Фонд социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

История создания Фонда социального страхования, его организационная структура и органы управления, цели и задачи. Порядок формирования доходов бюджета социального фонда.

Содержание

1. Введение
2. Эволюция Фонда социального страхования
3. Фонд социального страхования РФ на современном этапе
3.1. Организационно- правовые основы деятельности фонд
3.2 Цели и задачи фонда
3.3 Порядок формирования доходов бюджета социального фонда
3.4 Направление и порядок использования средств фонда
3.5 Анализ доходов и расходов бюджета фонда
4. Перспективы развития Фонда социального страхования
5. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Р2.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Направление и порядок использование средств фонда 

     Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

    Источниками образования Фонда являются:

    1)взносы  предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога по установленным ставкам;

    2)налоговые  доходы, распределяемые органами  Федерального казначейства, от налогов,  предусмотренными специальными  налоговыми режимами: в связи с применением упрощенной системы налогообложения – единого налога по нормативу 5% и минимального налога по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога по нормативу 6,4%.

    Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

    Средства  Фонда образуются за счет:

    1)страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

    2)страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

    3)страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

    4)доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

    5)добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

    6)ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

(в ред.  Постановления Правительства РФ  от 22.11.1997 N 1471)

    7)прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других). (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

      Средства Фонда направляются на:

    Федеральным законом от 29.12.2004 N 202-ФЗ установлено, что в 2005 году до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании  на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности, вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда.  В 2006 году этот порядок сохраняется.

    1)выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471, от 19.07.2002 N 541)

    2)оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

    3)частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

    4)частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

    5)частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

    6)оплату проезда к месту лечения и обратно;

    7)создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

(в ред.  Постановления Правительства РФ  от 22.11.1997 N 1471)

    8)обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

    9)финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

    10)проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

    11)осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

    12)участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования. [13]

    Средства  Фонда используются только на целевое  финансирование мероприятий, указанных  в настоящем Положении. Не допускается  зачисление средств социального  страхования на личные счета застрахованных.

    Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

    Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.[13]

      Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

      Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам  и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

    Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

    Комиссии  или уполномоченные по социальному  страхованию решают вопросы о  расходовании средств социального  страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованных путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

    Рассмотрение  спорных вопросов между работниками  и работодателями по обеспечению  пособиями по социальному страхованию  осуществляется отделением Фонда или  его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

    С 1 января 2001 г. взносы, зачисляемые в  Фонд социального страхования в составе единого социального налога, уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) фонда. Работодатели и банки обязаны представлять работникам Фонда соцстрахования необходимые в соответствии с законодательством документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда соцстрахования. Плательщики (работодатели и граждане), банки и их должностные лица несут ответственность (определяемую законодательством) за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей). При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд соцстрахования к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.

    Контроль  за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых  взносов и иных платежей осуществляется Фондом социального страхования  совместно с Федеральной налоговой  службой.[9,  53-54]

    От  уплаты взносов в ФСС освобождены:

    1) Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Министерство юстиции РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Государственный таможенный комитет РФ, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ;

    2) общественные организации инвалидов,  предприятия, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.

    Примерно 75% взносов на социальное страхование остается в распоряжении страхователя. По истечении финансового года, если у страхователя остаются неиспользованными средства, он обязан их перечислить в федеральный и региональный уровни. В то же время в случае превышения фактических расходов над суммой начисленных страховых взносов страхователь не имеет права приостанавливать выплату пособий. Недостаток средств ему возмещается за счет исполнительного органа фонда.

    Что касается санаторно-курортного обслуживания, то ежегодно исполнительный орган утверждает страхователю лимит средств, которые он может использовать на приобретение путевок.

    Средства  государственного социального страхования  относятся на себестоимость продукции, работ и услуг.

    О формировании и использовании средств  ФСС можно судить по схеме 1.

     Схема 1. Финансовые потоки ФСС РФ

    

    

    

    

    

    Из  этой схемы видно, что основная часть  средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 22%) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, учреждениями, организациями. Из схемы также видно, что часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Это компенсационные выплаты по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление, компенсации гражданам, пострадавшим от радиации, и т.п. Часть средств ФСС направляется в Пенсионный фонд для компенсаций семьям военнослужащих и иных компенсационных выплат.[7, 285-287] 
 

Информация о работе Фонд социального страхования