Долгосрочное страхование жизни в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Во всех развитых странах страхование является стратегически важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий.
При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять наряду с государством, а порой и опережая государство.

Содержание

Глава 1Теоретические основы страхования жизни 5
1.1 Основные понятия и сущность страхования жизни 5
1.2 Виды страхования жизни 7
1.3 Особенности долгосрочного страхования жизни 10
Глава II Долгосрочное страхование жизни в России 14
2.1 Емкость и основные тенденции рынка страхования жизни в России 14
2.2 Проблемы развития рынка страхования жизни в России 23
2.3 Рекомендации по развитию и совершенствованию личного страхования 36
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Страховое дело.docx

— 75.02 Кб (Скачать файл)

Специализация СК может быть одним из стимулов развития рынка ДСЖ. Государство заинтересовано в социальной стабильности общества, а ДСЖ является одним из формирующих ее факторов. Кроме того, резервы по страхованию жизни - надежный источник долгосрочных инвестиций в экономику. Развитие страхового рынка в России абсолютно созвучно важнейшим приоритетам Правительства РФ - повышению качества жизни граждан и обеспечению устойчивых и высоких темпов экономического роста. Для обеспечения стабильного развития отрасли необходимо развивать ДСЖ.

Государство также намерено стимулировать ускоренную капитализацию рынка, ввести более жесткие ограничения по составу активов и требования к обеспечению собственных средств. Стимулом для заключения договоров ДСЖ гражданами и юридическими лицами должен стать оптимальный налоговый режим для операций в этой сфере. Развитие ДСЖ предъявляет повышенные требования к надежности и финансовой устойчивости страховщиков. Для этого необходимо стимулировать ускоренную капитализацию страхового рынка России. С этой целью Правительству России необходимо создать такой налоговый механизм в страховании, чтобы достичь цели увеличения акционерами уставного капитала за счет законодательного установления вычетов по налогу на дивиденды, зачисляемые компаниями в уставные капиталы.

3. Существенным ограничением  развития ДСЖ в настоящее время  является несовершенный налоговый  механизм и, прежде всего, двойное  налогообложение доходов физических  лиц:

первый уровень: удержание подоходного налога при уплате страховой премии работодателем за своего работника; аналогично и для физических лиц - уплата страховой премии за счет личных средств не снижает налогооблагаемую базу по подоходному налогу;

второй уровень: удержание налога при осуществлении страховой выплаты в пользу застрахованного, выгодоприобретателя. В этом правиле есть несколько исключений, однако они не всегда имеют логику, не "взаимозачитываются" первым уровнем налогообложения или не имеют социально-экономического обоснования. Двойное налогообложение делает страхование жизни не интересным для всех участников: для страхователя, страховщика и для государства. В этой связи в среднесрочной перспективе необходимо стимулирование страхования жизни путем предоставления налоговых льгот.

Систему налогообложения в страховании жизни необходимо изменить путем включения в налогообложение только реальные доходы граждан, то есть получаемой экономической выгоды от страхования жизни. Помимо этого необходимо освободить от налогообложения страховые выплаты в случаях смерти, утраты здоровья и медицинских расходов. Целесообразно также снять ограничения по отнесению расходов на страхование жизни к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, и ввести единые принципы налогообложения всех видов выплат в пользу работников. Кроме того, необходимо законодательное уменьшение базы по налогу на прибыль на сумму расходов по страхованию жизни в пользу работников, если при уплате страховых взносов был удержан подоходный налог с физических лиц и уплачен единый социальный налог.

В качестве инструментов регулирования специализированных страховщиков жизни и других профучастников страхового рынка нужно использовать лицензирование и надзор, а не налоговые механизмы, которые показали свою неэффективность и сделали невозможным развитие реального долгосрочного страхования жизни. Для страховщиков жизни необходимо также увеличение доли перестраховщиков, принимаемых в покрытие страховых резервов, и разрешить им перестраховывать ДСЖ в компаниях -- резидентах РФ. Рынок страхования жизни необходимо развивать в соответствии с практикой государств с наиболее развитой рыночной экономикой. В частности, целесообразно законодательно закрепить возможность определения размера страховой суммы по ДСЖ в зависимости от инвестиционных результатов страховщика.

4. Следующей проблемой  является несовершенство методологической  и организационной базы и отсутствие  профессионалов-аналитиков для развития  и повышения качества СУ по  страхованию жизни. Один из сегодняшних  приоритетов Министерства финансов РФ по страхованию жизни - выработка единых подходов в определении состава резервов и методов их расчета. С учетом предстоящего разделения страховщиков по сферам деятельности в перспективе следует и изменение их статистической и бухгалтерской отчетности. Очень важно при этом отметить, что работа страховщиков жизни невозможна без таких специалистов, как страховые актуарии. В связи с этим МФ РФ необходимо срочно разработать положение о квалификационном экзамене для актуариев и требования к актуарному заключению. Повысить интерес клиентов к страхованию жизни могло бы положение закона об организации страхового дела о выплате части инвестиционного дохода по страховым договорам, как это делается за рубежом. Однако до тех пор, пока такие выплаты подпадают под налогообложение, эта норма будет непривлекательной и лишь декларативной. Страховщикам необходимо разрабатывать привлекательные для клиентов страховые продукты и стратегии их продаж, а также заботиться о положительном имидже страховой отрасли в целом.

5. Значительная доля затрат  при организации бизнеса по  ДСЖ связана с созданием агентской  сети, обучением, материальным стимулированием  агентов. Возникает проблема, связанная  со стимулированием агентов, чтобы  они не уходили к конкурентам. В России комиссионное вознаграждение  закладывается в структуру тарифной  ставки в размере 2-4% от получаемой  страховой премии, которое является  частью расходов на ведение  дела. За рубежом другая практика: сразу при заключении договора  страхования жизни компания платит  агенту 35-40% годового страхового  взноса. Возникает проблема, каким  образом законно платить агенту  сразу большую сумму, которая, конечно, будет зависеть от срока и  условий договора страхования. При  этом оставить какой-то небольшой  процент и далее, чтобы агент  обеспечивал постоянную связь  с клиентом.

6. Существует нерешенная  налоговым механизмом методологическая  проблема формирования гарантированной  доходности по договору страхования  жизни и оптимизации инвестирования  страховых резервов по ДСЖ. Важно, чтобы деньги страхователей, аккумулированные  в страховых резервах, инвестировались  надежно и эффективно. По правилам  компания имеет право до 30% средств  резерва, сформированного по договорам  страхования жизни, направить на  покупку государственных ценных  бумаг, до 40% -- поместить на банковские  депозиты, до 10% -- инвестировать в  акции российских эмитентов, до 5% -- в ПИФы, до 20% -- в недвижимость и не более 10% -- в драгоценные металлы. Инвестиционные департаменты страховых компаний должны четко следить за тем, чтобы эти вложения работали, получали доход, чтобы обеспечить ежегодный процент страхователю не ниже инфляции. Эта цифра зависит от набора рисков, которые застрахованы, и от срока действия договора.

В настоящее время ситуация на финансовом рынке динамична и доходность, зафиксированная в ДС, в какой-то период может не удовлетворять стороны. На этот случай многие компании в свои правила страхования включают пункт, определяющий условия и порядок пересмотра гарантированной доходности. Такой механизм активизируется, например, при резком изменении ставки рефинансирования ЦБ РФ. Впрочем, если договориться о новых условиях накопления не удается, всегда остается возможность расторгнуть договор ДСЖ. При этом страхователю выплачивается так называемая выкупная сумма, которая рассчитывается исходя из объема внесенных средств, начисленных на них процентов и издержек, понесенных компанией. Но вряд ли она устроит клиента: как правило, вернуть сумму, равную уплаченным страховым взносам, получается, расторгнув договор только по прошествии двух третей его срока. Поэтому ошибка в выборе страхового продукта или компании может стоить клиенту дорого. Некоторые компании при презентации продуктов по ДСЖ заявляют, что риски по ним перестраховываются за рубежом. Но это незаконно, т.к. в соответствии с законодательством риск выплаты по ДСЖ в части "риска по дожитию до определенного возраста или срока" не подлежит перестрахованию.

7. Следующей проблемой  является допуск иностранных  страховщиков к российскому рынку  страхования жизни. В начале 2004 г. вступили в силу поправки (10.12.2003 г.) в ФЗ "Об организации страхового дела в РФ". Они фактически открыли российский рынок страхования жизни иностранным компаниям, которые могут работать на нем через своих "дочек". Условие, что материнские структуры должны быть зарегистрированы в странах ЕС не помеха транснациональным финансовым корпорациям. Давно уже присутствует в России AIG, обозначил свои амбиции Allianz, совместно с "РОСНО" выпустивший на рынок компанию "Альянс РОСНО Жизнь". ЕБРР стал акционером СК "Ренессанс-жизни", где ему принадлежит 30%-ный пакет. Глядя на них, потянутся и другие иностранные компании.

 

8. Проблема надежности  СК по страхованию жизни. Для  успешного развития рынка ДСЖ  необходимы определенные условия, такие как доверие граждан к финансовым учреждениям и присутствие на рынке компаний, внушающих такое доверие, наличие высококвалифицированных продавцов, способных компетентно донести информацию о таком непростом, с психологической точки зрения, продукте, как страхование жизни, макроэкономические показатели. В этой связи одним из основных направлений государственного регулирования ДСЖ в России должно стать стимулирование роста надежности СК. Для этого надо предъявить требования к активам компаний, обеспечивающим резервы и собственные средства, а также к формированию резервов на основе актуарных расчетов. Целесообразно откорректировать состав разрешенных активов, повысить требования к эмитентам в части раскрытия информации и финансовой устойчивости и создать институт аттестованных страховых актуариев. Помимо этого, необходимо внедрить механизм постоянного контроля за состоянием страховых резервов и собственных средств страховщиков. С этой целью для обеспечения качества и эффективности страховых услуг по ДСЖ необходимо разработать и внедрить комплексную программу стандартизации по осуществлению данного вида страхования под методическим руководством ФССН совместно с независимыми экспертами Всероссийского страхового научного общества (ВСНО), с учеными ведущих вузов страны и консалтинговыми (аналитическими) фирмами и страховыми сообществами. Для этого необходимо разработать комплекс стандартов, в который должны входить стандартные(типовые)правила страхования, стандарты на методику сбора и анализа статистики для расчета страховых тарифов по конкретным рискам, методику расчета страховых тарифов, страховых резервов, на положения формирования и использования страховых резервов и другие стандарты. Важно при этом, чтобы в систему стандартов входил стандарт на методику выбора страховых компаний на проведение ДСЖ за счет средств различного уровня госбюджета, учитывающий соизмерение цены и качества СУ".

При этом необходимо широко использовать научный задел и практический опыт научных результатов ведущих ученых - экономистов Госстандарта СССР, зафиксированных в стандартах, входивших в комплексную систему управления качеством продукции (СУКП) для интегральной оценки технического уровня и качества продукции (услуги) на основе принципов квалиметрии. В настоящее время методические подходы к интегральной оценке качества СУ эти нормативные документы рекомендуется использовать при проведении тендеров СК для комплексной оценки их страховых программ в части, не противоречащей действующему законодательству России. К таким ГОСТам относятся ГОСТ 15467-79 "Интегральная оценка качества" (к нему есть руководящий документ РД-50-149-79, разъясняющий методические положения данного стандарта); ГОСТ 24294-80 "Определение коэффициентов весомости при комплексной оценке технического уровня и качества продукции", ГОСТ 23554.0-79 "СУКП. Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Основные положения"; ГОСТ 23554.1-79 "СУКП. Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Организация и проведение экспертной оценки качества продукции"; ГОСТ 23554.2-79 "СУКП. Обработка значений экспертных оценок качества продукции". Необходимо проанализировать уже имеющийся научно-методический потенциал по интегральной оценке качества товаров, работ (услуг) и результаты анализа применить для целей организации и проведения выбора страховщика на ДСЖ за счет бюджетных средств всех уровней. При этом, в стандарте необходимо сформулировать комплексные показатели, характеризующие качество СУ страховщиков и которые можно установить из официальной статистики и финансовой отчетности СК за последние 3 года. Комплексные показатели качества СУ должны быть построены таким образом, чтобы можно по ним объективно и достоверно проанализировать реальное состояние и потенциал каждого страховщика, принять решение о степени эффективности удовлетворения потребностей в ДСЖ с позиций всех субъектов страхового рынка.

Необходимость стандартизации в ДСЖ не вызывает сомнений, так как СУ, как никакие другие, нуждаются в прозрачности и доверии со стороны потенциальных страхователей - потребителей СУ. Понятно, что большее доверие вызовет та СК, которая действует в полном соответствии с российским и международным законодательством, с требованиями общественных организаций и обществ потребителей. Такая СК должна использовать понятные и проверенные термины, а по традиционным видам страхования ДСЖ - стандартный набор рисков и условия страхования, регламентируемые в стандартных правилах и технологии страхования, а в случае необходимости внедрять инновационные элементы в традиционные программы. Но самое главное - вести свою деятельность в соответствии с национальными и международными стандартам.

Страхование жизни, предлагая широкий набор страховых гарантий и инвестиционных услуг, позволяет человеку решить целый комплекс социально-экономических проблем. Условно эти задачи можно объединить в две группы: социальные и финансовые. Реализация первых позволяет преодолеть недостаточность системы государственного социального страхования и обеспечения. Реализация вторых, с одной стороны, способствует увеличению личных доходов, а с другой -- предоставляет необходимые гарантии при осуществлении целого ряда финансово-кредитных операций.

Для страховщиков жизни было бы обязательным условием формирование гарантийного фонда отечественных и зарубежных страховых компаний. Для повышения конкурентоспособности необходимо систематически изучать состояние страхового рынка и перспективы спроса на страховые услуги, разрабатывать предложения по улучшению организации работы, реализации имеющихся в распоряжении общества услуг по введению новых видов страхования. Таким образом, рынок страхования жизни в России находится в начальной стадии развития. До построения цивилизованного и развитого страхового рынка пройдут годы, но будущие тенденции закладываются сегодня и реализуются они в результате трудной и кропотливой работы, выверенных решении со стороны государства и страховщиков.

Для дальнейшего развития рынка страхования жизни необходимо решить острый вопрос налоговых преференций. Статьей 243 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов. Для развития рынка страхования жизни необходимо чтобы налоговые вычеты распространялись на долгосрочное накопительное страхование жизни. Данный шаг способствовал бы существенному увеличению продаж для страховщиков. В настоящее время финансовые результаты российских страховых компаний крайне ограничены в сравнении с объемами требуемого страхового покрытия и величины возможного ущерба при страховании особенно крупных рисков. Для этих целей необходимо законодательно установить порядок, при котором все средства, направленные страховыми компаниями на пополнение страховых резервов, должны исключаться из налогооблагаемой базы. Практика зарубежного страхования подсказывает, что дополнительными амортизаторами, гарантирующими финансовую устойчивость страховщиков и защищающими интересы застрахованных, являются страховые пулы и специальные гарантийные фонды. В России подобный фонд существует для ОСАГО.

Информация о работе Долгосрочное страхование жизни в России