Страхование жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 11:45, доклад

Краткое описание

Почему же люди не страхуют жизнь? Можно выделить следующие причины такой тенденции: незнание страховой культуры; отсутствие интереса к страховым услугам и гарантий страховых выплат; проблема менталитета – в России просто нет привычки страховаться; высокая стоимость страховой услуги.
Страхование жизни может принять на себя существенную часть социальных и пенсионных функций государства в среднесрочной перспективе, которые сейчас финансирует бюджет.
Есть предложения по развитию в России страхования жизни с инвестиционной составляющей (unit-linked), налоговые льготы для юридических и физических лиц по страхованию жизни, а также по получению страховщиками доступа к пенсионным деньгам и крупным инфраструктурным проектам (например, облигациям с госгарантией, доходность которых превышала бы инфляцию).

Вложенные файлы: 1 файл

доклад Страх.жизни.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в России страхование  жизни не востребовано населением - предлагаемые на страховом рынке  виды страхования жизни находят  свой крайне ограниченный круг клиентов.

За последние 20 лет в России предпринималось  достаточно большое число попыток  развития полноценного страхования жизни. Но классические варианты страхования жизни, которые предлагают страховщики, так и не получили широкого распространения среди населения (по данным ФСФР, в общей сумме сборов страховой премии за 2011 год доля страхования жизни составляет 1, 6% (15, 72 млрд. руб.)). И причина, на наш взгляд, кроется в том, что эти варианты не отвечают потребностям и интересам большей части граждан.

Кроме того, страховщики имеют низкое доверие населения.

Предлагаемые страховщиками варианты страхования жизни обособленны от существующей системы социального обеспечения, которая имеет исключительное значение для подавляющего числа граждан (по данным Минфина в федеральном бюджете 2011 года социальные расходы составили 33% (3 277, 7 млрд. руб.)). Самостоятельно решать вопросы социальной защиты готов лишь узкий круг населения. Поэтому в условиях непредсказуемости и нестабильности, отсутствия опыта, денежных средств и гарантий большая часть населения России заинтересована в надежной дополнительной социальной защите с участием государства. В связи с этим необходимо уделить особое внимание страхованию жизни в части возможности использования его для реализации интересов населения, связанных с обеспечением финансовой безопасности на различных уровнях и, в первую очередь, государственном, а затем на частном и корпоративном.

Основанием  для выделения страхования жизни  в самостоятельную отрасль в  развитых странах и в России является разная природа обязательств страховщика при страховании жизни и при всех других видах страхования. Страхование жизни является долгосрочным видом страхования и дает большие инвестиционные возможности, чем другие виды. Риск наступления страхового случая возрастает в период действия договора, а вероятность наступления равна 100%.

При наступлении  страхового случая практически всегда выплачивается полная страховая  сумма, но не действует принцип возмещения. Также инфляция больше влияет на страхование жизни, чем на другие виды страхования.

Период, который  можно охарактеризовать как «стадия ожидания роста страхования жизни», представлен на графике 1. До 2010 года рынок страхования жизни развивается весьма нестабильно,  в целом за счет очищения от схемного страхования1 (2006–2007 гг.), кризиса (2008–2009 гг.) и розничного кредитования (2009–2010 гг.).

В 2010 году сектор страхования жизни пошел на подъем.

 Данная  тенденция связанна как с восстановлением российской экономики, так и с увеличением доходов населения страны. В кризис интерес населения к страхованию жизни резко не вырос, однако это не помешало страховщикам увеличить объемы премий. Из всех линий бизнеса страхование жизни показало самую внушительную динамику – рост составил 37,3%. Им удалось не только отыграть кризисное падение, но и перешагнуть через планку 2008 года (19,3 млрд. рублей). Сработал так называемый «эффект низкой базы» – на фоне небольших объемов добиться быстрого подъема не составляло особого труда.  Если же говорить о доле «жизни» в общих сборах, то она по-прежнему минимальна – около 2%. По данным Ассоциации страхования жизни (АСЖ), объем взносов на каждого жителя страны все еще не превышает 5$, а это менее 0,05% ВВП на душу населения. Для сравнения: в Великобритании, где этот показатель

достигает 7%, на каждого жителя приходится 1831 евро премий по страхованию жизни. Во Франции еще выше – 9%, или 2651 евро.

 

С самого начала 2011 года было понятно, что по итогам года рынок страхования жизни вырастет не менее чем на 50%. Итоги первого полугодия показали рост рынка более чем на 60%. Ожидания экспертов оправдались. Совокупный объем премий по страхованию жизни, собранных страховщиками РФ в 2011 году, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), составил 34,7 млрд. рублей (рост по сравнению с 2010 годом более чем на 53%). 

Российский  рынок страхования жизни сегодня имеет две главные составляющие: кредитное страхование жизни и агентские продажи.  В банковском секторе все зависит от того, насколько слаженно страховщики взаимодействуют с банками и как велики сами объемы кредитования. В 2011 году до сентября банковский рынок чувствовал себя неплохо, а вместе с ним – и рынок страхования жизни. 

Несмотря  на видимый рост, существует ряд проблем, среди которых недостаток квалифицированных специалистов, мошенничество, конкуренция со смежными финансовыми секторами и другие. 

На сегодняшний  день, мало профессионалов, которые  хорошо понимают экономическую сущность страхования жизни и способны к организации продаж этих продуктов. И сами специалисты, и руководители региональных подразделений зачастую стремятся не развивать бизнес, а перемещаться по рынку в поисках компании, где оплата меньше зависела бы от результата их работы.

Проблема  могла бы решиться с ведением стандартов. И первое направление, где стандартизация остро необходима –  это деятельность страховых агентов.

Агенты  по долгосрочному страхованию жизни, желая заработать больше денег, могут не сказать клиенту всей правды, ввести его в заблуждение и заключить договор. Стандартизация в этом направлении ускорит развитие агентских сетей и повысит профессиональный уровень агентов.

Серьезной проблемой страхового рынка является мошенничество. Ситуация на рынке страхования жизни, в целом, повторяет тренд «классического» страхования: со снижением уровня дохода населения, активность мошенников возрастает. Однако, в связи с тем, что рынок страхования жизни гораздо менее развит и уровень его проникновения не так высок, как например, автострахование, количество атак мошенников в абсолютных показателях ниже. Тем не менее, на рынке страхования жизни есть примеры выплат на 10 и более миллионов рублей по одному только страховому случаю.

Рынок страхования  жизни, несомненно, интересен филиалам иностранных страховщиков, что приводит к конкуренции последних с отечественными компаниями. И, говоря о перспективах «иностранцев» в России, нельзя игнорировать тот факт, что определенные маркетинговые преимущества наличие иностранного акционера, безусловно, несет. Доверие к российским финансовым институтам, к сожалению, пока не окрепло, население зачастую больше доверяет иностранным компаниям. Конкуренция может проявляться и в области некоей интеллектуальной работы с продуктом, и в лучшем понимании

потребностей  рынка. Многое в этой конкуренции  зависит от используемых технологий и маркетинговой активности. Если говорить о прогнозах, в целом  на рынке страхования жизни иностранные компании, вероятно, смогут занять примерно 50 %.

Безусловно, конкуренция со смежными финансовыми  секторами, такими как банковский  сектор и особенно сектор негосударственных  пенсионных фондов (НПФ), замедляет  развитие страховой деятельности в сфере страхования жизни. Продукты пересекаются и покрывают аналогичные потребности клиента. Ради повышения конкурентоспособности страховщиков нужно выровнять налоговое законодательство. Сейчас пенсионные фонды имеют лучшие налоговые условия. В то же время, несмотря на наличие конкурирующих

продуктов, есть определенная ценность, которую несет для клиента исключительно страхование жизни. Она связана с защитой от рисков смерти и потери трудоспособности. Если посмотреть текущее состояние продуктового ассортимента на российском банковском рынке – там не обнаружится достаточного предложения по долгосрочным вкладам. И это является очевидной проблемой для потребителя: максимальный срок контракта с банками – 2 года, а на более длительный срок у банков продукты практически полностью отсутствуют. В этом смысле, страховые продукты тоже вне конкуренции для человека, мыслящего долгосрочными категориями – ему подойдет только страхование жизни. Участники рынка считают, что наше население пока не оценило все выгоды накопительного страхования жизни, которое может стать альтернативой банковскому вкладу или ПИФу.

В развитых странах, где данный вид  страхования занимает более половины страховых поступлений и является основным инструментом решения социальных проблем населения, страховые взносы на долгосрочное страхование жизни (ДСЖ) изымаются из подоходного налога работника. Предпринимаются конкретные меры по совершенствованию законодательства о налогах и сборах с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков за счет реформирования отдельных видов налогов, сокращения числа налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, пересмотра и

отмены большинства налоговых  льгот. Из-за ряда причин  растет неуверенность населения в долгосрочном сохранении стабильности в государстве. В целом восстановление экономики и улучшение макроэкономических показателей будут поддерживать страховой рынок и рынок страхования жизни, в частности. Возможная макроэкономическая нестабильность: кризис, реформы, безработица, инфляция, экономический цикл и другие. В настоящее время вокруг страхования сохраняется ореол

недоверия, связанный с тем, что  в течение многих лет страхование использовалось как некая «схема» минимизации налогообложения. И в первую очередь это касается страхования жизни. 

Для большинства населения серьезной  проблемой при покупке полиса является высокая стоимость страховых услуг. Средняя заработная плата в 2011 году составляет 20 782 рублей. Непопулярность ДСЖ лишь отчасти связана с невысоким уровнем доходов россиян. Cредний россиянин не дошел до осознания того, что он должен заботиться о себе сам, а не надеяться на государство. Если в Европе и Америке наличие страхового полиса – естественная статья расходов для людей экономически активного возраста, то для россиян

совсем еще недавно даже автострахование было в диковинку и воспринималось только как дополнительный налог. 

Почему же люди не страхуют жизнь? Можно выделить следующие причины такой тенденции: незнание страховой культуры; отсутствие интереса к страховым услугам и гарантий страховых выплат; проблема менталитета – в России просто нет привычки страховаться; высокая стоимость страховой услуги.

Страхование жизни может принять на себя существенную часть социальных и пенсионных функций государства в среднесрочной перспективе, которые сейчас финансирует бюджет.

Есть предложения  по развитию в России страхования жизни с инвестиционной составляющей (unit-linked), налоговые льготы для юридических и физических лиц по страхованию жизни, а также по получению страховщиками доступа к пенсионным деньгам и крупным инфраструктурным проектам (например, облигациям с госгарантией, доходность которых превышала бы инфляцию).

Если эти  меры будут реализованы, в течение 7–10 лет премии по страхованию жизни в России могут вырасти в 15 раз. В этом случае совокупный размер премии может составить 0,3–1,2 трлн. руб., премия на душу населения – 3000–8000 руб., доля премии страхования жизни в  ВВП –  0,5–1,5% (сейчас общая премия  –  22 млрд. руб., премия на душу населения –  160 руб., доля в ВВП – менее 0,1%).

 

Согласно  Центру стратегических исследований Росгосстраха,  который сделал очередное обновление прогноза (график 2) относительно рынка страхования жизни в России до 2050 года, в ближайшие годы Россия сможет показать реальный рост ВВП на уровне 5,5–4%, в более отдаленной перспективе они могут снизиться до 3% в год. Вступление России в ВТО и конкуренция между иностранными и отечественными страховщиками способны оживить рынок страхования жизни. Сегодня Россия по уровню премий на душу населения в этом сегменте в разы отстает от средних показателей стран с сопоставимым ВВП на душу населения. Так, в 2010 г. по данным SwissRe в Венгрии на душу населения приходилась премия по страхованию жизни в 214 долл. США, в Польше – 235,2 долл., в Уругвае – 46,6 долл., тогда как в России – 4,9 доллара. В среднем по проникновению страхования жизни Россия отстает в 20 раз от стран с сопоставимым уровнем экономического развития. Однако отставание в развитии страхования жизни довольно быстро исчезнет, если экономика страны будет развиваться без потрясений и кризисов, а потребителям будут предложены интересные продукты по страхованию жизни с возможностью получать более высокий доход за счет вложения накопленных резервов в различные инвестиционные инструменты.

Если предположения  оправдаются, то к 2050 г. ВВП на душу населения  в России в ценах 2010 г. превысит 45 тыс. долларов – он практически достигнет сегодняшних показателей США.  В течение всего горизонта прогноза рынок накопительного страхования жизни будет активно компенсировать отставание от мировых показателей по доле расходов на данный вид страхования в доходах населения. Согласно расчетам, сборы премии в этом сегменте к 2050 году могут вырасти до 5,6 трлн. руб. в ценах 2010 года, что обеспечит реальный рост премий почти в 267 раз. В номинальных ценах (без очистки от инфляции) объем рынка к 2050 году может составить более 45 трлн. рублей. Таким образом, доля страхования жизни в ВВП вырастет с сегодняшних 0,05% до 2,9%.

Российский  страховой рынок только тогда  можно будет считать состояв-

шимся и  развитым, когда на нем получит  широкое распространение страхова-

ние жизни. Потенциал развития данного рынка  задействован еще в малой сте-

пени. Страхование  жизни может получить серьезный  импульс для своего раз-

вития при  условии совершенствования законодательной  и нормативной базы,

а также  формирования стимулов для страхователей. 

 

ФСФР начала разработку модели гарантийного фонда по страхованию жизни в РФ

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приняла решение о  создании рабочей группы для обсуждения модели создания в России гарантийного фонда по долгосрочному страхованию жизни, сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» заместитель руководителя ФСФР Игорь Жук.

  «Результаты исследования общественного мнения показывают, что потребители на страховом рынке не приобретают полисов долгосрочного накопительного страхования жизни из за недостатка доверия к страховым институтам. Это означает, что без создания системы гарантий на этом сегменте доверие укрепить не удастся. Если гипотеза верна, предоставление дополнительных налоговых льгот приобретателям полисов на выравнивание условий работы для страховщиков жизни и НПФ задачу укрепления доверия не решит», - сказал И.Жук.

Он  добавил, что на первоначальном этапе  задачей рабочей группы будет  сбор и анализ данных, в том числе  и международного опыта, касающегося  функционирования подобных фондов, для разработки предложений по выбору модели гарантийного фонда.

Фонд  гарантий на рынке страхования жизни  станет первым в добровольных видах  страхования. Некоторое время назад  параллельно была поднята тема для  обсуждения по созданию гарантийного фонда в добровольном автостраховании (автоКАСКО).

В настоящее время государство  не определилось с тем, будет ли идея формирования гарантийного фонда реализована  на базе госкорпорации, например, Ассоциации по страхованию вкладов (АСВ), или  он будет создан усилиями коммерческих страховщиков По данным Ассоциации страховщиков жизни, в ряде стран, где созданы и действуют гарантийные фонды, они покрывают до 75% договоров долгосрочного страхования жизни и до 26% договоров на рынке страхования не жизни. «Как правило, гарантийные фонды создаются в тот период, когда страхование по определенным видам бизнеса становится массовым», - высказал мнение журналистам А.Зарецкий на встрече в четверг.

Информация о работе Страхование жизни