Статистический анализ использования государственного бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:58, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является статистический анализ использования государственного бюджета РФ.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы статистического изучения федерального бюджета РФ;
- проанализировать основные статистические показатели государственного бюджета РФ;
- рассмотреть структуру и факторы формирования расходов государственного бюджета РФ;
- провести статический анализ показателей использования государственного бюджета РФ;
- провести кластерный анализ расходов государственного бюджета РФ;
- провести экономико-математическое моделирование и прогнозирование тенденции государственного бюджета РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Статистический анализ использования государственного бюджета Российской Федерации.docx

— 49.52 Кб (Скачать файл)

где - дисперсия результативного признака от выравненных значе ний ;

- дисперсия результативного признака  у.

- коэффициент детерминации, представляющий  собой квадрат индекса множественной  корреляции:

 
 

(20)

 
     

Если регрессионная модель значима, то коэффициент детерминации равен той доле дисперсии ошибок наблюдений, которая объясняется регрессионной моделью. Коэффициент детерминации характеризует долю общего разброса относительно выборочного среднего зависимой переменной, которая объясняется построенной регрессией. Чем меньше разброс значений остатков около линии регрессии по отношению к общему разбросу значений, тем лучше прогноз. Уровень коэффициента детерминации является индикатором степени «подгонки» модели к данным. Значение этого показателя варьирует в пределах от 0 до 1. Чем ближе его уровень к 1, тем лучше построенная зависимость объясняет разброс наблюдений. В известной степени данный показатель может рассматриваться в качестве критерия оценки предсказательной силы модели.

Для проверки адекватности, установления точности и надежности построенной модели регрессии необходимо рассчитать следующие показатели:

- средняя ошибка аппроксимации:

 
 

(21)

 
     

Если меньше 10%, то качество модели хорошее, адекватное, то есть модель можно использовать для дальнейшего анализа.

- средний коэффициент эластичности  показывает среднее изменение  результативного признака при  изменении факторного признака  на 1% и вычисляется по формуле:

 
 

(22)

 
     

где - среднее значение переменной;

- среднее значение переменной y.

Если уравнение значимо, то по полученному уравнению можно будет построить прогноз расходов федерального бюджета РФ. Прогноз строится на основе метода экстраполяции.

Метод экстраполяции требует таких допущений, как развитие явления может быть с достаточным основанием охарактеризовано плавной траекторией - трендом; общие условия, определяющие развитие явления в прошлом не претерпят существенных изменений в будущем.

Экстраполятивные методы прогнозирования одни из самых точных методов прогнозирования, если применяются правильно. Данная группа методов прогнозирования применяется в ситуациях, когда имеется определенный тренд, который, ожидается, будет продолжаться и в будущем.

Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее. Один из распространенных методов экстраполяции - метод подбора функций. Главным этапом экстраполяции тренда является выбор оптимального вида функции, описывающей эмпирический ряд. Данный этап осуществляется посредством программы. Statistica 6.0.

Кроме корреляционного и регрессионного анализа очень часто на практике используют кластерный анализ.

При работе с многомерной совокупностью все множество имеющихся признаков или объектов можно разбить на однородные группы (кластеры). Объекты или признаки в одном кластере объединены по какому-либо обобщающему показателю.

Чтобы объединить признаки или объекты в кластер необходимо установить меру сходства между признаками. Для оценки сходства элементов используется три типа мер: коэффициенты подобия, коэффициенты связи, показатели расстояния.

В кластерном анализе используются различные меры расстояния между объектами: Евклидово, Чебышева, по Хеммингу, Махаланобиса и др.

 
 

(23)

 
     

 

Наиболее распространенными являются иерархические агломеративные методы. Иерархические агломеративные методы предназначены в основном для решения задач с неизвестным числом классов, когда требуется построить, так называемое, иерархическое дерево исследуемой совокупности, или дендрограмму. Принцип работы иерархических агломеративных процедур состоит в последовательном объединении групп элементов сначала самых близких (далеких), а затем более отдаленных друг от друга (приближенных друг к другу). При этом агломеративные методы начинают обычно с объединения отдельных элементов.

Среди иерархических агломеративных методов различают алгоритмы «ближайшего соседа», «дальнего соседа», принцип «средней связи», метод Уорда (Ward).

Иерархический агломеративный алгоритм «дальнего соседа» исходит из матрицы расстояний между наблюдениями, где в качестве расстояний между наблюдениями используется обычное евклидово расстояние, а расстояние между кластерами определяется по правилу «дальнего соседа».

 
 

(24)

 
     

где - расстояние между группами Se, Sm.

На первом шаге алгоритма каждое наблюдение Xi (i = 1, 2, …, n) рассматривается как отдельный кластер. Далее на каждом шаге работы алгоритма происходит объединение двух самых близких кластеров и соответственно пересчитывается матрица расстояний, размерность которой снижается на единицу. Работа алгоритма заканчивается, когда все исходные наблюдения объединены в один класс. Графически результаты работы алгоритма отображаются с помощью дендрограммы.

Заключительный этап классификации - ранжирование кластеров по исследуемому качеству. Ранжирование должно дать представление об уровне экономического и социального развития исследуемого объекта в сравнении с другими классами, определить место, занимаемое кластером по исследуемому качеству.

Используя все выше представленные показатели, модели оценки проведем экономико-статистический анализ расходов госудпрственного бюджета Российской Федерации.

2. Структура и факторы  формирования расходов бюджета  Российской Федерации за 2005-2011 годы

Анализируя данные о расходах федерального бюджета за 2005-2011 годы, можно сказать, что общий объем расходов федерального бюджета РФ с 2005 по 2010 год увеличился на 44%, что в абсолютном выражении составило 10796,1 млрд. руб. - 31%, а в 2011 году произошло уменьшение расходов федерального бюджета РФ по сравнению с 2010 годом на 24%, что составило в абсолютном выражении 6589,6 млрд. руб. - 19%, что касается значений расходов федерального бюджета 2012-2014 годах, то по данным министерства финансов, прогнозируется увеличение расходов в абсолютном выражении.

Рисунок 1. Динамика расходов федерального бюджета РФ за 2005-2014 годы

Из рисунка 1 видно, что расходы федерального бюджета не имеют постоянной тенденции. По прогнозу в 2012 году расходы федерального бюджета РФ должны составить 1256,40 млрд. руб., а к 2014 году планируется увеличение расходов в 11 раз до 14582,90 млрд. руб.

В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к 2011 году составляли в 2005 году 61,9%, в 2007 году - 103,2%, в 2009 году 145,5% и в 2010 - 159,7%.

Структура расходов федерального бюджета в 2005 году представлена на рисунке 2. Из диаграммы видно, что наибольшую долю расходов федерального бюджета приходится на социальную политику - 43%, что составляет 3643,1 млрд. руб. от расходов федерального бюджета. Также значительная доля расходов приходится на образование - 10%, общегосударственные вопросы и национальную экономику - 9% от расходов федерального бюджета РФ (рис. 2).

Рисунок 2. Структура расходов федерального бюджета в 2005 году

Меньше всего расходов было направлено на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 7%. На долю жилищно-коммунального хозяйства приходилось 6% расходов федерального бюджета или 471,4 млрд. руб.

В 2011 году наблюдается значительное изменение структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации (рис. 3).

Рисунок 3. Структура расходов федерального бюджета в 2011 году

Наибольшую долю расходов федерального бюджета также занимает социальная политика - 32% или 3135,3 млрд. руб. от расходов федерального бюджета. Это связано с тем, что социальная политика является приоритетным направлением бюджетных расходов РФ на 2012-2014 гг. Основными направлениями, которой являются: поддержка слоев населения уровень доходов, которых не достигает прожиточного минимума, решения проблем пенсионного обеспечения, развитие систем здравоохранения, образования и социального обслуживания. На втором месте расходы, связанные с финансированием национальной экономики, но их доля увеличилась с 9% до 18% причем, увеличение произошло также в абсолютном выражении на 1020,7 млрд. руб. На третье место выходят расходы на национальную оборону, её доля в расходах составляет 16%. И 13% приходится на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Меньше всего расходов было направлено на здравоохранение и спорт - 9%, образование - 6%. Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство сократились на 234,1 млрд. руб.

Проанализируем изменение структуры основных направлений расходования бюджета в общем объеме бюджетных расходований.

С 2005 по 2006 год наблюдалось снижение доли расходов на общегосударственные вопросы, с 2005 по 2006 год произошло увеличение расходов в абсолютном выражении на 417 млрд. руб., а с 2007 года наблюдается четкая тенденция снижения доли расходов на общегосударственные вопросы.

Рисунок 4. Доля расходов на общегосударственные вопросы в общем объеме расходов федерального бюджета РФ с 2005-2011 годы

Доля расходов на национальную оборону с 2005 по 2011 годы возросла с 8,53% в 2005 и до 13,94% в 2011 году соответственно, т.е. рост доли расходов произошел в наблюдаемой динамике на 5,41%(рис. 5).

Рисунок 5. Доля расходов на национальную оборону в общем объеме расходов федерального бюджета РФ с 2005-2011 годы

Доля расходов на национальную безопасность в общей структуре расходов на протяжении рассматриваемого периода изменяется, однако эти изменения не столь значительны. Максимальное значение показателя приходится на 2011 год - 11,26%, а минимальное на 2007 год - 7,59% (рис. 6).

Рисунок 6. Доля расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в общем объеме расходов федерального бюджета РФ с 2005-2011 годы

 

Доля расходов на национальную экономику за изучаемый период времени с 2005 по 2009 год стремительно росла с 11,20% до 17,34%, с 2009 года по 2010 наблюдалось резкое сокращение расходов на национальную экономику, а в 2011 по сравнению с 2010 годом доля расходов увеличилась на 3% (рис. 7).

Рисунок 7. Доля расходов на национальную экономику в общем объеме расходов федерального бюджета РФ с 2005-2011 годы

Основные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Бюджетные же ассигнования федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» предусмотрены на финансирование работ, проводимых специализированными комбинатами «РАДОН» (сбор, переработка, утилизация и хранение радиоактивных отходов), на обеспечение деятельности федеральных государственных органов, на предоставление кредитов внутри страны в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации. Доля расходов на ЖКХ за изучаемый период времени существенно снижается относительно своих значений, почти в два раза.

Доля расходов на ЖКХ за изучаемый период времени существенно снижается относительно своих значений, особенно четкая тенденция наблюдается с 2007 по 2011 год (рис. 8).

Рисунок 8. Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в общем объеме расходов федерального бюджета РФ с 2005-2011 годы

За рассматриваемый период снижение доли расходов на ЖКХ произошло в абсолютном выражении на 237,3 млрд руб. Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий: обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем, ряда федеральных целевых программ.

В сфере образования основные полномочия закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается предоставление дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, а так же начального профессионального и среднего профессионального образования.

К полномочиям органов местного самоуправления отнесен вопрос организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, общего образования, в части расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, организация отдыха детей в каникулярное время, опека и попечительство.

За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования.

Доля расходов на образование в общем объеме расходов с 2005 по 2006 годы увеличилась на 12%, и в абсолютном выражении составила 234,6 млрд. руб., а с 2008 по 2011 год произошло сокращение расходов, более чем в два раза, а в абсолютном выражении составила 1098,1 млрд. рублей (рис. 9).

Рисунок 9. Доля расходов на образование в общем объеме расходов федерального бюджета РФ с 2005-2011 годы

Снижение доли расходов на образование в основном обусловлено сокращением расходов на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением оплаты труда) и на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП).

В сфере здравоохранения, спорта и физической культуры за федеральными органами государственной власти закреплены полномочия по оказанию специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, организации и обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также содержанию сборных команд Российской Федерации, их подготовке к всероссийским и международным спортивным соревнованиям.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях. В их ведении так же находится организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи, а также организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, проведение официальных региональных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Статистический анализ использования государственного бюджета Российской Федерации