Налоги как инструмент финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Совокупность государственных мер по оптимизации в развитии экономических и социальных условий с использованием централи-зованных денежных ресурсов образует финансовую политику госу¬дарства. Она не одинакова в различных национальных образовани¬ях, но общая тенденция в ее проведении для разных государств состоит в материальном обеспечении национальных концепций по социализации жизни: использованию научных достижений, повыше¬нию производительности труда, росту качества жизни людей. В це¬лом финансовая политика призвана осуществлять распределитель¬ные и контрольные функции. Это предполагает активное участие го¬сударственных финансов в распределении и перераспределении ВВП, и контроле со стороны общества за производством, распределени¬ем и обращением совокупного продукта общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Финансовая политика её сущность 6
1.2. Налоги как основной инструмент финансовой политики 11
ГЛАВА II. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ 17
2.1. Особенности налоговой политики в России 17
2.2. Анализ поступления налоговых платежей в федеральный бюджет за 9 месяцев 2011 - 2012 г. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_1.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство Образования и Науки РФ

Московский  государственный  университет Экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)

 

 

Кафедра Финансов,  кредита и банковского дела

Курсовая работа

На тему:

«Налоги как инструмент финансовой политики государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:    Исаева  Е.А.

                                                      Выполнил: студент группы  ДЭЭ- 211

    Акталиев Р.С.

 

 

 

 

Москва 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

;VMKA/FMEKLFJIFGHVUIZHJFKZNAJ.NAUIHUH

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Совокупность государственных мер по оптимизации в развитии экономических и социальных условий с использованием централизованных денежных ресурсов образует финансовую политику государства. Она не одинакова в различных национальных образованиях, но общая тенденция в ее проведении для разных государств состоит в материальном обеспечении национальных концепций по социализации жизни: использованию научных достижений, повышению производительности труда, росту качества жизни людей. В целом финансовая политика призвана осуществлять распределительные и контрольные функции. Это предполагает активное участие государственных финансов в распределении и перераспределении ВВП, и контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного продукта общества.

Актуальность выбранной темы курсовой работы подчеркивается тем, что одним из важных элементов финансового механизма государства являются налоги. Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную долю доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социального экономического развития общества.

Экономика России продолжает восстанавливаться после международного финансового кризиса. В 2011 году существенно вырос объем бюджетных доходов, замедлилась инфляция. Вместе с тем нельзя игнорировать все более пессимистические оценки перспектив мировой экономики. Опыт последних лет показал, что в современных условиях ухудшение экономической ситуации в группе ведущих стран влечет за собой дестабилизацию глобальных финансовых и сырьевых рынков, мировой торговли и в конечном счете сказывается на положении во всех странах.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогов как основного инструмента финансовой политики государства. Для того чтобы достичь поставленной цели курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1) изучение фискальной политики, её целей и инструментов;

2) рассмотрение налогов как основного инструмента финансовой политики;

3) изучение особенностей налоговой политики в России;

4) проанализировать налоговые поступления на современном этапе.

VFXDV CMX,.V MA;NRJPAGJRIEPJDFIUOPGHJUEIOPG7UOHGJFDAK;NGFAJK;GHJAIPGHJR

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1.  Финансовая политика её сущность

Большинство своих функций современное государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы — финансовой политики. Ряд авторов определяет финансовую политику как совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. В этом определении вводится очень неопределенный, без очерченных границ термин «государственные мероприятия».

Требует уточнения с учетом современной науки и практики также термин «финансовые отношения». Он очень широк, неопределенен, неструктуризован и имеет политический характер.

Финансовая политика государства как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. В этом определении принципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики — инструментов и институтов финансовой государственной власти. Это единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в финансовой жизни страны лишь при условии, если технология его практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Минфин, Министерство по налогам и сборам, Минэкономразвития, Федеральная комиссия по валютному контролю, Пенсионный фонд и т. д.).

Важной компонентой приведенного определения является положение, что финансовая политика — это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента — будь то бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т. д.— существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью. На практике это может быть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты, например, ставки налогообложения, уводят часть экономики, ВВП и доходов в теневую зону, либо институт финансовой власти (налоговая служба) не отладил технологию сбора налогов. Чаще низкая эффективность финансовых инструментов связана как с низкой отлаженностью этих инструментов, так и с плохой организацией функционирования финансовых институтов государственной власти.1

Выделим общие черты финансовой политики в XX в..

1.   Успех финансовой политики и ее высокая  результативность определили мощь государства, его способность обеспечивать выполнение своих важнейших функций, реализацию национальных интересов страны, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, а также внутренний социальный мир, социально-экономическую стабильность.

2.   В связи с ограниченностью  финансовых ресурсов, их дефицитом по сравнению с расширяющимися возможностями их использования под действием научно-технического прогресса, возникновением новых потребностей, расширением мирохозяйственных связей, глобализацией экономики роль финансовой политики непрерывно возрастала.  Возникли новые финансовые теории, финансовые технологии, финансовый   менеджмент,  важнейшей   частью  рыночной   экономики стал фондовый рынок. Не все новые тенденции в финансах являются сферой финансовой политики. Однако несомненно, что поле, предмет финансовой политики существенно расширились. Поэтому задача координации  и  синтеза  финансовых  нововведений — обогащение  деятельности   финансовых  институтов   власти   с  позиции   современных тенденций в финансах — выходит на первый план как при выработке стратегии развития российского общества, так и при решении тактических задач.

3.   Возросло количество финансовых  инструментов  осуществления    финансовой    политики,    они    стали    более    разнообразными. При одновременной их универсализации возникли инструменты строго целевого назначения. Например, фондовый рынок стал в 90-е годы новым глобальным финансовым инструментом четкого целевого назначения (фьючерсные сделки и т. д.).2

4.   Возросла взаимозависимость  между денежно-кредитной политикой, формируемой независимым Центральным банком РФ, и бюджетно-налоговой политикой правительства (Минфин и др.); возникла задача их координации. Без обоснования количества денежной массы, необходимого коэффициента монетизации не может быть эффективного бюджета. Но все «пожирающий» бюджет, неконтролируемые расходы, огромное количество бюджетополучателей наносят ущерб денежному обращению, порождают эмиссию и инфляцию. Другой пример: ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком, также зависит от политики государственного долга, темпов инфляции, структуры расходов бюджета, особенно от затрат на обслуживание государственного долга.

5.   В последние годы в  России, как и во всем мире, финансы приобрели самодовлеющее значение. Фондовый рынок породил необузданную игру и погоню за высокими спекулятивными доходами, например, на базе так называемых ролловых операций и т. д. Новые финансовые операции настолько изощренны и отделены от материального субстрата экономики, реальных (нефинансовых) услуг, что для обозначения таких явлений возникли новые термины: экономика «мыльного пузыря», «бумажная экономика», «финансовые пирамиды» и   т. д.

6.   Финансовая политика России как по используемым инструментам,  так и особенно  по эффективности функционирования институтов финансовой власти существенно отстает от мировых стандартов в этой области. В то же время рекомендации Международного   валютного   фонда   используются  механически   без   необходимой адаптации к российским условиям. Наибольшее отставание наблюдается в бюджетном планировании, исполнении бюджета, управлении внутренним и внешним долгом, осуществлении контроля и надзора за функционированием фондового рынка.

7.   Качество кадрового обеспечения  финансовой политики не соответствует задачам выхода страны из кризиса из-за недостаточного внимания государства к подготовке кадров финансистов в сфере государственных   финансов   на   протяжении   десятилетий.   Вероятно, кадровый   потенциал   даже   ниже   уровня   начала   века,    24—30-х и 40—60-х годов.

8.   Эффективность  финансовой   политики   в   существенной  мере зависит от деятельности  Министерства финансов,  его руководства, а также министра финансов.

Для определения особенностей финансовой политики в отдельные периоды XX в. очень важно правильно выбрать критерии их определения. Исходной точкой отсчета является тот период, которым завершается XX в., т. е. финансовая политика, проводимая в последнее десятилетие. В качестве результата предшествующего развития он содержит в себе как отрицание многих испытанных временем инструментов и институтов, так и утверждение тех из них, которые прошли проверку временем, вошли в живую ткань жизни общества, человека и государства. Именно этот симбиоз старых и новых финансовых механизмов является основой для определения будущей финансовой политики.

При классификации финансовой политики, ее стержневых элементов можно выделить следующие критерии.

1.   Главный критерий — роль финансов в экономике и их соотношение   с   физической   экономикой,   материальным   производством и услугами нефинансового характера.

2.   Следующим субстанциональным  критерием является базисная  категория, определяющая структуру  финансового механизма, его действующие элементы (прибыль, чистый доход, валовой продукт и т. д.).

3.   Важным критерием является  роль государственного бюджета  в социально-экономическом развитии. Здесь возможны разные сценарии.   Первый  исторический  сценарий:   функциональная  перегруженность бюджета вплоть до прямого финансирования за счет бюджета не только социальных расходов, расходов на образование, здравоохранение, культуру и оборону страны, но и большей части расходов на капитальные вложения в реальный сектор. Второй исторический сценарий: минимизация роли бюджета в соответствии с концепцией «минимального государства». Это означает максимальную приватизацию государственной собственности, почти полное отстранение государства от финансирования реального сектора и производственных капитальных вложений. Третий исторический сценарий: доля бюджета в ВВП связана с концепцией эффективного государства, т. е. его доля в расходах определяется исходя из оптимизации выполнения государством функций, с тем чтобы эффективность и затрат, и ресурсов стремилась к максимуму. Таким образом, личное благосостояние большинства граждан будет зависеть от финансового благополучия народного хозяйства и сбалансированности бюджета.

4.  Денежный фактор: устойчивость  рубля и цен как основа устойчивости финансовой системы и ее важного звена — государственного бюджета.   Как   только   обесценение   рубля   достигает   критического уровня, доходы государства перестают быть основой благополучия государства, инфляция подрывает мотивацию предпринимательской и   любой   другой   деятельности   человека.    Расходы,   исчисляемые в  обесцененных  рублях,  настолько  разбухают,  что  их  невозможно покрыть реальными доходами, в результате чего государство вынуждено прибегнуть к эмиссии.

5.   Не   менее   важный   критерий   —   взаимосвязь   отечественной и мировой финансовой системы, роль внешних займов и иностранных инвестиций, а также международных финансовых организаций в определении финансовой политики России.

С позиции этих критериев весь исторический процесс формирования и изменения финансовой политики нельзя представить однозначно как развитие по восходящей линии или как развитие циклического характера. Он носит более сложный характер. Это связано с изменением целей экономической политики, влиянием внешних условий и факторов, которые представляют возможную угрозу изменения геополитического положения России.

1.2.   Налоги как основной инструмент финансовой политики

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества.

С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как объективная экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения)  вновь  созданной  стоимости  валового  национального  продукта и отчуждения части его стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов. 3

Информация о работе Налоги как инструмент финансовой политики государства