Понятие платежеспособности страховщика, основные показатели финансовой устойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:19, реферат

Краткое описание

Финансовая устойчивость — составная часть общей устойчивости предприятия, сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих организации поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию. Во многом определяет финансовую независимость организации. Финансовая устойчивость является показателем платёжеспособности в длительном промежутке времени. В отличие от кредитоспособности является показателем, важным не внешним, а внутренним финансовым службам. Финансовая устойчивость и её оценка — часть финансового анализа в организации.

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие платежеспособности страховщика,  основные показатели финансовой  устойчивости.

   Платежеспособность страховщика - способность страховщика своевременно и полностью выполнить свои платежные обязательства, вытекающие из заключенных договоров страхования или в силу закона, а также обязательства перед акционерами, налоговой службой и др. Платежеспособность страховщика определяется достаточностью страхового тарифа, а также соразмерностью ресурсов страховщика принимаемым обязательствам. В РФ платежеспособность страховщика контролируется Росстрахнадзором.

   Финансовая устойчивость — составная часть общей устойчивости предприятия, сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих организации поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию. Во многом определяет финансовую независимость организации. 
   Финансовая устойчивость является показателем платёжеспособности в длительном промежутке времени. В отличие от кредитоспособности является показателем, важным не внешним, а внутренним финансовым службам. Финансовая устойчивость и её оценка — часть финансового анализа в организации.

   Согласно ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются:

– экономически обоснованные страховые тарифы;

– страховые резервы, достаточные  для исполнения обязательств по до-

говорам страхования,  сострахования,  перестрахования,  взаимного страхова-

ния;

– собственные средства;

– перестрахование.

Рассмотрим каждое направление.

 

 

 

Экономически обоснованные страховые тарифы.                                                                                                                                             

   Роль страховых тарифов в деятельности    страховой организации исключительно велика. От них зависят общее поступление страховой премии (взносов),  финансовая устойчивость,  платежеспособность,  рентабельность страховых операций и конкурентоспособность страховой организации. Именно поэтому при получении лицензии на право проведения страховой деятельности или применения нового вида страхования страховая компания обязана представлять в федеральный орган по надзору за страховой деятельностью  (Федеральную службу страхового надзора)  наряду с правилами и стандартными договорами страхования расчеты страховых тарифов с изложением примененных при этом методик и указанием использованных исходных  (статистических)  данных,  а также структуру тарифа по каждому виду

(предмету) страхования. 

   Изменения, вносимые в дальнейшем в величину и структуру тарифов, до их применения в договорах страхования подлежат обязательному согласованию с данным органом страхового надзора.

   Под тарифной политикой понимается комплекс мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам (предметам) страхования, которые обеспечивают привлекательность, тарифов для страхователей и прибыльность страховых операций для страховщика.

Формируя тарифную политику,  страховщик стремится  реализовать

обычно следующие  принципы.

1. Эквивалентность  экономических отношений между страховщиком и страхователями за тарифный период (минимальный – 1 год, рекомендуемый – 5–10  лет). То есть тарифы должны рассчитываться исходя из условия равенства полученной за тарифный период нетто-премии и общей вероятной суммы страховых выплат в связи со страховыми случаями по тому или иному виду страхования.

2. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей. Чрезмерно высокие тарифные ставки становятся тормозом на пути развития страхования. Страховые взносы должны составлять такую часть дохода страхователя, которая не является для него обременительной, иначе страхование может стать невыгодным. Доступность тарифных ставок находится в прямой зависимости от числа страхователей и количества застрахованных объектов.

3. Стабильность  размеров страховых тарифов на протяжении длительного времени. Если тарифные ставки остаются неизменными в течение многих лет, у страхователей укрепляется твердая уверенность в солидности страхового дела.

4. Расширение  объема страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки. Соблюдение данного принципа является приоритетным направлением в деятельности страховщика,  поскольку,  чем шире объем страховой ответственности,  тем больше страхование соответствует потребностям страхователей.

5.  Обеспечение самоокупаемости  и рентабельности страховых операций.

 

    Страховые резервы отражают размер не исполненных на данный момент времени обязательств страховщика по страховым выплатам.

Обязанность страховщиков формировать  страховые резервы закреплена ст. 26 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», в соответствии с которой для обеспечения выполнения принятых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ, образуют из полученных страховых взносов (страховых премий) необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному и имущественному страхованию. Страховщики вправе создавать и резерв предупредительных (превентивных) мероприятий (РПМ).

   Состав,  назначение и методы расчета страховых резервов устанавливаются Правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденными приказом Министерства финансов РФ № 51Н от 11.06.2002. В соответствии с этими Правилами страховщики разрабатывают и утверждают свои Положения о порядке формирования страховых резервов. Страховые резервы рассчитываются при проведении каждого вида страхования. Их размер определяется в результате тщательного анализа операций страховщика, основанного на трудоемких математических расчетах. Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты. 

 

Собственные средства страховщиков  (за исключением обществ взаимного страхования,  осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

   Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного Законом минимального размера уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала,  равного 30 миллионам рублей.

   Таким образом,  достаточный размер уставного капитала гарантирует выполнение обязательств страховой компании на начальном этапе ее деятельности, поскольку поступление страховых взносов в этот период бывает незначительным и уставный капитал является единственной гарантией платежеспособности компании. Поэтому минимальный размер уставного капитала, необходимый в начале деятельности страховой компании, устанавливается в законодательном порядке.  Однако значительный уставный капитал важен и для давно действующих страховых компаний, так как он позволяет в необходимых случаях расширять сферу деятельности,  а также выполняет роль стабилизационного резерва.

   Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

 

Перестрахование является системой экономических отношений,  в процессе которых страховщик,  принимая на страхование риски различной величины, часть ответственности по ним, в соответствии со своими финансовыми возможностями,  передает на определенных согласованных условиях другим страховщикам в целях создания сбалансированного портфеля собственных страхований и обеспечения тем самым финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Практически каждый страховщик, работающий на рынке страхования, проводит операции перестрахования. При этом, осуществляя операции перестрахования, отечественные страховщики не ограничиваются национальным рынком и являются активными участниками международного рынка.

   Порядок осуществления операций перестрахования подлежит контролю со стороны органа страхового надзора,  в том числе путем установления обязанности страховщика по соблюдению требований финансовой устойчивости в части квот на перестрахование и введения дополнительных требований к доле перестраховщиков в страховых резервах и дебиторской задолженности по операциям перестрахования как активов, принимаемых для покрытия страховых резервов. Следует отметить, что органом страхового регулирования еще не принят нормативный правовой акт, устанавливающий требования финансовой устойчивости в части квот на перестрахование, закрепленные статьей 25 Закона об организации страхового дела.

 

2. Страховой рынок России, его современное состояние и проблемы развития. Виды страховых компаний, по организационно-правовому признаку.

 

   Страховой рынок - это сфера формирования спроса и предложения на страховые услуги. Он выражает отношения между различными страховыми организациями (страховщиками), предлагающими соответствующие услуги, а также юридическими и физическими лицами, нуждающимися в страховой защите (страхователями).

   Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения.

   В условиях  государственной социалистической  экономики потребность в страховании  была минимальной. При переходе  к рыночной экономике потребность  в страховании резко возрастает, создавая основу для быстрого  развития страхового рынка. В  настоящее время спрос на страховую защиту имеет три главных источника. Во-первых, это негосударственный сектор хозяйства, имеющий естественную потребность в страховании в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку. Однако неудовлетворительное финансовое положение большинства предприятий в условиях затянувшегося экономического кризиса и депрессии не способствует массовому росту спроса с их стороны. В значительной степени существующий спрос обусловлен обязательностью некоторых видов страхования (страхование государственного нежилого фонда, сдаваемого в аренду) и использованием страховых схем, позволяющих страхователям уходить от чрезмерно высоких налогов.

   До недавнего времени финансовые условия страхования, установленные государством, препятствовали его использованию юридическими лицами. Почти все расходы на выплату страховых взносов шли за счет чистой прибыли предприятий. С 1996 г. было разрешено относить расходы на страхование на себестоимость продукции и услуг в размере 1% от объема реализуемой продукции, позднее, в середине 2000 г., этот норматив был увеличен до 3%. С введением главы 25 Налогового кодекса РФ, начиная с 2002 г. возможности предприятий по отнесению расходов на страхование на себестоимость значительно расширены как в имущественном, так и в личном страховании.

   Второй  источник спроса на страховые  услуги связан с приватизацией жилищного фонда, реформой жилищно-коммунального хозяйства, развитием индивидуального жилищного строительства и ростом благосостояния определенной части населения. Для приватизированного жилого фонда, доля которого в общем количестве квартир составляет уже свыше 30%, необходимость страхования является бесспорной. Дело только за соответствующими организационными формами, и в частности за полноценной реализацией Федерального закона «О товариществах собственников жилья», принятого в мае 1996 г.

   Третий источник спроса на страховую защиту — это широкие массы населения. Гарантии, предоставляемые системой государственного социального страхования, находятся значительно ниже планки жизненного уровня. Государство снимает с себя обязанность постоянной опеки над своими гражданами, предоставляя им виданную ранее свободу действий. В этих условиях неизбежно возрастает потребность в различных формах личного и имущественного страхования, гарантирующих поддержку граждан и домашних хозяйств в критических ситуациях, материальное обеспечение в старости, предоставление качественных медицинских услуг многое другое.

   В 2002 г. в Государственном реестре было официально зарегистрировано 1408 страховых компаний, из них реально работают на страховом рынке 1176. В динамике их число заметно уменьшается в связи с возрастанием минимальной величины уставного капитала и естественными процессами концентрации капитала.

   На страховом рынке России уже в середине 90-х гг. преобладал частныйкапитал. В общем числе страховых организаций частные компании составляли 36%, находящиеся в смешанной собственности — 58, государственные — 5, муниципальные — 1%. Начиная с 2000 г. наметилась тенденция ухода государства со страхового рынка, выражающаяся в продаже пакетов акций, принадлежащих государству в капитале крупных страховых, компаний. Например, «Росгосстрах» передан в управлениекомпании «Тройка Диалог», принято решение о выходе государства из числа владельцев «Ингосстраха».

   В настоящее время кроме «Росгосстраха» и «Ингосстраха» государство косвенным образом участвует в капитале страховых компаний «Гута-Страхование», «Инкасстрах», «Чрезвычайная СК», «СК правоохранительных органов», «Российский страховой центр».

Проблемы развития. На сегодняшний день крупнейшие международные страховщики и перестраховщики для удержания капитала вынуждены обеспечивать показатели доходности, близкие к тем, которые приносят операции на международных финансовых рынках с преобладанием спекулятивной составляющей. Поэтому они тяготеют к обслуживанию наиболее обеспеченных потребителей. На российском страховом рынке этот сегмент в силу особенностей социально-экономической ситуации крайне мал. Причина слабости спроса со стороны частного потребителя – в крайне неравномерном распределении экономических ресурсов: 15% населения России аккумулирует около 85% всех сбережений, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты. Разрыв между доходами, получаемыми 10 процентами самых богатых и 10 процентами самых бедных членов общества, по официальным данным, является 15-кратным.  
    Также стоит отметить, что финансовый кризис не мог не повлиять на страховой рынок. Финансовый кризис нанес наибольший вред тем страховым компаниям, которые занимаются банковским страхованием и страхованием жизни. Банки и компании, которые занимаются страхованием жизни, имеют намного высший совокупный объем инвестиций, чем нелайфовые страховые компании. В связи с этим обесценивание определенной части портфеля имеет большее влияние на компании с большим инвестиционным портфелем. Но поскольку большая часть портфелей страховых компаний может быть продана, объем потерь отражается лишь на владельцах акций этих компаний.

Информация о работе Понятие платежеспособности страховщика, основные показатели финансовой устойчивости