Статистический учет и анализ динамики показателей производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.93 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Экономический анализ  хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.

  Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.

  Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:

- получение максимальной  прибыли;

- учет реальных финансовых  и иных ресурсных возможностей;

- полное удовлетворение  потребностей рынка сбыта;

Темпы роста объема производства товаров, повышение их качества непосредственно  влияют на величину затрат, прибыль  и рентабельность. Анализ выпуска  товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и  продаж, определение влияния различных  факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения производства и  продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, так  как это гарантирует сбыт продукции  и своевременную оплату.

Повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий  уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли  не только за счет объема продаж, но и  за счет более высоких цен. В настоящее  время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и  услуги. Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции, повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень  качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

 

Часть1. Теоретические основы статистического  анализа производства и реализации продукции

1.1Понятие и задачи показателей производства и реализации продукции

Производственная  организация – это пространственно-временная структура производственных факторов, которая обеспечивает их взаимодействие для получения максимальных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Производство- это процесс создания разных видов экономического 

Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением  балансового метода. Организации  самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с  потребителями товаров и поставщиками и определяют перспективы развития. Объем производства и продаж товаров  являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем  производства товаров. Итоговые показатели плана по производству товаров нужны  для анализа потребности в  ресурсах для производства и технологической  оснастки, общего объема выпуска товаров, темпов роста выпуска и динамики производительности труда, материалоемкости и энергоемкости продукции, фондоотдачи, объемов продаж и других показателей.

Задачи анализа объема производства и реализации продукции:

1) оценка степени выполнения  плана и динамики производства  и реализации продукции;

2) определение влияния  факторов на изменение величины  этих показателей;

3) выявление резервов  увеличения выпуска и реализации  продукции;

4) разработка мероприятий  по освоению выявленных резервов.

Полезными источниками информации для анализа являются: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского и статистического  учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета и др. При анализе производства товаров  могут применяться натуральные, условно-натуральные и стоимостные  показатели. Последний показатель считается  более предпочтительным. Важным вопросом является сопоставимость цен. В международном  учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения  цен» нашли отражение две основные концепции.

Первая соответствует  «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. В ходе анализа динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты – коэффициент-дефлятор. Он соответствует индексу изменения потребительских цен на товары, работы и услуги в текущем году относительно базового года. Коэффициент – дефлятор в Российской Федерации на предстоящий год устанавливается Правительством РФ и публикуется в средствах массовой информации. При сопоставлении стоимостных экономических показателей за различные годы, значение каждого из них умножается на значение коэффициента-дефлятора соответствующего года.

Вторая концепция лежит  в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую  стоимость». Она ориентирована на применение индивидуальных индексов цен  на товар или товарную группу. При  этом могут применяться следующие  способы:

- пересчета объема производства  товаров за отчетный год по  ценам аналогичных товаров базисного  периода (по относительно небольшой  номенклатуре выпускаемых товаров);

- корректировки на агрегатный  индекс изменения цен (Jц) по  группе однородных товаров (работ,  услуг) или по отрасли в целом:

    Для удовлетворения  самых разнообразных потребностей  потребителей, средние и крупные  предприятия организуют сеть  фирменных магазинов, или заключают  договора с оптовыми покупателями, длительные и на большие объемы  поставок. Руководители малых предприятий  считают серьезным достижением  заключение длительного контракта  с крупным предприятием или большое количество постоянных клиентов. Для сохранения завоеванных позиций требуется соблюдение жестких условий: выполнение поставок в сроки, поддержание уровня качества продукции (работ, услуг). Предприятие всегда должно быть готово к изменению ассортимента выпускаемой продукции, расширения номенклатуры предлагаемых изделий.

   Источниками информации  для проведения анализа объема  производства и реализации продукции  на исследуемом предприятии служат  формы статистической и бухгалтерской  отчетности (информация по счетам  разделов III и IV плана счетов), а  также данные бухгалтерского  учета о производстве продукции  отдельными цехами, о поступлении  на склад и реализации готовой  продукции и др. При анализе  выполнения плана производства  и реализации продукции отдельными  участками необходимую информацию  можно получить из бизнес-планов  предприятия, планов производственных  участков, отчетов о работе цехов.

 

1.2Показатели производства  и реализации продукции

    Показатель объема  продукции в сопоставимых ценах используется для измерения динамики объема производства  и производительности труда, для расчета показателя снижения затрат на рубль товарной продукции в сопоставимых с предыдущим годом ценах. Объем  продукции в действующих ценах применяется для планирования себестоимости этой продукции.

   В объем товарной  продукции включаются стоимость  готовых изделий, предназначенных  для реализации на сторону, стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или по заказам непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.

Объем товарной продукции  находится по формуле:

ТП = ГП + П/Ф + РПХ

где ГП - стоимость готовых  изделий, предназначенных для реализации на сторону; П/Ф - стоимость полуфабрикатов своей выработки, предназначенных для реализации на сторону; РПХ - стоимость работ и услуг, реализуемых на сторону.

  Объем реализованной  продукции является одним из  основных показателей, по которому  оцениваются результаты производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Определяется  по формуле: 

РП = ТП + ОГПн..г – ОГПк.г. + ОТн.г. – ОТк.г.,

где ОГПн.г., ОГПк..г - стоимость  остатков нереализованной продукции  соответственно на начало и конец  года; ОТн.г., ОТк..г - стоимость товаров отгруженных, но не оплаченных соответственно на начало и конец года.

     На начало планируемого периода остатки нереализованной продукции включают готовую продукцию на складе; товары, отгруженные и сданные по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; товары, отгруженные и сданные по документам, не оплаченные в срок покупателями (заказчиками); товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта.

    Остатки нереализованной  продукции на конец года рассчитываются  раздельно по следующим элементам:  норматив готовой продукции на  складе; сверхнормативная продукция  на складе, прокредитованная банком; готовая продукция отгруженная,  в том числе по документам, передаваемым в банк.

    Остатки незавершенного  производства планируются при  условии, что продолжительность производственного цикла по преобладающей части продукции составляет более двух месяцев.

     Остаток незавершенного  производства на начало планового  периода определяется по бухгалтерским  данным и материалам инвентаризации. В зависимости от типов производств  используются различные методы  расчета остатков незавершенного  производства на конец планового  периода.

    В плане производства  с целью оценки уровня качества  продукции необходимо использовать  показатели, характеризующие как  технические свойства изделий,  такие как безотказность, срок  службы, гарантийный срок, так и  экономические свойства: производительность, расход энергии, издержки обслуживания. С целью оценки успеха на  мировом рынке большое значение  имеет показатель повышения уровня  безотказности изделий. Кроме  того, при оценке уровня качества  изделий используются такие показатели, как потери от брака, количество  поданных рекламаций, сдача продукции  с первого предъявления и др.

   Высокое качество  — это ключевой элемент рынка.  Следует изменить цели производства, а именно: быть лидирующим в  качестве выпускаемой продукции. На качестве выпускаемой продукции отражается научно–технический прогресс, уровень организации труда, культура производства. Планирование повышения качества выпускаемой продукции заключается в планомерном улучшении ее отдельных параметров. 

 

Глава2. Анализ производства и реализации продукции на предприятии

2.1Анализ себестоимости затрат на производстве

Себестоимость продукции  относится к числу важнейших  качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной  деятельности предприятий (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень  себестоимости связан с объемом  и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда  и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен  на продукцию. Снижение ее приводит к  увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом  статистического изучения при анализе  себестоимости.

   Себестоимость продукции  (работ, услуг) представляет собой  стоимостную оценку используемых  в процессе производства продукции  (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии,  основных фондов, трудовых ресурсов  и других затрат на ее производство  и реализацию.

   В себестоимости  учитываются затраты прошлого  труда, перенесенные на вновь  созданную продукцию (сырье, материалы,  топливо, электроэнергия, износ основных  средств), издержки, связанные с использованием  живого труда (оплата труда  рабочих и служащих, отчисления  на социальные нужды), и прочие  затраты. Себестоимость является  частью стоимости продукции и  показывает, во что обходится  производство продукции для предприятия  (фирмы).

   Необходимо различать  общую себестоимость всей произведенной  продукции - общую сумму затрат, приходящихся на изготовление  продукции определенного объема  и состава, и индивидуальную  себестоимость - затраты на производство только  одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится) - и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

    Полная себестоимость  - это сумма расходов, связанных  с производством продукции (производственная  себестоимость), и расходов по  ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают  в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку  и рекламу.

Статистика себестоимости  продукции опирается на данные бухгалтерского учета, задачами которого являются определение  общей суммы затрат, группировка  их по видам и калькулирование  себестоимости единицы продукции.

Информация о работе Статистический учет и анализ динамики показателей производства и реализации продукции