Статистическое изучение сезонности реализации товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Эта работа связана с разработкой приемов количественного измерения и анализа сезонности. Также изучения понятия и классификации рядов динамики и методы выявления сезонной компоненты. В расчетной части данной работы необходимо построить статистический ряд распределения организации, рассчитать характеристики интервального ряда распределения (среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, моду и медиану), установить наличие и характер корреляционной связи, измерить тесноту корреляционной связи между признаками, рассчитать ошибку выборки провести анализ сезонности.

Содержание

Введение 2
I. Теоретическая часть 4
1. Понятие и классификация рядов динамики 4
2. Методы выявления сезонной компоненты 6
3. Анализ сезонности без предварительного исчисления общей тенденции развития 9
II. Расчетная часть 12
III. Аналитическая часть 37
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 43

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Рассчитаем  общую дисперсию:

=1261.5/30=42.05

Для  расчета  межгрупповой дисперсии  строится  вспомогательная        таблица 13. При этом используются  групповые средние значения из табл. 8 (графа 5).

 

Таблица 13

Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии.

 

Группы предприятий  по выручке от продажи продукции  млн. руб., x

Число предприятий,

fj

Среднее значение в группе, млн. руб.

1

2

3

4

5

21-36

5

4

-8.5

361.25

36-51

11

9

-3.5

134.75

51-66

8

15

2.5

50

66-81

4

21

8.5

289

81-96

2

26

13.5

364.5

ИТОГО

30

75

 

1199.5


Рассчитаем межгрупповую дисперсию:

=1199.5/30=40

Определяем  коэффициент детерминации:

 

Или 95,1%

                                                       

 

Вывод. 95,1% вариации чистой прибыли предприятиями обусловлено вариацией выручки от продажи продукции, а 4.9% – влиянием прочих неучтенных факторов.

Эмпирическое  корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле

Рассчитаем  показатель :

 

Вывод: согласно шкале Чэддока связь между выручкой от продажи продукции и чистой прибылью предприятий является весьма тесной.

 

3. Оценка значимости (неслучайности) полученных характеристик 

связи признаков  и

Показатели и рассчитаны для выборочной совокупности, т.е. на основе ограниченной информации об изучаемом явлении. Поскольку при формировании выборки на первичные данные могли иметь воздействии какие-либо случайные факторы, то есть основание полагать, что и полученные характеристики связи  , несут в себе элемент случайности. Ввиду этого, необходимо проверить, насколько заключение о тесноте связи, сделанное по выборке, будет правомерными и для генеральной совокупности, из которой была произведена выборка.

Проверка выборочных показателей на их неслучайность  осуществляется в статистике с помощью  тестов на статистическую значимость (существенность) показателя. Для проверки значимости коэффициента детерминации  служит дисперсионный F-критерий Фишера, который рассчитывается по формуле

                                    ,

где  n – число единиц выборочной совокупности,

    m – количество групп,

       – межгрупповая дисперсия,

      – дисперсия j-ой группы (j=1,2,…,m),

       – средняя арифметическая групповых дисперсий.

Величина  рассчитывается, исходя из правила сложения дисперсий:

,

где – общая дисперсия.

Для проверки значимости показателя рассчитанное значение F-критерия Fрасч сравнивается с табличным Fтабл для принятого уровня значимости и параметров k1, k2, зависящих от величин n и m : k1=m-1, k2=n-m. Величина Fтабл для значений , k1, k2 определяется по таблице распределения Фишера, где приведены критические (предельно допустимые) величины F-критерия  для различных комбинаций  значений  , k1, k2. Уровень значимости в социально-экономических исследованиях обычно принимается равным 0,05 (что соответствует доверительной вероятности Р=0,95).

Если Fрасч>Fтабл , коэффициент детерминации признается статистически значимым, т.е. практически невероятно, что найденная оценка обусловлена только стечением случайных обстоятельств. В силу этого, выводы о тесноте связи изучаемых признаков,  сделанные на основе выборки, можно распространить на всю генеральную совокупность.

Если Fрасч<Fтабл, то показатель считается статистически незначимым и, следовательно, полученные оценки силы связи признаков относятся только к выборке, их нельзя распространить на генеральную совокупность.

Фрагмент таблицы  Фишера критических величин F-критерия для значений =0,05; k1=3,4,5; k2=24-35 представлен ниже:

 

 

 

 

k2

k1

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

3

3,01

2,99

2,98

2,96

2,95

2,93

2,92

2,91

2,90

2,89

2,88

2,87

4

2,78

2,76

2,74

2,73

2,71

2,70

2,69

2,68

2,67

2,66

2,65

2,64

5

2,62

2,60

2,59

2,57

2,56

2,55

2,53

2,52

2,51

2,50

2,49

2,48


 

Fрасч= 40        .   * 30-5 =121.88  Fтабл=(0.05;4;25)=2.76

          42.05-40     5-1

ВЫВОД: поскольку Fрасч>Fтабл, то величина коэффициента детерминации = признается значимой (неслучайной) с уровнем надежности 95% и, следовательно, найденные характеристики связи между признаками выручка от продажи продукции и чистая прибыль правомерны не только для выборки, но и для всей генеральной совокупности  в целом.

 

Задание 3

По результатам  выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

1. Ошибку выборки  средней выручки от продажи продукции и границы, в которых она будет находиться в генеральной совокупности.

2. Ошибку выборки  доли предприятий с выручкой  от продажи продукции 66 и более  млн. руб. и границы, в которых  будет находиться генеральная  доля.

Выполнение  Задания

Целью выполнения данного Задания является определение для генеральной совокупности предприятий границ, в которых будут находиться средняя величина выручки от продажи продукции, и доля предприятий с выручкой от продажи продукции не менее 66 млн. рублей.

1. Определение  ошибки выборки для величины выручки от продажи продукции, а также границ, в которых будет находиться генеральная средняя

Применяя выборочный метод наблюдения, необходимо рассчитать ошибки выборки (ошибки репрезентативности), т.к. генеральные и выборочные характеристики, как правило, не совпадают, а отклоняются на некоторую величину ε.

Принято вычислять  два вида ошибок выборки - среднюю  и предельную .

Для расчета  средней ошибки выборки  применяются различные формулы в зависимости от вида и способа отбора единиц из генеральной совокупности в выборочную.

Для собственно-случайной  и механической выборки с бесповторным способом отбора средняя ошибка для выборочной средней определяется по формуле

,

где – общая дисперсия изучаемого признака,

N – число единиц в генеральной совокупности,

n – число единиц в выборочной совокупности.

Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:

,

,

где     – выборочная средняя,

          – генеральная средняя.

Предельная  ошибка выборки  кратна средней ошибке с коэффициентом кратности t (называемым также коэффициентом доверия):

Коэффициент кратности  t зависит от  значения  доверительной вероятности Р, гарантирующей вхождение генеральной средней в интервал , называемый доверительным интервалом.

Наиболее часто  используемые доверительные вероятности  Р и соответствующие им значения t задаются следующим образом (табл. 14):

 

Таблица 14

Доверительная вероятность P

0,683

0,866

0,954

0,988

0,997

0,999

Значение t

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5


 

По условию  Задания 2 выборочная совокупность насчитывает 30 предприятий, выборка 20% механическая, следовательно, генеральная совокупность включает 150 предприятий. Выборочная средняя , дисперсия определены в Задании 1 (п. 3). Значения параметров, необходимых для решения задачи, представлены в табл. 15:

 

 

Таблица 15

Р

t

n

N

0,954

2

30

150

52

237.16


 

Рассчитаем  среднюю ошибку выборки:

Рассчитаем  предельную ошибку выборки:

переделать

Определим доверительный  интервал для генеральной средней:

или

Вывод. На основании  проведенного выборочного обследования с вероятностью 0,954 можно утверждать, что для генеральной совокупности предприятий средняя величина выручки от продажи продукции находится в пределах от 47 до 57 млн. рублей.

2. Определение  ошибки выборки для доли предприятий  с выручкой от продажи продукции  66 млн. рублей  и более, а  также границ, в которых будет  находиться генеральная доля

Доля единиц выборочной совокупности, обладающих тем или иным заданным свойством, выражается формулой

,

где  m – число единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

        n – общее число единиц в совокупности.

Для собственно-случайной  и механической выборки с бесповторным способом отбора предельная ошибка выборки доли единиц, обладающих заданным свойством, рассчитывается по формуле

,

где  w – доля единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

       (1-w) – доля единиц совокупности, не обладающих заданным свойством,

        N – число единиц в генеральной совокупности,

        n– число единиц в выборочной совокупности.

Предельная  ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная доля р единиц, обладающих исследуемым признаком:

По условию  Задания 3 исследуемым свойством  предприятий  является равенство  или превышение выручкой от продажи  продукции  величины 66 млн. рублей.

Число предприятий  с данным свойством определяется из табл. 3 (графа 3):

m=6

Рассчитаем  выборочную долю:

Переделать 

Информация о работе Статистическое изучение сезонности реализации товаров и услуг