Уровень жизни населения: понятие, основные показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

Содержание

1. Понятие и показатели уровня жизни …………………………………………стр. 3
1. 1. Понятие и сущность уровня жизни………………………………………...стр. 3
1.2. Показатели уровня жизни……………………………………………………стр. 7
2. Индикаторы уровня жизни…………………………………………………….стр. 9
Заключение………………………………………………………………………..стр. 21
Список литературы……………………………………………………………….стр. 23

Вложенные файлы: 1 файл

экономика и социология труда.docx

— 51.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНАЯ АКАДЕМИЯ (СИБАДИ)»

 

Заочный факультет

Кафедра: Экономика и управление на предприятии

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по дисциплине «Экономика и социология труда»

 

 

Тема: «Уровень жизни населения: понятие, основные показатели»

 

Выполнил: студентка  ЭУТз -10zd

   Спахова О. М.

    Шифр:     ЭУТз -10zd -38  

Проверил: Глухова З. В.

 

 

 

 

 

                                                          Омск – 2013

 

Содержание

1. Понятие и показатели уровня жизни …………………………………………стр. 3

1. 1. Понятие и сущность  уровня жизни………………………………………...стр. 3

1.2. Показатели уровня  жизни……………………………………………………стр. 7

2. Индикаторы уровня жизни…………………………………………………….стр. 9

Заключение………………………………………………………………………..стр. 21

Список литературы……………………………………………………………….стр. 23

 

1. Понятие и  показатели уровня жизни населения

1.1 Понятие и  сущность уровня жизни населения

Уровень и качество жизни населения являются обобщающими  показателями не только социальной политики, но и развития экономической системы  в целом.

Понимание категории «уровень жизни» формировалось долгие годы. Еще 50 лет назад Комитет экспертов  ООН рекомендовал понимать под этим термином фактически сложившиеся условия  жизни населения, включающие, наряду с материальными условиями, здоровье людей, занятость, условия труда, уровень  человеческой свободы. Тогда же при  изучении уровня жизни населения  использовали показатели «жизненный стандарт», соответствующий по своему содержанию «бюджету высокого достатка», и «норма жизни» («минимальный потребительский  бюджет»). Проблемой оценки уровня жизни  занимались советские ученые, хотя в их исследованиях чаще встречалось  понятие «благосостояние народа», а уровень жизни рассматривался как его количественная составляющая.

На современном этапе  одни ученые рассматривают уровень  жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей, другие -- как компоненту образа жизни, третьи -- как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни -- это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.

Наиболее часто в научной  литературе встречается более широкое  понимание этой категории, в соответствии с которым уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Таким образом, категория  «уровень жизни» может рассматриваться  в узком смысле слова, как уровень  потребления благ и услуг, а также  в широком смысле, включающем весь спектр социально-экономических условий  жизни конкретного общества.

Системами, которые образуют основой категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности, которые представляют собой нужду человека в чем-либо. Природа потребностей очень разнообразна. С одной стороны, человек -- это  биологическое существо, которое  имеет физиологические потребности, данные ему природой, с другой --: он член общества и ему присущи  духовные и социальные потребности, порожденные в процессе общения  с себе подобными. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека. Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремлений, интересов. Ведь потребности могут быть и возвышенными, и низменными, и рациональными, и иррациональными (вредными). Они зависят не только от степени развития производства, природно-климатических условий, но и в значительной мере от возраста, привычек и вкуса отдельных людей.

Из всего многообразия потребностей целесообразно выделить семейные. Они близки к личным, но круг их шире, поскольку у семьи возникают дополнительные нужды, обусловленные совместным ведением хозяйства и воспитанием детей: острее становится необходимость иметь отдельное жилье, предметы хозяйственного обихода, возникают потребности в средствах ухода за детьми. Вместе с тем общая семейная потребность может быть меньше суммы потребностей ее членов, так как ряд потребностей удовлетворяется семьей совместно.

Следует также различать  реальные и нормативные потребности. Реальные потребности - это потребности конкретных людей или групп в получении определенного количества благ и услуг. Нормативные потребности - это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребностей, другими словами -- это нормы потребления, установленные расчетным путем на основе анализа. При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который представляет собой теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя: из рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определенном целесообразном с научной точки зрения наборе. Он является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня жизни.

В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни используется понятие «средний класс». Средний  класс занимает центральное место  в структуре современного западного  мира, это каркас общества, выполняющий  функцию его стабилизатора, сохраняющий  в нем равновесие и устойчивость. Это люди, позволяющие себе и большие  накопления, и большие расходы. В  последнее время ученые стран  СНГ начали теоретическую проработку данной категории. Так, к среднему классу составители словаря «Социальная  политика, уровень и качество жизни» относят лиц, принадлежащих преимущественно  к обеспеченным слоям общества и  имеющих доход средний или  выше среднего по стране.

Т. Малеева делит данную труппу населения на три категории. Первая -- лица с относительно высоким профессиональным статусом, хорошим образованием и должностной позицией; вторая -- со средним материальным положением; третья -- люди, которые сами себя относят к среднему классу».

Т. Сулимова выделяет четыре признака среднего класса:

1) наличие собственности  в виде накопленного имущества  (средние и мелкие предприятия,  магазины, мастерские и др.);

2) высокий уровень образования  (высшее или среднее специальное), что можно охарактеризовать как  интеллектуальную собственность;

3) доход, близкий к среднему  по стране;

4) профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж  в обществе.

Основные задачи и направления  изучения уровня жизни следующие:

1) общая и всесторонняя  характеристика социально-экономического  благосостояния населения;

2) анализ характера степени  влияния различных социально-экономических  факторов на уровень жизни,  изучение их состава и динамики;

3) выделение и характеристика  малообеспеченных слоев населения,  нуждающихся в социально-экономической  поддержке.

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование  благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень  (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление  общественного развития.

Еще у древних римлян одним  из главных девизов был такой: "Благо народа -- высшая цель". Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика -- экономика массового потребления, именно потребитель -- король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

Важнейшими составляющими  уровня жизни выступают доходы населения  и его социальное обеспечение, потребление  им материальных благ и услуг, условия  жизни, свободное время.

Условия жизни можно разделить  на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и  социально-психологические условия. Условия быта -- это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время -- часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта  изучения уровня жизни: применительно  ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной  величиной дохода.

 

1.2 Показатели  уровня жизни населения

Уровень жизни невозможно выразить с помощью единственного  критерия, поскольку в каждом направлении  исследования этого явления присутствуют объективные и субъективные начала. Так, потребность человека в пищевых  веществах, витаминах, минеральных  солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс веществ, субъективен. Вследствие этого количественная оценка потребностей затруднена, и характеристика уровня жизни осуществляется с использованием множества показателей, каждый из которых  отражает одну из сторон жизнедеятельности  человека.

По методам измерения  они делятся:

- на статистические, полученные  на основе отчетности;

- нормативные, разработанные на основе специальных нормативных отчетов;

- аналитические, получаемые расчетным путем на основе, статистических и нормативных показателей;

- оценки, полученные на  основе опросов населения;

- экспертные оценки специалистов.

Показатели уровня жизни  могут измеряться в натуральных  единицах (среднедушевое потребление  мяса в год, кг), в текущих или сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота). Существуют классификации показателей по отдельным признакам.

К общим показателям относятся, например, размеры национального  дохода на душу населения, к частным -- уровень и способы потребления, условия труда и т.д. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей. Объективные показатели имеют объективную базу, субъективные основаны на мнении людей.

Количественные показатели характеризуют объем потребления  конкретных материальных благ и услуг, качественные -- качественную сторону благосостояния населения. Система показателей уровня жизни населения различается по странам, но основные ее разделы строятся на основе классификации ООН и используются для международных сопоставлений. Сюда включается 12 групп показателей: демографические; санитарно-гигиенические условия жизни; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека.

Основные сравнительные  социально-экономические показатели уровня жизни, разработанные в рамках ЕС выглядят следующим-образом.

1. Население: плотность  проживания на 1 км2, рождаемость, смертность; половозрастная структура, период удвоения численности населения.

2. Занятость: уровень трудовой  активности, доля работающих по найму, структура по профессиям и отраслям.

3. Уровень жизни: душевое  производство ВВП, потребительские  расходы на душу в день; число  легковых машин, телевизоров,  телефонных аппаратов на 1000 чел.

4. Душевое потребление  мяса, зерна и риса, энергии, в  том числе в домашнем хозяйстве.

5. Индекс потребительских  цен.

6. Здоровье: детская смертность, общая предстоящая продолжительность  жизни.

7. Образование; доля школьников  и студентов от общей численности  населения, лиц с начальным,  неполным средним, законченным  средним и высшим образованием.

В большинстве стран мира разработаны аналогичные системы  показателей уровня жизни, имеющие  некоторые особенности. Российские ученые предлагают несколько вариантов  измерителей уровня жизни населения. Так, Б.А. Райзберг рекомендует использовать структуру и уровень потребления основных видов благ и услуг в расчете на 1 человека, величину денежных доходов населения, имущественные и денежные накопления населения, среднюю продолжительность жизни, уровень и качество свободного времени. Существуют системы индикаторов жизненного уровня Л.И. Бушуевой, Н.Н. Абакумовой и Р.Я. Подоваловой.

В Беларуси оценка уровня жизни  осуществляется по трем направлениям.

1. Распределение и дифференциация  населения по уровню доходов  (ряд распределения населения  по размеру среднедушевого денежного  дохода, кривая Лоренца, индекс Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации).

2. Уровень и распределение  низких доходов (величина прожиточного  минимума, численность населения  с доходами ниже прожиточного  минимума, дефицит дохода, индекс  глубины бедности, индекс остроты  бедности).

Информация о работе Уровень жизни населения: понятие, основные показатели