Человеческий капитал России на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Целью реферата является изучение концепции человеческого капитала.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- изучить историю формирования и развития концепции человеческого капитала;
- дать определение понятию «человеческий капитал»;
- проанализировать методологические подходы к исследованию человеческого капитала;
- проанализировать состояние человеческого капитала на современном этапе развития России.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….…3
Глава 1. Формирование и основные положения концепции человеческого капитала
1.1 Исторические предпосылки формирования концепции человеческого капитала…………………………………………………………………………5
1.2 Понятие и методологические подходы к исследованию концепции человеческого капитала, её основные положения………………………….10
Глава 2 Человеческий капитал России на современном этапе развития.…15
Заключение…………………………………………………………………….21
Библиографический список…………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

2kapital.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  капитал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2013

 

Оглавление                                                                                                        

Введение………………………………………………………………..…….…3

Глава 1. Формирование и основные положения концепции человеческого капитала                                                                                     

1.1 Исторические  предпосылки формирования концепции человеческого капитала…………………………………………………………………………5

1.2 Понятие и методологические подходы к исследованию концепции человеческого капитала, её основные положения………………………….10

Глава 2 Человеческий капитал России на современном этапе развития.…15

Заключение…………………………………………………………………….21

Библиографический список…………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях современного экономического развития, материально-технические средства производства отходят на второй план и уступают место по степени ценности человеческому капиталу и его потенциалу развития. На сегодняшний момент  стоимость успешно развивающейся организации на две трети состоит из стоимости человеческого капитала и иных нематериальных активов и лишь одну треть стоимости составляет материально техническая база и технические средства производства. В формирующейся на данный момент экономике знаний особую ценность приобретает человек, как основной производитель прибавочной стоимости продукта, на основе создаваемых им знаний.

Но по мере возрастания  стоимости человеческого капитала возрастают и требования предъявляемые  к человеку. В начале ХХ века основную квалификацию необходимую для успешной трудовой деятельности рабочий получал непосредственно на производстве и совершенствовал её уже в процессе трудовой деятельности. Но по мере развития научно-технического прогресса совершенствовались как орудия производства, так и структура организации труда. Для освоения новых материально-технических средств требовалась все большая квалификация и работник должен был приходить на производство уже с определенным багажом знаний требуемых для определенной специальности. Но и на этом его повышение квалификации не ограничивалось и требовалось постоянно повышать свои знания для успешной трудовой деятельности в условиях развития и обновления производства. Научно - технический прогресс не стоял на месте, физический труд всё более обесценивался и заменялся трудом машин, в этих условиях начала своё формирование концепция человеческого капитала.

С развитием  экономики место и роль человека в организации существенно изменяется. В условиях ускорения технологических нововведений, обострения конкуренции, глобализации экономики такие составляющие человеческого капитала как знания, квалификация, творческие и предпринимательские способности работников становятся основным ресурсом повышения эффективности и конкурентоспособности организаций в современной рыночной среде. Таким образом на данный момент главным источником производительности труда и процветания организации выступает именно человеческий капитал. Этими положениями характеризуется важность и актуальность темы реферата.

Целью реферата является изучение концепции человеческого капитала.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

- изучить историю  формирования и развития концепции человеческого капитала;

- дать определение  понятию «человеческий капитал»;

- проанализировать  методологические подходы к исследованию  человеческого капитала;

- проанализировать  состояние человеческого капитала  на современном этапе развития  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Формирование и основные положения концепции человеческого капитала.

1.1 Исторические предпосылки формирования концепции человеческого капитала.

Для рассмотрения понятия, основных характеристик и методологии исследуемой концепции человеческого капитала, в первую очередь нам необходимо проследить историю зарождения, становления и развития взглядов ученых экономистов на эту проблему.  На проблему человеческого фактора в общественном воспроизводстве ученые экономисты обращали внимание еще в XVIII-XIX веках, хотя оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов ХХ-го века.

 А. Смит писал, «Увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения работника, а затем от улучшения машин и инструментов, при помощи которых он работает». А. Смит включал знания, мастерство и опыт людей в «основной капитал» общества, определяя его как таковой элемент производства, который приносит доход или прибыль, не поступая в обращение или не меняя владельца. И Адам Смит пояснял, что приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, который как бы реализуется в самой личности. Эти способности, являясь частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому лицо принадлежит. Большую ловкость и умение рабочего можно рассматривать с той точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые, хотя и требуют известных расходов, но возмещают эти расходы вместе с прибылью. [1] Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и "из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества".

Таким образом, А. Смит, как  представитель классической школы, ввел в обиход экономической науки  такие понятия, как «способности рабочих к труду», «физические  силы», «производительные рабочие  силы», «производительные силы рабочих». А. Смит подчеркивал, что творческие силы человека играют важнейшую роль в экономике и что производительность труда зависит, прежде всего, от качества этих сил, а затем уже от машин и иной техники. Производство и воспроизводство этих сил представлялось либо как воссоздание самого населения, либо как индивидуальное потребление населением продуктов питания и иных предметов. А. Смит придавал также важное значение воспитанию и образованию. И хотя он не рассматривал человеческий капитал как отдельную категорию, но исследовал отдельные его компоненты и фазы воспроизводства.

Согласно марксистскому  подходу, исходным пунктом воспроизводства рабочей силы, является ее производство, которое «состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни. Для поддержания его жизни живой индивидуум нуждается в известной сумме жизненных средств. Таким образом, рабочее время, необходимое для производства рабочей силы, сводится к рабочему времени, необходимому для производства этих жизненных средств, необходимых для поддержания жизни ее владельца»[2]. В этом процессе потребительного производства рабочая сила не только воспроизводится, но и совершенствуется, развивается. Происходит своего рода "накопление" производительной силы труда, созидательных способностей человека, причем в большей степени именно умственных способностей.

Результатом производства физических и умственных способностей к труду является развитая рабочая  сила, способная к квалифицированному труду.

К. Маркс писал: "Труд, который  имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образование которой требует более высоких издержек, производство которого требует большего рабочего времени и которое имеет, поэтому более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то и проявляется она в более высоком труде и овеществляется, поэтому за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях"[3].

Расширенное общественное воспроизводство  может осуществляться только при наличии прибавочного продукта. Это общее положение для всех формаций: "избыток продукта труда над издержками поддержания труда и образования и накопление из этого избытка общественного, производственного и резервного фонда - все это было и остается основой всякого общественного, политического и умственного прогресса".

Прибавочный продукт создается  рабочей силой, а затем служит источником ее воспроизводства. Последнее  происходит как за счет роста населения, так и за счет развития способностей к труду отдельных людей, накопления ими знаний, опыта и мастерства. Накопление способностей к труду членов общества, развитие индивидуальных рабочих сил требуют значительных затрат живого и овеществленного труда.

Достаточно ясно, что физическое и интеллектуальное развитие людей, состояние их здоровья, профессиональная подготовка зависят от объема и структуры питания, рациональности одежды, от объема и структуры потребления бытовых услуг, услуг здравоохранения, просвещения, культуры, профессионального образования. Для целей нашего исследования важным выступает методологическое положение Карла Маркса о том, что анализ воспроизводства рабочей силы предполагает исследование комплекса отношений между людьми. Данное положение, применимо и к исследованию воспроизводства человеческого капитала, так как в процессе формирования, накопления и использования человеческого капитала наемный работник вступает в отношения с собственником вещественного капитала, с другими собственниками человеческого капитала, с помощью которых обеспечивается этот процесс. Экономические процессы по формированию, накоплению, развитию и использованию человеческого капитала тесно связаны с отношениями собственности и экономическими интересами.

Альфред Маршалл также подчеркивает важность нормального воспроизводства жизненных сил человека: «каждый здоровый человек обладает известным запасом энергии, которую он может приводить в действие, но лишь при условии чередования с отдыхом; если в течение долгого времени расход энергии превышает ее восстановление, его здоровье разрушается...»[2], указывая при этом, что побудительным мотивом большей части труда служит материальная выгода. Маршалл считал, что «хорошее образование приносит большие косвенные выгоды даже рядовому рабочему. Оно стимулирует его умственную деятельность; оно укрепляет в нем привычку к благоразумной пытливости; оно усиливает его умственные способности, его подготовленность и надежность в его обычной работе; оно повышает его жизненный тонус как в рабочие часы, так и во внерабочее время; оно, таким образом, служит важным средством увеличения производства материального богатства. [3]. По определению А. Маршалла, благодаря знаниям и своим силам человек превратился в главное средство производства.

Важное теоретическое и методологическое значение для исследования человеческого капитала имеет дифференциация Маршаллом различных сил человека. «Хотя способность поддерживать большое напряжение мускулов, очевидно, основывается на силе организма и других физических условиях, она, тем не менее, зависит также от силы воли и твердости характера. Такого рода энергия, которую, быть может, следует считать силой человека в отличие от силы его тела, является нравственной энергией, а не физической, но все же она зависит от физических условий проявления нервного напряжения. Это сила самого человека, эта его решительность, энергия и самообладание или, одним словом, эта «энергичность» служит источником всякого прогресса...» [1].

Важное теоретико-методологическое значение имеет также научная  организация труда, исследуемая Фредериком Уинслоу Тейлором, как основа функционирования трудового потенциала и человеческого капитала в целях увеличения производительности труда, увеличения прибыли, а в перспективе экономического роста. Ф.У. Тэйлор подчеркивает важность квалифицированных, образованных работников для достижения экономического процветания, при этом считает, что образование работник должен получать за счет работодателя. «Поиски лучших, более компетентных людей для выполнения функций - начиная от президентов наших крупных компаний и до домашней прислуги, включительно - никогда не были более настоятельными, чем в наше время, и спрос на знающих, хорошо обученных людей никогда не превосходил в большей мере ограниченности предложения. Лишь тогда, когда мы в полной мере осознаем, что наша обязанность заключается в систематическом сотрудничестве для того, чтобы выучить и создать этого знающего человека, и что мы имеем полную возможность добиться этого, вместо того, чтобы охотиться за человеком, которого выучил кто-то другой - лишь тогда мы будем на пути к увеличению нашей национальной производительности».[2] Ф. Тейлор подчеркивал, что рабочему проявляющему интерес к обучению и постоянно повышающему свою профессиональную компетентность и квалификацию, директор предприятия должен дать какое-нибудь особое поощрение сверх того, что обычно дается среднему рабочему данной профессии. Это поощрение может заключаться например: в надежде на быстрое повышение и карьеру; в более высокой оплате труда; в сокращении рабочего времени; в улучшении обстановки и условий труда, по сравнению с обычными, и т.д., а самое главное, это специальное поощрение должно сопровождаться тем личным уважением и дружественным соприкосновением с рабочими, которое происходит только от искреннего и глубокого интереса к благосостоянию своих подчиненных. [5] То есть руководители предприятий, заинтересованные в развитии сил и способностей рабочих, должны применять материальное и морально-нравственное стимулирование.

Оформление концепции человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов ХХ-го века. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы», – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б. Чизвик и другие.

 

1.2 Методологические  подходы к исследованию человеческого капитала и его основные положения.

Информация о работе Человеческий капитал России на современном этапе развития