

 

На принципах накопления в России финансируются обязательная накопительная  часть трудовой пенсии и негосударственная  часть трудовой пенсии. В одних  государствах накопительная система  служит лишь незначительным "довеском" к распределительной, в других - накопительный  механизм постепенно вытесняет распределительный. Россия выбрала смешанный, накопительно-распределительный, вариант.

5. Обязательность государственного  пенсионного страхования.

Государственное пенсионное страхование (обязательное пенсионное страхование)

Федеральный закон от 15.12.01 года № 167-ФЗ (в ред. от 20.07.04 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определяет основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели  и лица, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, которые в качестве самостоятельных страхователей, уплачивают страховые взносы на свое пенсионное страхование (ст. 6 Закона).

Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» распространяется на любого работника, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования, вне зависимости от возраста, поэтому предприниматели, достигшие пенсионного возраста, не освобождаются от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Ставки обязательного пенсионного страхования

Работодатель имеет право уплачивать добровольные дополнительные взносы на накопительную пенсионную часть своих работников без каких-либо ограничений: единовременно за текущий год (не менее 2 тысяч рублей) либо по частям (не менее 150 рублей в месяц). Государственный «соплатеж» равен годовой сумме взносов работника (но не более 12 тысяч рублей в год).

На правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяются положения ст. 239 НК РФ, которые предусматривают льготы для плательщиков ЕСН. За счет средств бюджета ПФР осуществляется финансирование выплаты накопительной и страховой частей трудовой пенсии, а за счет зачисляемых сумм в федеральный бюджет ЕСН обеспечивается финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии.

Как пенсионные накопления в системе обязательного страхования, так и добровольные взносы на накопительную часть пенсии с «добавкой» от работодателя и государства инвестируются в одинаковом порядке. Поэтому будущий пенсионер может либо оставить накопления в управлении государственной управляющей компании — Внешэкономбанке, либо выбрать негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию.

 

 

8. Категории получателей  пенсий. Пенсии по старости, по  инвалидности, по случаю потери  кормильца.

 

«Категории получателей  пенсий»

Получатели государственных  пенсий:

1) военнослужащие, проходившие военную  службу по призыву в качестве  солдат, матросов, сержантов и старшин  – инвалиды вследствие военной  травмы или заболевания, полученного  в период прохождения военной  службы, в том числе инвалиды  войны и члены их семей (по  СПК); 
2) участники Великой Отечественной войны; 
3) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, - граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф и члены их семей (по СПК); 
4) нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом ''О трудовых пенсиях в РФ'':

- инвалиды, в том числе инвалиды  с детства; 
- дети-инвалиды; 
- дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей; 
- граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); 
- граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). 

 

Получатели трудовых пенсий по старости и по инвалидности:

1) лица, работающие по трудовому  договору, по договору гражданско-правового  характера (предметом которого  является выполнение работ и  оказание услуг), по авторскому  и лицензионному договору; 
2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, фермеры, творческая деятельность членов творческих союзов, частные детективы, занимающиеся частной практикой, нотариусы, адвокаты); 
3) лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; 
4) иные категории граждан, обязанные в соответствии с законодательством уплачивать страховые взносы в ПФР (например, священнослужители).  

 

Получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца: 
Ими являются нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица, находившиеся на его иждивении, а именно: 
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет (если же они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то они признаются нетрудоспособными до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет) или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет. При этом братья, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей; 
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, если они достигли возраста 18 лет и заняты уходом за другими детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, и не работают; 
3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, либо являются инвалидами (если не состояли на иждивении умершего кормильца, то имеют право на пенсию при условии, что они утратили источник средств к существованию независимо от времени, прошедшего после смерти кормильца); 
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, либо являются инвалидами при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.

 

1.Пенсия по старости (по возрасту). Пенсия устанавливается гражданам  по достижении ими определенного  возраста (мужчины - 60 лет, женщины  - 55 лет) и при наличии соответствующего трудового стажа (не менее 5 лет).

2. Пенсия по инвалидности  устанавливается  в связи с длительной или  постоянной фактической утратой  трудоспособности (при наступлении  инвалидности).

Информация о работе Шпаргалка по "Пенсионному страхованию"