Статистический анализ бедности населения,и методы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Бедность - это социально-экономическое явление, при котором определенные группы населения испытывают трудности с удовлетворением первоочередных физиологических потребностей, связанных с реализацией права на жизнь, лишены возможности полноценно участвовать в жизни общества в рамках конституционно закрепленных прав и свобод.

Вложенные файлы: 1 файл

text_kursovoy_2.docx

— 297.91 Кб (Скачать файл)

− зона бедности – территория высокой концентрации бедных, включает те регионы, где коэффициент бедности выше средней по стране.

В характеристике бедности устанавливают профиль бедности, то есть социальный состав бедных слоев  населения, который изменяется во времени.                          

Если ИРЧП используется для определения достигнутого страной общего уровня прогресса в области развития человеческого потенциала, то индекс нищеты населения (ИНН) отражает структуру распределения прогресса и определяет масштабы все еще существующих лишений. Методология расчета ИНН исходит из определения нищеты как комплексного понятия лишений, поэтому он включает показатели не только доходов в виде доли населения с нищенскими доходами, но и продолжительности жизни, длительной безработицы и доли функционально неграмотных.

Из всего выше перечисленного следует, что для более действующего управления уровнем жизни населения посредством повышения эффективности социально-экономической политики необходимо более точное определение категорий лиц, нуждающихся в социальной поддержке, т.е. по-настоящему бедных. Здесь возникает вопрос определения бедности как самостоятельной и наиболее показательной характеристики уровня и качества жизни населения, поэтому используют данные показатели для выявления уровня бедности.

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Методы регулирования  бедности населения

Спектр концепций благосостояния населения в мировой экономической  науке определяет три базовые  его трактовки, которые соответствуют  трем определениям бедности, как низшего  уровня благосостояния индивида. В  зависимости от принятой государством концепции благосостояния и бедности населения используются разные методы государственного регулирования и  масштабы поддержки населения в  денежной и натуральной форме. Эволюция концепций благосостояния и соответствующего определения человеческого развития отражает изменение системы исходных представлений о роли индивида в  экономике и жизни общества. Индивид  в условиях человекоцентричной парадигмы  является основным ресурсом повышения  конкурентоспособности страны, которая  обеспечивает в свою очередь возможности  для роста благосостояния населения  в целом.  
         Исторически возникшая первой концепция абсолютной бедности исходит из установления черты бедности посредством установления минимальной потребительской корзины. Бедными признаются семьи, собственных ресурсов которых недостаточно для удовлетворения базовых потребностей [8].

Относительная концепция бедности базируется на том, что выделяется группа индивидов, чей уровень жизни значительно отличается от стандарта, преобладающего в стране [10]. В данном случае статистическими, экспертными и социологическими методами определяется как преобладающий стандарт жизни и требуемый для этого доход, так и уровень жизни, отклоняющий вниз от стандарта. Ключевым в данном случае является то обстоятельство, что образ жизни этой категории домохозяйств существенно отклоняется от образа жизни основной массы граждан, поэтому для них характерно ощущение относительной ограниченности потребления благ и услуг. Исторически концепция относительной бедности возникла тогда, когда появились сложности с исчислением минимальной потребительской корзины из-за роста жизненных стандартов и расширения перечня доступных бедным благ и услуг. Масштабы относительной бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.

Существует также субъективная концепция бедности, которая предполагает установление черты бедности на основе представлений населения о том, какой объем ресурсов необходим для удовлетворения минимальных потребностей. Последняя и наиболее прогрессивная концепция, выдвинутая нобелевским лауреатом А.Сеном, рассматривает состояние бедности как невозможность выполнять определенные функции в обществе: экономические, политические, гражданские и другие. Применение эта концепция получила в современных условиях перехода к человекоцентричной парадигме и повышению роли общественного сектора (услуг образования, здравоохранения, культуры) в формировании стартового человеческого капитала гражданина. Измерение бедности в данной концепции должно базироваться не только на экономических, но и социальных  показателях.

Ряды бедных граждан в  основном состоят из низкооплачиваемых  работников, безработных, одиноких родителей (особенно женщин), детей, молодежи и пенсионеров.

Среди государственных мер  по снижению бедности выделяют:

  • создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения,
  • поддержание макроэкономической стабильности,
  • проведение антиинфляционной политики,
  • установление минимального размера оплаты труда,
  • разработка социальных программ и механизмов их реализации. Целью государственного регулирования бедности является сокращение ее уровня, что предполагает расширение доступа беднейших слоев населения к материальным и общественным благам, повышение уровня жизни, содействие  занятости и профессиональной подготовке. Основными направлениями достижения данной цели являются :макроэкономическая политика и экономический рост, социальная политика, региональная политика, процесс участия, система мониторинга.

Макроэкономическая политика, экономический рост и более равномерное  распределение конечного продукта способствуют сокращению уровня бедности. На темпы экономического развития и  распределения доходов в обществе существенное влияние оказывает  кредитно–денежная политика, целью  которой является обеспечение стабильности цен и покупательной способности  денег. Бюджетно-налоговая политика позволяет контролировать налоги и  за счет этого поддерживать систему  социальной защиты на должном уровне. На уровень жизни населения влияет распределение налоговой нагрузки по группам населения. Инвестиционная политика необходима для модернизации производств и развития предпринимательской  деятельности. Бедные слои населения  зависят от внешнеэкономической деятельности государства и как потребители, и как производители. Экономический рост является необходимым, но недостаточным условием. Нужно, чтобы часть этого роста была направлена на потребление беднейшим слоям населения.

В рамках социальной политики определяются меры, непосредственно направленные на преодоление бедности в таких областях, как политика формирования доходов; политика на рынке труда, занятости и заработной платы; развитие социальных услуг (здравоохранения, образования и др.); система социальной защиты; пенсионная система; развитие малого и среднего бизнеса как сферы самозанятости и самопомощи; совершенствование законодательства в указанных выше направлениях. Помимо всего вышеперечисленного, современная социальная политика нацелена на включение в общественную жизнь представителей беднейших слоев населения.

                 Региональная политика важна для стран большой географической протяженности. Учет регионально-географических и других факторов, влияющих на уровень бедности, особенно на его повышение, позволяет принимать адекватные меры по улучшению благосостояния населения. Реализация на региональном уровне единой системы мер, направленных на борьбу с бедностью, как правило, включает как мероприятия, софинансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Процесс участия предполагает отход от иждивенческих настроений в социальной политике через создание благоприятных условий для реализации потенциала людей в целях выхода из бедности. Это становится возможным при комбинации усилий государства и гражданского общества. Для эффективности процесса участия необходимы следующие предпосылки: инициирование и координация процесса участия со стороны государства; поддержка государством инициатив граждан, религиозных и негосударственных организаций в области решения проблем бедности со стороны государственных структур путем предоставления финансовой и административной помощи; поощрение сотрудничества организаций граждан; информирование населения о причинах, масштабах и факторах бедности; стимулирование взаимопомощи населения по месту проживания; создание сети групп самопомощи и сотрудничества; стимулирование мероприятий в области развития культуры, спорта, создание любительских организаций.

Разработка и развитие системы мониторинга позволяют  отслеживать тенденции в реализации стратегий по сокращению уровня бедности, принимать меры в случае отклонения от намеченного курса, корректировать планы. Основными элементами такой системы являются набор показателей для мониторинга достижения целей, поставленных стратегией; источники информации; институты, ответственные за реализацию мероприятий.

Основными формами государственного регулирования, в том числе и  уровня бедности, являются правовая, финансовая, производственная, перераспределительная, организационно-институциональная и информационно-консультационная.

        Правовая форма состоит в создании государством правил и норм, направленных на обеспечение эффективного функционирования рыночной системы, создающей положительные социальные эффекты. В случае регулирования уровня бедности основными методами являются, например, регулирование трудового законодательства и установление минимального уровня заработной платы.

Финансовая форма заключается  в полном или частичном финансировании государством за счет расходной части  госбюджета социальных программ образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения  и т. д. Инструментами государственного финансирования являются ценовое субсидирование, льготирование, компенсирование и  т. п.

Производственная форма  используется государством как инструмент для направления развития экономики  в соответствии с социальными  целями и задачами правительства. Механизмы организации производства частных и общественных благ включают контракты с поставщиками, государственные услуги, продажу услуг государственным учреждением, а также привилегии, дотации и гарантии.

Перераспределительная форма  оказывает опосредованное воздействие  на уровень бедности в отличие  от других. Роль государства в формировании доходов сводится к сглаживанию неравенства доходов через перераспределительные механизмы.

Существуют программы  социального страхования (ПСС) и программы социальной помощи (ПСП). Функции ПCС направлены на предотвращение бедности через замещение потерь дохода в результате безработицы, инвалидности, выхода на пенсию или потери кормильца. ПСП нацелены на оказание помощи бедным и финансируются из налоговых поступлений; условием предоставления пособия является низкий доход.

К наиболее распространенным методам оказания социальной помощи относятся денежные и натуральные трансферты.

Организационно-институциональная  форма предполагает создание институциональных соглашений и формирование институциональной среды. Образование специальных комиссий и агентств с конкретными функциями, совершенствование правоприменительных институтов способствуют защите прав человека и собственника и обеспечивают исполнение действующего законодательства, необходимого для решения проблемы бедности.

Информационно-консультационная форма позволяет через средства масс-медиа доводить информацию до заинтересованных лиц, пропагандировать способы сокращения бедности населения и успешные инициативы.

Среди стратегических целей  антикризисных планов различных стран, направленных на регулирование уровня бедности населения, выделяются такие, как стимулирование спроса и поддержка потребительского доверия, а также сокращение человеческих издержек экономического спада и его влияния на наиболее уязвимых.

Рекомендуемые и применяемые  меры достаточно универсальны:

  • ‹ Помощь нуждающимся -увеличение пособий безработным и низко доходным домохозяйствам и удлинение сроков их выплат; финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных; увеличение финансирования программ медицинского страхования; увеличение помощи некоторым категориям людей, выплачивающим ипотечные кредиты.
  • ‹ Снижение налогов на бизнес и частных лиц.
  • ‹Модернизация инфраструктуры (поддержание инновационных процессов, включая повышение энергоэффективности экономики, в том числе обеспечивая быструю разработку «зеленой энергии» (производство энергии из альтернативных источников; энергосберегающие технологии); распространение «высокоскоростного интернета», увеличение инвестиций в научно-исследовательские работы).
  • Дополнительные расходы на соблюдение законов и порядка, так как количество  преступлений увеличивается в периоды нестабильности.

Из выше перечисленного можно  сделать вывод, что Государственная  политика сокращения уровня бедности зависит, прежде всего, от достигнутого уровня социально-экономического развития страны и степени неравенства  в распределении ресурсов. Традиционным средством помощи при бедности является социальная помощь. Среди государственных мер по снижению бедности выделяют : создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения, поддержание макроэкономической стабильности , проведение антиинфляционной политики , установление минимального размера оплаты труда ,  разработка социальных программ и механизмов их реализации.

                 Администрация Первомайского района информирует, что  в соответствии с постановлением администрации области от 27.06.2008 №796 «Об утверждении Плана мероприятий повышения благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства  по денежным доходам населения на территории Тамбовской области на период 2008-2013 гг.» разработан  и утвержден постановлением администрации района  от 10.09.2008г. № 896

Информация о работе Статистический анализ бедности населения,и методы ее регулирования