Пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 12:50, доклад

Краткое описание

Право на пенсии по государственному пенсионному социальному страхованию (далее - пенсии) в соответствии с настоящим Законом имеют застрахованные граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в республике, вносящие взносы на государственное пенсионное социальное страхование на основании и условиях, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании".

Вложенные файлы: 1 файл

доклад Пенсионное страхование.docx

— 24.96 Кб (Скачать файл)

Пенсионное страхование

Право на пенсии по государственному пенсионному социальному страхованию (далее - пенсии) в соответствии с настоящим Законом имеют застрахованные граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в республике, вносящие взносы на государственное пенсионное социальное страхование на основании и условиях, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании".

Виды пенсий: 

По настоящему Закону назначаются следующие виды пенсий:

а) по возрасту;

б) по инвалидности;

в) по случаю потери кормильца. 

 

 Право на выбор пенсии

Лицам, имеющим право на получение пенсий по нескольким основаниям, назначается одна пенсия по их выбору.

Средства на выплату пенсий

1. Средства на выплату пенсий  аккумулируются и используются  Социальным фондом Кыргызской  Республики (далее - Социальный фонд) из страховых взносов юридических  лиц, независимо от организационно-правовых  форм и форм собственности, их  обособленных подразделений (филиалов  и представительств), крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, а также ассигнований из государственного  бюджета на условиях и в  порядке, установленных Законом  Кыргызской Республики "О государственном  социальном страховании".

2. Средства работодателей используются  на льготное пенсионное страхование  работников по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Правительством Кыргызской  Республики, работников текстильных  производств и авиации, артистов, по регрессным искам. 

Органы государственного пенсионного социального страхования

1. Органами, осуществляющими весь  цикл государственного пенсионного  социального страхования в Кыргызской  Республике от регистрации до  выплаты пенсий, являются Социальный  фонд и его территориальные  органы районные и городские  отделения.

2. Общественный контроль за применением  настоящего Закона осуществляют  профессиональные союзы.

Уровни пенси 

1. Общая пенсия по государственному  пенсионному социальному страхованию  состоит из солидарной (базовой  и страховых пенсий) и накопительной  частей, кроме пенсии по случаю  потери кормильца, которая состоит  из базовой и страховых частей  пенсий.

2. Базовая часть пенсии - гарантированная  государством часть пенсии лицам, имеющим установленный настоящим  Законом страховой стаж и отвечающим  другим предусмотренным настоящим  Законом условиям. Размер базовой  части пенсии устанавливается  Жогорку Кенешем Кыргызской Республики законом в едином для всех видов пенсионного страхования размере.

3. Страховая часть пенсии - часть  пенсии, устанавливаемая застрахованным  по государственному пенсионному  социальному страхованию лицам  с учетом страхового стажа  и среднемесячной заработной  платы или накопленных страховых  взносов и исчисляемая в соответствии  с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

3-1. Накопительная часть пенсии - часть пенсии, устанавливаемая  застрахованному лицу от суммы  пенсионных накоплений, учтенных  в накопительной части личного  страхового счета, и исчисляемая  в соответствии со статьей 22 настоящего  Закона.

4. В целях обеспечения защиты  интересов пенсионеров проводится  индексация страховых частей  пенсии. Условиями проведения индексации  страховых частей пенсии являются  рост величины средней заработной  платы и индекса потребительских  цен, сложившихся за календарный  год, предшествующий индексации.

Индексация пенсий проводится решениями Правительства Кыргызской Республики в пределах средств, предусмотренных в бюджете Социального фонда Кыргызской Республики.

В страховой стаж для назначения пенсии засчитываются только те периоды времени, за которые застрахованным лицом (или за него) уплачивались взносы по государственному пенсионному социальному страхованию, а также время очного обучения в начальных профессиональных, средних профессиональных и высших профессиональных учебных заведениях в случае оплаты страховых взносов.

1. Пенсии по инвалидности устанавливаются независимо от причины наступления инвалидности в случае стойкой утраты трудоспособности и признания лица инвалидом и выплачиваются до восстановления трудоспособности или пожизненно.

2. Право на получение пенсии по инвалидности имеют застрахованные лица, признанные инвалидами, при наличии страхового стажа ко времени наступления инвалидности:

до 23 лет 1 год

от 23 лет до достижения 26 лет 2 года

от 26 лет до достижения 31 года 3 года

от 31 года и старше 5 лет.

3. Если выплата пенсии инвалиду  была прекращена ввиду неявки  на освидетельствование либо  восстановления трудоспособности, то в случае последующего признания  его инвалидом пенсия возобновляется  со дня установления инвалидности  вновь, при условии, что после  прекращения выплаты пенсии прошло  не более 5 лет. При прошествии  более 5 лет пенсия назначается вновь на общих основаниях.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 1 октября 2014 года №564

О повышении страховых частей пенсий с 1 октября 2014 года

В целях обеспечения дальнейшей поддержки жизненного уровня пенсионеров, в соответствии со статьей 7 Закона Кыргызской Республики "О государственном пенсионном социальном страховании" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Повысить с 1 октября 2014 года страховые  части пенсий, назначенных до 1 октября 2014 года, на 250 сомов.

2. Повысить с 1 октября 2014 года пенсии  по инвалидности инвалидам 1 группы, назначенные до 1 октября 2014 года, с  учетом установленных законодательством  компенсационных выплат и надбавок:

- размер пенсий которых не  превышает 4400 сомов, - до 4400 сомов, при  этом увеличение страховых частей  должно составлять не менее 300 сомов;

- размер пенсий которых превышает 4400 сомов, - с увеличением страховых  частей на 300 сомов.

3. Социальному фонду Кыргызской  Республики обеспечить своевременный  перерасчет пенсий и их выплату  в новых размерах.

4. Настоящее постановление вступает  в силу со дня официального  опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего  постановления возложить на отдел  социального развития Аппарата  Правительства Кыргызской Республики.

Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общество. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано социальной политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в Кыргызской Республике.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым.

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми, на наш взгляд, относятся:

1) источники финансирования

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставлять за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет Социального фонда Кыргызской Республики через специальные внебюджетные фонды: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда содействия занятости населения, а также средств республиканского бюджета и местных фондов социальной поддержки населения;

2) круг лиц, подлежащих  обеспечению

С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, по выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои СССР и КР и др. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

3) условия предоставления  обеспечения

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из выше перечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;

3) цель предоставления  обеспечения

Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, по обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требует от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства и в данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменение в содержании понятия социального обеспечения. Так, например, социальная политика СССР 70-80-х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому социальное обеспечение в тот период предусматривало выплату пособий многодетным матерям.

Процесс формирования современной кыргызской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных положений международных норм. В развитие этого Конституция Кыргызской Республики 1993 г. (см. Законодательство) провозгласила Кыргызстана демократическим государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой законом охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Функции социального обеспечения

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т.д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т.д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р.И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения.

Информация о работе Пенсионное страхование