Пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Основы регулирования обязательного пенсионного страхования на территории РФ наряду с регулирование правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определением правового положения субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. «Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения». ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от15.12.2001 № 167-ФЗ., ст.3

Содержание

1. Понятие о пенсиях. Виды пенсий
1.1 Основные виды государственных пенсий
2. Пенсионный фонд, его функции, бюджет и основные направления расходов
3. Принципы пенсионного страхования
Задачи
Список использованной литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионное страхование.docx

— 36.96 Кб (Скачать файл)
 
 
 

Пенсионное страхование

   

Оглавление

1. Понятие о пенсиях. Виды  пенсий

1.1 Основные виды государственных  пенсий

2. Пенсионный фонд, его  функции, бюджет и основные направления  расходов

3. Принципы пенсионного  страхования

Задачи

Список использованной литературы:

 

1. Понятие о пенсиях. Виды  пенсий

Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

1. Государственной пенсией можно назвать «ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию». Баскакова В.Н. Финансовые перспективы Пенсионной системы России// Финансы 4, 2007 с.52-56.

Государственные пенсии существуют наряду с трудовыми пенсиями, т.е. «ежемесячной денежной выплатой в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью последних».

Государственные пенсии наряду с трудовыми занимают немаловажное место и финансируются за счет Пенсионного Фонда РФ, который является один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. «В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах». Федоров Л.В., Пенсионный Фонд Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2008, с. 55

1.1 Основные виды  государственных пенсий

государственный пенсия страхование бюджет

Государственные пенсии делятся на определенные виды:

1) Пенсия по старости

Пенсия по старости назначается по достижении мужчинами 55, женщинами - 50-летнего возраста и при наличии трудового стажа не менее 5 лет:

- лицам, получившим или  перенесшим лучевую болезнь и  другие заболевания, связанные с  радиационным воздействием вследствие  катастрофы на Чернобыльской  АЭС или с работами по ликвидации  ее последствий;

- гражданам, занятым на  эксплуатации ЧАЭС и на работах  в зоне отчуждения.

По достижении мужчинами 50, женщинами - 45-летнего возраста и при наличии не менее 5 лет трудового стажа пенсия по старости назначается инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При наличии не менее 5 лет трудового стажа пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения следующим категориям граждан:

- участникам ликвидации  последствий катастрофы на ЧАЭС  в зоне отчуждения;

- эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения;

- постоянно проживающим  в зоне проживания с правом  на отселение;  
- постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом;

- постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы;

- занятым на работах в зоне отселения до их переселения в другие районы;

- занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне);

- выехавшим в добровольном  порядке на новое место жительства  из зоны проживания с правом на отселение.

Уменьшение пенсионного возраста перечисленным выше категориям граждан производится в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии рассматриваемым категориям граждан, - это суммарная продолжительность периодов как работы, так и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях.

«Размер пенсии лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, не зависит от их заработка и уплаченных страховых взносов (кроме накопительных). Она устанавливается в определенной твердой сумме и не может выплачиваться вместе с трудовой. При наличии одновременно права на пенсию по законам о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении (в частности, при достижении возраста, с которого может быть назначена трудовая пенсия), лица, пострадавшие в результате названных катастроф, могут перейти на трудовую пенсию, если ее размер будет выше». Петров А.Н., Государственные пенсии в Российской Федерации. - М.: Гросс-Медиа, 2007

Пенсия устанавливается в размере, кратном величине той базовой части трудовой пенсии по старости, которая установлена для граждан, достигших 60 (мужчины) или 55 лет (женщины), Законом о трудовых пенсиях, с дифференциацией в зависимости от наличия и числа иждивенцев. Достижение 80-летнего возраста или наличие I группы инвалидности на размер пенсии не влияет. Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты // Гражданин и право. 2008. № 10

В размере 250% базовой части трудовой пенсии рассматриваемая пенсия установлена для граждан: получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или с работами по ее ликвидации; принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения; ставшим инвалидами вследствие других радиационных или техногенных катастроф. Пенсия в размере 200% БЧ устанавливается гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

2) Пенсия по инвалидности

Пенсией по инвалидности можно назвать государственные ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности - независимо от такого стажа. Пенсия по инвалидности согласно назначается на общих основаниях и на основаниях, предусмотренных для военнослужащих. Пенсия на общих основаниях устанавливается лицам, ставшими инвалидами вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или вследствие общего заболевания. Пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности трудового стажа. Для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания, как правило, требуется общий трудовой стаж определенной продолжительности, которая зависит от возраста ко времени наступления инвалидности и увеличивается с увеличением этого возраста. Гражданам в возрасте от 20 до 23 лет независимо от пола требуется не менее 1 года общего трудового стажа, в возрасте 23 лет и старше - 1 год стажа с увеличением его на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 23 лет, но не более чем 15 лет. Лицам, ставшим инвалидами от общего заболевания в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа, т.е. он может быть и менее 1 года. Лицам, ранее получившим пенсию по инвалидности вследствие трудового увечья, профзаболевания, военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы, а впоследствии (при перерыве в инвалидности не более 5 лет), признанным инвалидами от общего заболевания, требуемый общий трудовой стаж определяется по возрасту ко времени первоначального установления инвалидности. Инвалидам I и II групп вследствие общего заболевания, не имеющим полного требуемого стажа, устанавливается пенсия при неполном трудовом стаже. Инвалидам III группы при недостаточности трудового стажа может быть назначена социальная пенсия. На основаниях, предусмотренных для военнослужащих, пенсия назначается гражданам, проходившим военную службу, в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков. Инвалидность считается наступившей вследствие военной травмы, если она является следствием ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте, и в других случаях.

3) Пенсия по случаю  потери кормильца

«Право на данную пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы, одному из родителей или супругу, другому члену семьи пострадавшего (погибшего), а также каждому из родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении погибших (умерших)». Баскакова В.Н. Финансовые перспективы Пенсионной системы России// Финансы 4, 2007 с.52-56.

В круг лиц, которым может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, включены дети, братья, сестры и внуки умершего, не достигшие 18 лет (учащиеся в возрасте от 18 до 23 лет - до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях) либо ставшие инвалидами до достижения 18 лет. При этом установлены дополнительные условия для братьев, сестер и внуков - отсутствие у них трудоспособных родителей. Пасынок и падчерица умершего имеют право на пенсию наравне с родными детьми; отец, мать, супруг (жена, муж) - если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами одной из трех групп. Наравне с отцом и матерью имеют право на пенсию отчим и мачеха, но при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет; один из родителей или супруг либо дед, бабушка, брат или сестра умершего независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за его детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет, и не работает; дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. Хотя, по общему правилу, право на пенсию предоставляется членам семьи, состоявшим на иждивении умершего, законодатель делает исключение из этого правила для широкого круга лиц. Так, иждивенство детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств. Независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего, назначается пенсия родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы.

4) Пенсия за выслугу  лет

Понятием «федеральные государственные служащие» охватываются граждане, замещавшие те должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, которые определены Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ.

Пенсия за выслугу лет не может быть назначена, если не назначена (не назначается) данная трудовая пенсия. При этом не имеет значения, идет ли речь о пенсии по старости на общих основаниях или назначаемой досрочно (это может быть и пенсия, именовавшаяся ранее пенсией за выслугу лет). Не имеет значения и тяжесть инвалидности (достаточно III группы либо I степени ограничения способности к трудовой деятельности). Агапова Т.А. Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы // Профессиональные пенсионные системы: проблемы и перспективы развития / Сост.: В.Н. Баскаков, Е.К. Крылова. М.: Страховое ревю, 2008.

Условиями установления пенсии за выслугу лет являются:

а) ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;

б) увольнению с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

в) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;

г) обнаружившемуся несоответствию замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующему продолжению государственной службы;

д) увольнению по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

В стаж государственной службы для назначения рассматриваемой пенсии включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации. Порядок включения этих периодов в стаж государственной службы устанавливается Правительством РФ.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы она вместе с базовой и страховой частями соответствующей трудовой пенсии не превышала указанных пределов - от 45 до 75% среднемесячного заработка (в зависимости от продолжительности стажа государственной службы). Что касается третьей части трудовой пенсии - накопительной, то она назначается и выплачивается одновременно с пенсией за выслугу лет без ограничения указанными выше пределами.

В период нахождения на государственной службе, которая дает право на пенсию за выслугу лет, последняя не выплачивается. При увеличении денежного содержания федеральных государственных служащих на индекс такого увеличения индексируются и все ранее назначенные пенсии.

5) Социальная пенсия

«Право на социальную пенсию имеют нетрудоспособные лица при наличии определенных условий, к которым относятся:

- постоянное проживание  в РФ;

- отсутствие права на  трудовую пенсию или на пенсию  в соответствии с другими статьями  Закона о государственном пенсионном  обеспечении (за некоторыми исключениями);

- факт нетрудоспособности.

Нетрудоспособными применительно к праву на социальную пенсию законодатель признает:

- инвалидов, которые имеют  ограничения способности к трудовой  деятельности III, II или I степени, подтвержденные  Государственной службой медико-социальной  экспертизы (бюро МСЭ);

- детей - инвалидов;

- детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного или обоих  родителей;

- граждан из числа малочисленных  народов Севера, достигших 55 и 50 лет (соответственно мужчин и женщин);

- остальных граждан, достигших 65 и 60 лет (соответственно мужчин  и женщин).

Для последней из названных категорий нетрудоспособных установлено дополнительное ограничение - в период выполнения оплачиваемой работы социальная пенсия им не выплачивается».

Размеры социальных пенсий установлены и варьируют в зависимости от категории и тяжести нетрудоспособности. Петров А.Н., Государственные пенсии в Российской Федерации. - М.: Гросс-Медиа, 2007

Таким образом, можно сказать, что на территории РФ действует урегулированная система денежной поддержки отдельных слоёв населения, которую в зависимости от причины получения такой поддержки можно разделить на различные виды.

2.  
Пенсионный фонд, его функции, бюджет и основные направления расходов

Осуществляя реформу, начавшуюся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства, Пенсионный фонд выполняет роль одного из активных участников управления социальной сферы страны и ее реформирования.

Во всех краях, областях созданы управления ПФР, которые реализуют государственную политику в области пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд РФ является объектом, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.

Пенсионный фонд РФ - это орган государственной власти и управления. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет публично-властные полномочия по обеспечению конституционного права на государственную пенсию. Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты // Гражданин и право. 2001. № 10, II;

Полномочия Пенсионного фонда РФ - государственного учреждения, имеющего специальную правоспособность, относятся к функциям органов исполнительной власти. Пенсионный фонд РФ образует централизованную систему с вертикальной структурой управления, единую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

Пенсионный Фонд РФ осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий, организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Пенсионный Фонд РФ принимает участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного Фонда и его органов. Агапова Т.А. Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы // Профессиональные пенсионные системы: проблемы и перспективы развития / Сост.: В.Н. Баскаков, Е.К. Крылова. М.: Страховое ревю, 2008;

Предприятия, организации и учреждения, в том числе банки, представляют уполномоченным Пенсионного Фонда в районах и городах, ревизионной комиссии Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

С 2000 г. согласно Указу Президента РФ №1709 Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют назначение и выплату государственных пенсий.

С 2003 г. специалисты Пенсионного фонда осуществляют следующие управленческие функции: назначение, перерасчет, выплата и доставка пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, а также ежемесячных доплат к пенсиям отдельных категорий граждан.

Для пенсионирования этой категории в структуре Исполнительной дирекции ПФР было создано специализированное подразделение -- Управление пенсионного обеспечения государственных служащих. За короткие сроки оно проделало значительный объем работы по приему от Министерства труда и социального развития Российской Федерации около 25 тыс. пенсионных дел соответствующих категорий получателей пенсии и ежемесячных доплат. Была проведена и модернизация программного обеспечения в связи с изменениями законодательства. Проблемы пенсионной системы//«Пенсия» №12, декабрь 2005

Вот уже несколько лет подряд Пенсионный фонд России принимает активное участие в реализации социальных программ на территории нашей страны. Результатом этой деятельности ПФР стала реальная помощь тысячам ветеранов, инвалидов, пожилых людей, т.е. тем, кто больше всех сегодня нуждается в нашей помощи. Оказание адресной социальной помощи является одним из направлений такой ответственной деятельности ПФР.

Пенсионный Фонд осуществляет управление и финансирование расходов на социальные программы по следующим направлениям:

· оказание единовременной материальной помощи;

· газификация домовладений;

· празднование Дня Победы, проведение Дня пожилого человека и Дня инвалида.

Говоря об основных направлениях деятельности Пенсионного фонда, можно сделать вывод о том, что благодаря уникальным возможностям, которыми располагают органы ПФР, благодаря наличию эффективных вертикальных связей в пенсионной системе, помимо назначения и выплаты пенсий, им нередко приходится выполнять ответственные поручения Президента и Правительства Российской Федерации, связанные с социальной сферой, но лежащие вне сферы собственно пенсионного обеспечения.

3.  
Принципы пенсионного страхования

Основы регулирования обязательного пенсионного страхования на территории РФ наряду с регулирование правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определением правового положения субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. «Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения». ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от15.12.2001 № 167-ФЗ., ст.3

Субъектами обязательного пенсионного страхования могут быть федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком в обязательном пенсионном страховании является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Другими словами, государство должно будет возместить данному лицу причиненный ущерб (в любом проявлении). Застрахованными же лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Ими могут быть граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие  себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся  частной практикой нотариусы, адвокаты);

- члены крестьянских (фермерских) хозяйств;

- работающие за пределами  территории Российской Федерации  в случае уплаты страховых  взносов;

- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных  народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, что в их отношении является немного нецелесообразным;

- иные категории граждан, у которых возникают отношения  по обязательному пенсионному  страхованию.

Помимо Пенсионного фонда РФ страховщиками могут выступать негосударственные пенсионные фонды.

Страхователями же являются:

1) лица, производящие выплаты  физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы и  занимающиеся частной практикой  нотариусы. Роик В.Д. Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2009. -№ 11 (299)

Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

В его состав включены:

1. страховая и накопительная  части трудовой пенсии по старости;

2.страховая и накопительная  части трудовой пенсии по инвалидности;

3. страховая часть трудовой  пенсии по случаю потери кормильца;

4. социальное пособие  на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Уплата денежных средств для пенсионного страхования производится в виде страховых взносов. Существует определенный тариф страховых взносов или же размер страхового взноса на единицу измерения базы для их начисления.

Можно выделить следующие виды тарифов страховых взносов:

1) для выступающих в  качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в  качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной  продукции, родовых, семейных общин  малочисленных народов Севера, занимающихся  традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

2) для выступающих в  качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной  продукции, родовых, семейных общин  малочисленных народов Севера, занимающихся  традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Контроль над использованием средств на обязательное пенсионное страхование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонд РФ на очередной финансовый год, устанавливается норматив оборотных денежных средств. Но, не смотря на свою стабильную деятельность, сроки составления не приносят нужного эффекта. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

Сущность и понятие добровольного пенсионного страхования

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» физические лица имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов. Закон не ограничивает круг таких лиц. Однако обязательным условием является отсутствие уплаты страховых взносов за указанное лицо.

Таким образом, гражданин вправе добровольно вступать в правоотношения и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей за другое физическое лицо, являющееся безработным, студентом, школьником старших классов, домохозяйкой и др. Если человек в настоящее время нигде не работает, то страхователь за него страховые взносы не уплачивает.

На данный момент не существует строго урегулированного законом нормативного документа в отношении добровольного пенсионного страхования. Но стоит в очереди на утверждение проект ФЗ «О добровольном накопительном пенсионном страховании в РФ». Если обязательное пенсионное страхование считается государственным, то добровольное пенсионное страхование относиться к негосударственному пенсионному обеспечению. Федоров Л.В., Пенсионный Фонд Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2008, с. 55

Представленный законопроект регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при осуществлении добровольного накопительного пенсионного страхования. Добровольным накопительным пенсионным страхованием можно назвать система накопительного пенсионного страхования, которая основывается на добровольном участии физических и юридических лиц в формировании пенсионных накоплений с целью получения физическими лицами пенсий, дополнительных к видам пенсий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и государственном пенсионном обеспечении. Эта система включает в себя следующие виды накопительного пенсионного страхования:

1) личное накопительное  пенсионное страхование, предусматривающее  формирование, назначение и выплату  личных дополнительных пенсий  на основании пенсионных договоров, заключённых физическими лицами  в свою пользу, или физическими  либо юридическими лицами в  пользу третьих физических лиц, независимо от их места работы  и жительства;

2) корпоративное накопительное  пенсионное страхование, предусматривающее  формирование, назначение и выплату  корпоративных дополнительных пенсий  на основании пенсионных договоров, заключенных работодателем в  пользу физических лиц, состоящих  в трудовых отношениях с работодателем, по условиям, определённым трудовым  договором, либо коллективным договором, либо региональным (отраслевым, межотраслевым, территориальным, профессиональным) соглашением;

3) региональное накопительное  пенсионное страхование, предусматривающее  формирование, назначение и выплату  региональных дополнительных пенсий  на основании пенсионных договоров, заключённых по единым для  данного административно-территориального  образования Российской Федерации  условиям.

Деятельность по добровольному накопительному пенсионному страхованию включает в себя приём и накопление пенсионных взносов, инвестирование и организацию инвестирования активов добровольного накопительного пенсионного страхования, учёт пенсионных накоплений, назначение и выплату дополнительных пенсий пенсионерам. Добровольное накопительное пенсионное страхование осуществляется в соответствии с условиями пенсионного договора, заключаемого между вкладчиком и накопительным пенсионным фондом. Добровольное накопительное пенсионное страхование осуществляется исключительно накопительными пенсионными фондами, а именно, на базе осуществления данного страхования создаётся фонд по добровольному накопительному пенсионному фонду. Роик В.Д. Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2009. -№ 11 (299)

Вкладчиком в данный фонд могут быть различные лица:

1) любое физическое лицо, являющееся гражданином Российской  Федерации, иностранным гражданином  или лицом без гражданства;

2) любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории  Российской Федерации, а также  иностранное юридическое лицо;

3) исполнительные органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и (или) исполнительные  органы местного самоуправления.

Участниками данного фонда могут быть различные физические лица, заключившие пенсионные договоры.

Пенсионные взносы по добровольному страхованию уплачиваются вкладчиками в соответствии с выбранными ими пенсионными схемами, которые также могут быть различного вида:

- с установленными взносами (условия пенсионной схемы устанавливают  порядок уплаты пенсионных взносов  вкладчиком, а порядок выплаты  дополнительной пенсии участнику определяется в момент её назначения);

- с установленными выплатами (условия пенсионной схемы устанавливают  порядок выплаты дополнительной  пенсии участнику, в соответствии  с которым оговаривается порядок  уплаты пенсионных взносов вкладчиком).

Вкладчики и пенсионеры вправе требовать замены пенсионной схемы, выбранной при заключении пенсионного договора, на другую зарегистрированную пенсионную схему данного фонда. Вкладчики взносов несут обязанность по выбору определенной пенсионной схемы, но с правом её изменения на другую предоставленную. С одной стороны, данный способ уплаты взносов является эффективным и гарантированным, но с другой стороны - имеет некоторые несостыковки в распределении внесённых в фонд денежных средств.

Фонд обязан осуществлять учет исполнения своих накопительных обязательств перед вкладчиками и пенсионных обязательств перед пенсионерами в форме ведения пенсионных счетов добровольного накопительного пенсионного страхования.

Исходя из вышесказанного, следует, что пенсионное страхование выступает в нескольких формах, одной из которых является государственное пенсионное страхование, регулируемое Пенсионным фондом РФ. А второй формой является негосударственное страхование - добровольное накопительное страхование, имеющее свои отличительные признаки.

 

Задачи

1. Каков размер базовой  части трудовой пенсии, если пенсионер  старше 80 лет, и он имеет одного  иждивенца.

Решение:

По состоянию на 01.04.2012 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 3278 рублей 59 копеек в месяц. http://www.pfrf.ru - официальный сайт Пенсионного фонда РФ.

Граждане, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи - с 1 иждивенцем - 7650 рублей 5 копеек в месяц. http://www.pfrf.ru - официальный сайт Пенсионного фонда РФ.

2. Рассчитать основные  показатели работы коечного фонда  в лечебном учреждении (оборот  койки, занятость койки и средняя  длительность пребывания больного  на койке), если в учреждении  в течение года функционировало 650 коек, пролечено 17000 больных и ими  проведено 200000 койко-дней.

Решение

1) Оборот больничной койки:

число выбывших больных (выписанных + умерших) / среднегодовое число коек.

17000/650 = 26,15~26 больных.

Этот показатель свидетельствует о том, какое число больных «обслужила» одна койка в течение года. Быстрота оборота койки зависит от длительности госпитализации, что, в свою очередь, определяется характером и течением заболевания. В то же время уменьшение сроков пребывания больного на койке и, следовательно, увеличение оборота койки во многом зависят от качества диагностики, своевременности госпитализации, ухода и лечения в больнице. Расчет показателя и его анализ следует вести как в целом по стационару, так и по отделениям, профилям коек, нозологическим формам. В соответствии с плановыми нормативами для городских стационаров общего типа оборот койки считается оптимальным в пределах 25 - 30, а для диспансеров - 8 - 10 больных год.

2) Среднегодовая занятость (работа) больничной койки:

число койко-дней, фактически проведенных больными в стационаре / среднегодовое число коек.

200000/650 =307,69~308 дней.

3) Средняя длительность  пребывания больного в стационаре (средний койко-день):

число проведенных больными койко-дней за год /число выбывших (выписанные + умершие).

200000/17000=11,76~12 дней.

Как и предыдущие показатели, вычисляется как по стационару в целом, так и по отделениям, профилям коек, отдельным заболеваниям. Ориентировочно норматив для больниц общего типа составляет 14 - 17 дней, с учетом профиля коек - значительно выше (до 180 дней).

 

Список использованной литературы:

1. Агапова Т.А. Макроэкономические  аспекты реформирования пенсионной  системы // Профессиональные пенсионные  системы: проблемы и перспективы  развития / Сост.: В.Н. Баскаков, Е.К. Крылова. М.: Страховое ревю, 2008.

4. Баскакова В.Н. Финансовые  перспективы Пенсионной системы  России// Финансы 4, 2007 с.52-56.

5. Ильина В.В. К вопросу  об эффективности Пенсионной  реформы // Финансы 5, 2007г., с 47-51.

6. Назаров А.С. Пенсионная  реформа: правовые аспекты // Гражданин  и право. 2008. № 10

7. ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в РФ»  от15.12.2001 № 167-ФЗ., ст.3

8. Петров А.Н., Государственные  пенсии в Российской Федерации. - М.: Гросс-Медиа, 2007

9. Проблемы пенсионной  системы//«Пенсия» №12, декабрь 2009

10. Роик В.Д. Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2009. -№ 11 (299).

11. Федоров Л.В., Пенсионный  Фонд Российской Федерации. - М.: Дашков  и К, 2008, с. 55.

12. http://www.pfrf.ru - официальный  сайт Пенсионного фонда РФ.


 


Информация о работе Пенсионное страхование