Долгосрочное страхование жизни в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Во всех развитых странах страхование является стратегически важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий.
При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять наряду с государством, а порой и опережая государство.

Содержание

Глава 1Теоретические основы страхования жизни 5
1.1 Основные понятия и сущность страхования жизни 5
1.2 Виды страхования жизни 7
1.3 Особенности долгосрочного страхования жизни 10
Глава II Долгосрочное страхование жизни в России 14
2.1 Емкость и основные тенденции рынка страхования жизни в России 14
2.2 Проблемы развития рынка страхования жизни в России 23
2.3 Рекомендации по развитию и совершенствованию личного страхования 36
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Страховое дело.docx

— 75.02 Кб (Скачать файл)

В правительстве считают, что потенциал рынка страхования жизни можно реализовать с помощью введения налоговых льгот. Власти планируют вернуться к предоставлению налоговых вычетов для граждан, прибегающих к страхованию ключевых рисков - по жизни и здоровью.

 

Страхование жизни дает право на уменьшение подоходного налога, взимаемого с физических лиц. Это делается за счет либо предоставления налоговых скидок, т.е. уменьшения базы исчисления подоходного налога на сумму уплачиваемых страховых премий по страхованию жизни, либо налоговых кредитов, т.е. снижения подоходного налога на сумму премий, уплаченных по страхованию жизни сберегательного или социального характера. Эти методы стимулирования страхования жизни практикуются в США, Канаде и в ряде европейских стран;

Так же Государство предъявляет повышенные требования к капиталу страховщиков, репутации владельцев и руководства компании, квалификации персонала, а также организации контроля за выполнением требований к управлению активами, представляющими страховые резервы. это разделение также должно помочь обосновать необходимость и обеспечить возможность установления налоговых льгот участникам страхования жизни. Затраты граждан на ДСЖ и здоровья в перспективе следует включить в перечень социальных налоговых вычетов.

Долгосрочное страхование жизни предъявляет серьезные требования к финансовому состоянию и устойчивости страховых организаций, поскольку в его основе лежит процесс капитализации страховых премий. В условиях общей нестабильности и возможности финансовых кризисов страховщики не могут давать гарантии на долгосрочную перспективу. Доверие населения к ним, как и к другим финансовым институтам, явно недостаточно.

Отдельно следует выделить те цели страхования жизни, которые являются следствием принятия соответствующих законодательных актов, обязывающих заключать определенные договоры страхования жизни, например страхование жизни работников, занятых на опасных или вредных работах, страхование жизни государственных служащих. Следует иметь в виду, что «обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону» (ст. 935 ГК). Однако гражданин может быть вынужден заключать договор страхования жизни в качестве предоставления дополнительных финансовых гарантий при получении кредита. Но не существует пока законодательных или экономических рычагов, стимулирующих предпринимателей и население заключать договоры страхования жизни (например, страхование жизни наемных работников или страхование жизни под получение ссуды или ипотечного кредита).

Таким образом, гражданин заключает договор страхования жизни либо с целью обезопасить свою семью в случае преждевременной смерти, либо в инвестиционных целях, чтобы обеспечить будущие финансовые потребности. Поэтому долгосрочное страхование жизни позволяет решать чрезвычайно важные социально-экономические задачи и всемерно поддерживается государством. В условиях рыночной экономики оно представляет собой один из важнейших механизмов обеспечения экономической и социальной стабильности.

В страховании жизни особенно важно не просто предоставить клиенту гарантию выплаты страховой суммы, а экономически заинтересовать в заключении такого договора. Грамотная налоговая политика в отношении страховых операций может стать мощным рычагом увеличения спроса населения и юридических лиц на продукты страхования жизни. Вопрос о льготном налогообложении уже давно обсуждается в нашей стране, и некоторые положительные сдвиги уже наметились. Льготы по налогообложению существуют для страховых выплат и, в определенной части, для страховых взносов, уплачиваемых работодателями при заключении коллективных договоров личного страхования своих работников.

2.3 Рекомендации по развитию и совершенствованию личного страхования

 

 

На основе исследованных материалов сформулируем несколько рекомендаций, способствующих развитию и совершентвованию личного страхования в РФ.

Учитывая объемы и временный характер краткосрочного страхования жизни, необходимо создать условия для развития личного страхования и трансформировать краткосрочное страхование жизни в долгосрочное. Что для этого надо сделать в нашей стране?

Предоставить страховым компаниям возможность принять участие в решении социальных проблем. Для этого необходимо:

Обеспечить участие страховых компаний в реформе системы пенсионного обеспечения. Развивая пенсионное страхование, государство решает проблему получения высоких пенсий для тех, кто этого хочет. Одновременно государство получает длинные деньги в виде страховых резервов. Кроме того, страховые компании могут принять активное участие в профессиональных пенсионных системах, обеспечивая выплату пенсии льготникам в течение пяти лет до достижения действительного пенсионного возраста. Страховые компании могут также заключать договоры индивидуального пенсионного страхования с физическими лицами, обеспечивая им достойный уровень пенсии. Страховые компании могут взять на себя риски недожития застрахованного до пенсионного возраста и выплаты пенсии выгодоприобретателю, то есть по случаю потери кормильца.

Развивать долгосрочное страхование жизни в Российской федерации, в том числе с выплатой рент и аннуитетов. С одной стороны, это позволит привлечь значительные инвестиционные ресурсы. С другой стороны, этот вид страхования даст возможность людям получать дополнительный доход.

Работать с самозанятым населением. Эта категория людей появилась в России сравнительно недавно, с началом зарождения рыночных отношений. По данным журнала "финансы" в России сейчас есть 10-12 миллионов человек самозанятого населения, из которых далеко не все охвачены государственными социальными и пенсионными программами. Страховые компании, охватывая этот слой населения личным страхованием, могут оказать существенную помощь государству в решении их социальных и пенсионных проблем.

Развивать программы ипотечного кредитования населения. Эти программы позволяют решить важнейший вопрос социальной защиты населения - обеспечение граждан жильем.

Развивать не только обязательное, но и добровольное медицинское страхование. Нужно соединить возможности добровольного и обязательного медицинского страхования. Тогда гражданин, получающий медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования, сможет получать более качественную медицинскую помощь за счет добровольного медицинского страхования. Это может быть достигнуто путем зачета взноса по обязательному медицинскому страхованию, уплаченного предприятием за своих работников в счет взноса самого работника по добровольному медицинскому страхованию. Это привлечет к решению проблем медицинского обслуживания как предприятий, так и самих граждан, которые в результате смогут получать медицинские услуги более высокого уровня.

Развивать социальное страхование от несчастных случаев на производстве, предоставив право работодателю платить либо в Фонд социального страхования, либо в страховую компанию. Необходимо также развивать и страхование граждан от несчастных случаев. Этого требует объективная реальность. По данным Министерства труда и социальной занятости РФ, ежегодно на производстве происходит около 150 тысяч случаев травматизма.

Таким образом, допуск страховых компаний к решению социальных проблем и развитие личного страхования позволяют получить для граждан:

  • дополнительное пенсионное обеспечение;
  • высококачественные медицинские услуги;

 

  • дополнительные социальные гарантии в случае инвалидности, потери кормильца и так далее;
  • дополнительный источник дохода;
  • для государства:
  • снизить нагрузку на бюджет;
  • привлечь инвестиционные ресурсы;
  • ликвидировать иждивенчество;
  • создать социальную стабильность в обществе.

Для того чтобы личное страхование развивалось в нужном направлении, необходимо принять законы, способствующие развитию данного вида. Речь идет о социальных законах: "О развитии долгосрочного страхования жизни в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве", "Об основах реформы пенсионной системы" и так далее.

Для развития личного страхования и долгосрочного страхования жизни в частности нужны стимулы для страхователей. Первый шаг в этом направлении уже сделан: принятые 23 и 24 главы Налогового кодекса РФ (о подоходном и социальном налоге) способствуют развитию личного страхования.

Необходимо решить вопрос о развитии надежных финансовых инструментов для размещения страховых резервов по долгосрочному страхованию жизни.

Расширять международное сотрудничества со страховыми надзорами, союзами страховщиков, зарубежными страховщиками и перестраховщиками с целью формирования российского рынка долгосрочного страхования жизни с учетом мировых тенденций, укрепления платежеспособности российских страховщиков, снятия необоснованных ограничений на участие иностранных компаний в проведении страхования и перестрахования жизни, совместной борьбы со страховым мошенничеством в области страхования жизни;

 

Необходимо проведение Всероссийским союзом страховщиков, средствами массовой информации, общественными организациями и высшими учебными заведениями широкой просветительской работы среди населения, государственных служащих и работодателей, раскрывающей сущность и механизм реализации предлагаемых программ, с целью формирования в обществе современной страховой культуры и цивилизованного отношения к страхованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели теоретические аспекты личного страхования, такие как определение, основные категории, основы классификации, содержание видов личного страхования, а также выявили наиболее значимые проблемы, возникающие на пути развития данной отрасли в РФ, точки зрения учёных и специалистов по этим вопросам, а так же предполагаемые методы их решения.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Личное страхование является одной из важнейших отраслей страхование. Развитое личное страхование решает две основные стратегические задачи:

Повышает социальную защищённость граждан, путём выплат пособий, дополнительных пенсий в виде рент и т. д.

Аккумулирует огромные денежные резервы, которые в свою очередь инвестируются в экономику страны.

Для успешного развития данной отрасли необходимо решить ряд проблем. Ведущую роль в этом процессе должно играть государство и крупные профессиональные объединения страховщиков, например Всероссийский Союз Страховщиков.

Огромную роль в эффективном развитии личного страхования играет формирование рыночного сознания у населения. Необходимо, чтобы граждане отказались от мысли, что государство им «должно». Безусловно, социальная поддержка со стороны государства должна сохраняться, однако основную составляющую таких выплат должны формировать сами граждане, заключая соответствующие договора страхования.

Необходимо также расширять спектр обязательного страхования. Но делать это нужно очень осторожно, с особой тщательностью проектируя страховые тарифы. Иначе эти меры вызовут активное недовольство населения, подрывая доверие к страховщикам и к страхованию как экономическому институту.

По прежнему не решённой остаётся проблема налоговых махинаций с использованием страховых схем. Но в этом направлении предприняты серьёзные законодательные и организационные шаги, что позволяет надеяться на скорейшее решение данного вопроса.

Развитие страхования неразрывно связано с развитием экономики страны в целом. При слабой экономике, не может быть и речи о развитой системе страхования. Напротив, в условиях развитой экономики формируется платёжеспособный спрос на страховые услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Сахирова Н.П., Страхование: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Страхование. – Питер, 2004.
  3. Басаков М.И., Страховое дело. Курс лекций. – М.: ПРИОР, 2001.
  4. Гвозденко А.А., Основы страхования. – М.: Финансы и статистка, 1998.
  5. Шахов В.В., Страхование: Учебник для ВУЗов. – М.:, ЮНИТИ, 2000.
  6. Грызенкова Ю.В., Личное страхование: опыт, проблемы, перспективы. По материалам одноим. междунар. конференции. – М.: Финансы и статистка, 2001.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  9. Материалы с официального сайта компании «РОСНО» www.rosno.ru
  10. Материалы с официального сайта компании «Росгосстрах» www.rgs.ru

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Долгосрочное страхование жизни в России