Статистический анализ бедности населения,и методы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Бедность - это социально-экономическое явление, при котором определенные группы населения испытывают трудности с удовлетворением первоочередных физиологических потребностей, связанных с реализацией права на жизнь, лишены возможности полноценно участвовать в жизни общества в рамках конституционно закрепленных прав и свобод.

Вложенные файлы: 1 файл

text_kursovoy_2.docx

— 297.91 Кб (Скачать файл)

Из этого следует сделать  вывод, что Тамбовская область входит в группу российских регионов с самой низкой величиной прожиточного минимума. Предусмотрено, что во всех социально-демографических группах населения регионов большая часть денег расходуется на покупку продуктов питания.

Стоить отметить, что прожиточный минимум для пенсионеров в Липецкой области за последние три года вырос почти на треть. И этот показатель выше, чем у Тамбовской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ уровня и динамики основных показателей бедности.

Уровень бедности (Level of poverty) – это доля населения, выраженная в процентах, семейный доход которой находится ниже какого-то абсолютного уровня, который называется чертой бедности.

Наивысший уровень бедности в истории отмечен в 1992 году – 33,5%. Потребовалось 12 лет, чтобы показатель опустился ниже 20%, и произошло это только в 2004 году.

На рисунке 1. приведена  динамика доли бедного населения  за 12 лет.

Рис.1. Официальные оценки уровня и глубины бедности на основе макроэкономических показателей

 

Как мы видим, индекс численности  бедного населения был подвержен  значительным колебаниям. Наиболее существенное сокращение уровня бедности происходит в 2003 году – 20,4 %.

На рисунке 2 мы видим динамику уровня бедности  населения по 2011 год.

 

Рис.2. Динамика уровня бедности населения по 2011 год.

Уже в 2004 году за чертой бедности находились 17,6% о чем говорит значительное сокращение бедных по сравнению с  предыдущим годом. Но в 2005 году общую  картину подпортила монетизация льгот и уровень бедности поднялся до 17,7 % , в 2006г составил 15,2%, а в 2007% 13,3%.

Но затем кризис 2008 года ударил по зарплатам и доходам  россиян. Уровень бедности вырос  в 2008 году и составил 13,4% , но ненадолго: уже в следующем году ведомство опять зафиксировало его снижение, вызванное тем, что правительство несколько раз индексировало пенсии и снизилась инфляция.

За 2011 год реальные доходы почти не изменились, хотя инфляция была рекордно низкой. В предыдущем 2010 году увеличение доходов было более  существенным, чему немало способствовала проводившаяся четыре раза индексация пенсий. В 2012 году пенсии индексировали уже только два раза.

Руководитель Центра проблем  доходов и потребительских бюджетов населения ВЦУЖ Алефтина Гулюгина считает, что «тенденция снижения незначительна», а уменьшающуюся дифференциацию объясняет прежде всего действиями властей по увеличению расходов на социальные выплаты: из-за роста пенсий и социальных пособий малообеспеченные граждане выходили из бедной группы, приводит слова эксперта «Коммерсантъ».

Распределение Росстатом  объема денежных доходов на пять групп (от 20% высокообеспеченных до 20% малообеспеченных) показывает, что снижение происходило  за счет снижения доли в объеме доходов  высокодоходной группы (с 47,7% в 2010 году до 47,5% в 2011 году).

Специалисты Центра при этом отмечают, что при снижении дифференциации доходов сама по себе бедность растет. Если в 2010 году 12,6% населения жили за чертой бедности (на доходы ниже величины прожиточного минимума), то по итогам 2011 года уровень бедности увеличился до 13% от всего населения.

«Снижение на 0,2% – это  статистическая погрешность», – отмечает руководитель Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов, считая, что никакого снижения «коэффициента  фондов» нет. По его словам, коэффициент  – «очень стабильный показатель», данные в нем практически «законсервировались».

«Дифференциация по-прежнему очень высока, а реально она  еще выше», – уверена директор Независимого института социальной политики Татьяна Малеева. «Коэффициент фондов» по своей природе вообще не может реально измерить дифференциацию доходов: он рассчитывается по данным обследования домохозяйств, куда сверхбогатые вообще не попадают. Она указывает  также на отсутствие его существенных изменений в течение кризиса 2009-2011 гг.

Директор региональной программы  Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич подчеркивает, что доходы населения не растут. За три года доходы россиян выросли  всего на 6%, а раньше было по 11-12% в  год в реальном выражении: «Нет роста  доходов, нет роста различий. Есть элементы выравнивания, потому что  действительно социальные выплаты  увеличились, но главная причина  – не то, что снизу подбавили, а то, что сверху прихлопнули. Прекращается рост дифференциации, не надо себе приписывать все, частично – да, выросшие социальные выплаты смягчили, но главное – это то, что дополнительный доход перестал, как это обычно бывало, перераспределяться в первую очередь в пользу богатых групп населения», цитирует ее «Финам FM».

Сравнив теперешний уровень  жизни с таковым 20 лет назад, Росстат  пришел к выводу, что люди сейчас живут лучше, чем в 1990 году. После  распада СССР на продукты у среднестатистического  россиянина уходила почти половина дохода, в 2010 году – уже только 30%. Меньше стали тратить и на алкоголь (1,7 против 2,5%), и на одежду и обувь (11 против 14,5%). В то же время выросли  расходы на оплату различных услуг  – 27 против 14%. Правда, выросли расходы  на ЖКХ – 9 против 4%.

В России, по данным Росстата, ниже черты бедности по состоянию на I полугодие 2013 года проживает 15,9% жителей, или 22 миллиона человек.[9]. В 2011г. ниже черты бедности проживало 12,7% населения.

Доля населения в России с доходами ниже национальной черты  бедности в 2013 году снизится до 10,9 процента с 11 процентов в 2012 году.

Кроме того, в 2014 году снижение уровня бедности продолжится - до 10,7 процента, что означает снижение числа бедных с 15,6 млн в 2012 году до 15,2 млн в 2014 году.

Но эксперты считают, что  сокращение бедности не сможет ускориться из-за недостаточного роста экономики.

.

 

 

 

 

 

 

3Прогнозирование величины прожиточного минимума Тамбовской области(Первомайского района)на 2014-2015 года

Для прогнозирования данной величины прожиточного минимума на ближайшую перспективу воспользуемся методом экстраполяции.

Для прогнозирования величины прожиточного минимума по Тамбовской области и Первомайскому району на 2014 год используем уравнение тренда, полученное при выравнивании данного показателя по прямой линии: у’=4695,5+348.8х.

Поставив соответствующее для 2014 года значение х=5 в уравнение прямой линии, получим прогнозные значения величины прожиточного минимума на 2014год:

y, 2014= 4695,5+348.8*5=6439,5

Таким образом, при условии сохранения тенденции изменения величины прожиточного минимума и федерального законодательства, можно ожидать в 2014 году величину прожиточного минимума по Тамбовской области и Первомайскому району в размере 6439,5 рублей.

Определим величину доверительного интервала  следующим способом:

 ,   где ta- табличное значение t - критерия Стьюдента при заданном уровне значимости а и числе степеней свободы k.

Интервальный прогноз на 2014 год величины прожиточного минимума по Тамбовской области определим с учетом следующих значений:

у12014 = 6439,5рублей.

ta = 3,182 при заданном уровне значимости а = 0,05 и числе степеней свободы k = 5 - 2 = 3.

)

 

 

Таким образом, с вероятностью, равной 0,79 (1 -а), можно утверждать, что величина прожиточного минимума по Тамбовской области и Первомайскому району в 2014 году будет не находиться в пределах

 

Для прогнозирования величины прожиточного минимума по Тамбовской области и Первомайскому району на 2015 год проведем аналогичные расчеты, используем уравнение тренда, полученное при выравнивании данного показателя по прямой линии: у’=4695,5+348,8х.

Экстраполируя х=6, получим прогнозные значения величины прожиточного минимума на 2015 год:

y, 2015  = 4695,5+348,8*6=6788,3

Таким образом, при условии сохранения тенденции изменения величины прожиточного минимума и федерального законодательства, можно ожидать в 2015 году величину прожиточного минимума по Тамбовской области в размере 6788,3рублей.

Интервальный прогноз на 2015 год величины прожиточного минимума по Тамбовской области определим с учетом следующих значений:

y, 2015 =  6788,3рублей..

(6788,3-3,182*241,2) <  y, 2015 < (6788,3+3,182*241,2)

6020,8<  y, 2015 < 7555,8

Таким образом, с вероятностью, равной 0,80 (1 - a), можно утверждать, что величина прожиточного минимума по Тамбовской области в 2015 году будет не находиться в пределах от 6020,8<  y, 2015 < 7555,8 рублей.

 

 

Заключение

В  курсовой работе были решены следующие задачи: в первой главе проанализированы теоретические и методологические  аспекты статистического изучения бедности населения. Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Для более действующего управления уровнем жизни населения посредством повышения эффективности социально-экономической политики необходимо более точное определение категорий лиц, нуждающихся в социальной поддержке, т.е. по-настоящему бедных. Здесь возникает вопрос определения бедности как самостоятельной и наиболее показательной характеристики уровня и качества жизни населения, поэтому используют статистические показатели для выявления уровня бедности. Основные показатели бедности определяются формулой, предложенной Джеймсом Фостером (James Foster), Джоэлом Гриером (Joel Greer) и Эриком Торбеке (Erik Thorbecke):

Среди государственных мер  по снижению бедности выделяют:

  • создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения,
  • поддержание макроэкономической стабильности,
  • проведение антиинфляционной политики,
  • установление минимального размера оплаты труда,
  •    разработка социальных программ и механизмов их реализации.

Целью государственного регулирования  бедности является сокращение ее уровня, что предполагает расширение доступа  беднейших слоев населения к  материальным и общественным благам, повышение уровня жизни, содействие  занятости и профессиональной подготовке. Основными направлениями достижения данной цели являются :макроэкономическая политика и экономический рост, социальная политика, региональная политика, процесс участия, система мониторинга.

На примере Первомайского  района Тамбовской области была рассмотрена и изучена социальная политика, направленная на сокращение бедности и неравенства по денежным доходам населения .

Был выполнен статистико-экономический анализ прожиточного минимума Тамбовской области : проанализирована динамика прожиточного минимума и численности населения с доходами ниже его величины; проведено региональное сравнение прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения; составлен прогноз величины прожиточного минимума на 2014 и 2015 года; изучена и проанализирована динамика уровня бедности в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27 мая 2006 г., 22 августа 2008 г.)
  2. Постановление Правительства РФ № 545 от 27.06.2013 г.
  3. Постановление администрации Тамбовской области от 3 июля 2013 года №696 "Об установлении величины прожиточного минимума в целом по Тамбовской области за II квартал 2013 года на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения")
  4. Постановление администрации Тамбовской области от 27.06.2008 №796 «Об утверждении Плана мероприятий повышения благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства  по денежным доходам населения на территории Тамбовской области на период 2008-2013 гг.»
  5. Постановление администрации Первомайского района от 10.09.2008г. № 896 «План мероприятий повышения благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства  по денежным доходам населения на территории Первомайского района на период 2008-2013гг.»
  6. Воронкова О. В. Теория и практика государственного регулирования   уровня бедности // Экономические науки. 2008. № 8 (45). С. 309–312.
  7. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: учебное пособие / И.И.Колесникова. - М.: Финансы и статистика. - 2008. – С. 117.
  8. Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. — М.: Формула права, 2007. — С. 172. — 336 с. 
  9. Сенчагов В.К.. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник Под ред. В.К. Сенчагова . 2-е изд. - М.: Дело,2005. - 896 с., 2005
  10. Социально-экономическая статистика: учебное пособие /под ред. Л.А. Голуб - М.: ВЛАДОС. -2008. – С.123.
  11. Социально-экономическая статистика: учебное пособие /под ред. Л.А. Голуб - М.: ВЛАДОС. -2008. – С.111.

Информация о работе Статистический анализ бедности населения,и методы ее регулирования