Динамика социальной мобильности трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы будет исследование динамики трудовой миграции как трудового ресурса.

Задачи

1.Определить понятие социальной мобильности
2.Проанализировать понятие трудовой миграции
3.Исследовать статистику трудовой миграции

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

Глава 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ…………….6

Глава 2. ПОНЯТИЕ МИГРАЦИИ………………………………….…11

Глава 3. ДИНАМИКА МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В РОСCИИ…...……………………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Динамика_социальной_мобильности_трудовых_ресурсов.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

     Остальные федеральные округа России отдают население во внутрироссийском миграционном обмене. Правда, в них также присутствует ряд территорий, по-прежнему принимающих мигрантов.

     Например, в Приволжском округе это Татарстан, Чувашия и Нижегородская область; в Уральском округе — Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Свердловская область; в Сибири — Хакасия, Кемеровская область и Агинский Бурятский автономный округ; на Дальнем Востоке — Хабаровский край. Среди перечисленных выше регионов есть "полюса миграционного роста" с сырьевой экономикой, активно привлекающие трудовых мигрантов со всей страны высоким уровнем зарплаты. Остальные регионы, попавшие в этот список, представляют собой более благоприятное место жительства для людей, ранее работавших в более суровых условиях Севера.

     Крупнейшими миграционными донорами в России остаются регионы Сибири и Дальнего Востока. Только в течение 2000—2003 гг. Сибирский округ потерял в обмене с другими регионами России более 103 тыс., а Дальневосточный округ — более 134 тыс. человек. Внутри этих регионов есть территории, которые потеряли за счет миграционного оттока в 90-е годы половину своего населения, — это Магаданская область и Чукотский автономный округ, пятую часть населения — Камчатская область, шестую часть населения — Сахалинская область.

     Для полноты миграционной картины я посчитал необходимым прибегнуть к анализу коэффициентов интенсивности миграционных связей (КИМС) между российскими регионами. Полученные данные свидетельствуют о высокой интенсивности миграционного обмена между несколькими типами регионов, формируя достаточно масштабные и устойчивые тренды миграционных межрегиональных взаимодействий.

     1. Крупнейшие мегаполисы страны  Москва и Санкт-Петербург стягивают  мигрантов преимущественно из  трех типов регионов — областей из числа своего ближайшего окружения, регионов российского Севера, а также Чеченской Республики. Например, у Москвы за исследуемый период самый высокий КИМС отмечался в обмене с Московской областью (5,43), Калужской областью, Чукотским АО (3,41) и Чечней (2,81). Вторая российская столица — Санкт-Петербург — имела экстремально высокие показатели КИМС в обмене с Ленинградской (19,44), Мурманской (11,64), Псковской (6,11), Новгородской (5,42) областями и Карелией (4,73). Интенсивные миграционные связи двух российских столиц именно с этими территориями России объясняются действием "притягивающих" факторов экономического характера в самих мегаполисах, а также действием "выталкивающих" факторов политического и социально-экономического характера в регионах. Чаще всего, официально регистрируемая миграция в столицы, связанная с основательным переселением на новое место жительства, носит поэтапный характер, тщательно готовится людьми — они заблаговременно приобретают жилье, подыскивают работу, мигранты опираются на социальные и родственные связи.

     2. Области Центральной России по  аналогии с мегаполисами активно привлекают мигрантов из сопредельных регионов и российского Севера. Московская область имеет высокие значения КИМС по прибытию с Чукоткой (5,87), Москвой (4,29), Магаданской областью (3,71), Калужской областью (3,56), Камчаткой (3,26). Белгородская область — с Чукоткой (16,89), Магаданской областью (15,87), Орловской областью (14,93), Курской областью (11,94), Камчатской областью (6,46), Якутией (4,70).

     В некоторых областях Центральной  России в основе подобных миграционных связей лежит межрегиональное сотрудничество предприятий с некоторым государственным участием.22

     3. Для регионов Северного Кавказа характерна высокая интенсивность миграционного обмена, прежде всего с сопредельными территориями и регионами Дальнего Востока и Сибири. Мощный исход мигрантов из Чеченской Республики привел к формированию экстремального показателя КИМС по прибытию в Ингушетии (173,44), Калмыкии (29,48), Ставрополье (28,44), Северной Осетии (23,84), Дагестане (23,60) и Кабардино-Балкарии (22,37). Столь высоких показателей интенсивности миграции нет между другими регионами России.

     Исследование  подтвердило, что Северный Кавказ является довольно замкнутым в миграционном отношении регионом страны — миграционный обмен между регионами протекает, прежде всего, в его пределах.

       Для Адыгеи основными миграционными партнерами по прибытию являются Краснодарский край (12,47) и Карачаево-Черкесия (4,16); для Дагестана — Ставропольский край (11,23), Калмыкия (9,66) и Астраханская область (9,78); для Ингушетии — Северная Осетия (4,22); для Кабардино-Балкарии — Северная Осетия (17,78), Карачаево-Черкесия (7,95) и Ставропольский край (9,79); для Ставропольского края — Карачаево-Черкесия (22,56), Северная Осетия (7,88), Кабардино-Балкария (6,90), Дагестан (5,56), Калмыкия (4,05) и Астраханская область (3,01); для Краснодарского края — Адыгея (17,35), Карачаево-Черкесия (5,39), Ростовская область (4,01) и Ставропольский край (3,16).

     Высокие показатели КИМС в межрегиональном  обмене на Северном Кавказе связаны  с устойчивой тенденцией формирования миграционных потоков в регионе на основании этнического признака. Здесь на протяжении последних лет фиксируется устойчивая тенденция формирования этнически направленных потоков.

     Мигрируют из национальных республик горной части в равнинные территории с преобладанием русского населения (Кубань, Ставрополье, Ростовская область), представители кавказских народов преимущественно возвращаются на этническую родину, в свои национальные автономии. Это усиливает этноизоляцию регионов и может иметь негативные этно-политические последствия для региона и страны.

     4. Регионы Поволжья с высокоразвитой  экономикой, в первую очередь  нефтяной и нефтехимической промышленностью, активно притягивают мигрантов из регионов Сибири со сходной структурой экономики. Например, максимально высокие КИМС по прибытию для Башкортостана, Татарстана, Самарской области и Оренбургской области отмечаются в обмене с Тюменской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО.

     5. Южные регионы Дальнего Востока активно притягивают мигрантов из северных регионов этого же округа. Приморский край имеет максимальные значения КИМС с Чукотским АО (23,81), Сахалинской областью (19,18), Камчатской областью (16,28). Хабаровский край притягивает мигрантов из Еврейской АО (73,17), Чукотского АО (21,89), Сахалинской области (21,15). Формирование таких устойчивых миграционных связей — результат переселения людей в более благоприятные для проживания регионы.

     Таким образом, как показывает анализ, генеральным  трендом внутренних миграционных процессов  в современной России остается миграция населения с востока на запад и с севера на юг, т.е. фактически в обратном направлении, если сравнивать с предыдущими историческими периодами.

     Тем не менее, в районах Крайнего Севера проживает все еще довольно большая численность населения — около 8,9 млн. человек, или более 6% жителей России. Миграционный отток отсюда, очевидно, будет продолжаться и в среднесрочной перспективе.

     Таким образом, генеральной тенденцией современной миграционной ситуации внутри России можно считать расширение зоны миграционного оттока населения, сокращение зоны миграционного притока и постепенное усиление поляризации территории страны по результативности миграционных потоков. За период с 1995 по 2001 г. количество регионов с положительным миграционным приростом населения во внутрироссийском обмене сократилось с 55 до 26, только за последние два года количество таких регионов увеличилось до 29.23

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Право граждан на обеспечение занятости  и содействие в трудоустройстве  является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

     Занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин реализует  свое право на труд в избранном  им виде занятости.

     Миграция  официально признается процессом, необходимым для успешного экономического развития страны. В условиях быстрой естественной убыли населения страны мигранты из-за рубежа являются едва ли не единственным источником пополнения трудовых ресурсов. Кроме того, интенсивность внутренней миграции, то есть циркуляции населения внутри страны, считается специалистами одним из показателей экономического развития.

     Необходимо  различать «виды» миграции: внутреннюю и внешнюю, из ближнего и дальнего зарубежья, приток постоянного населения и так называемую «маятниковую». Однако чаще всего практикуется другая дифференциация: мигрантов подразделяют на «легальных» и «нелегальных». Это формально-юридическое разделение применимо для полицейских целей, но практически бесполезно для социологического или экономического анализа. Ведь, строго говоря, «нелегалом» являются и менеджер из Москвы, переехавший на работу в Петербург и не считающий нужным проходить процедуру регистрации, и сезонный рабочий из Молдавии или Украины, и транзитный мигрант из Китая или Афганистана.

     Будущее миграции в Россию в огромной степени  будет зависеть от российского законодательства и правоприменительной практики. И не только. Люди всегда перемещаются туда, "где лучше". Чем привлекательнее  станет жизнь в России, тем сильнее у граждан бывших союзных республик будет желание перебраться к нам. Особенно - у этнических россиян. По переписи 1989 г. в бывших союзных республиках проживали 25,3 млн. русских, с другими этническими россиянами - около 30 млн. За последние десять лет вопреки ожиданиям в Россию переместилась очень малая их часть.

     Объективно  наша страна будет остро нуждаться  в притоке населения извне. Демографическая  ситуация такова, что на весь предвидимый  период неизбежно быстрое сокращение населения страны и не менее быстрое его старение. В недалеком будущем, когда в трудоспособный возраст будет вступать малолюдное поколение, рожденное в последнее десятилетие прошлого века, а выходить из него - самое многолюдное, рожденное в 50-х годах, ежегодная убыль трудоспособного населения России будет составлять около 1 млн. человек.

     Демографическая ситуация в двух других "славянских" республиках подобна российской. Ожидать оттуда значительного притока  в Россию оснований нет, хотя там  и проживает половина всех "зарубежных" русских. Кстати, возможно, что их население будет оттягивать Европа, которая тоже вымирает. Значительные потенциальные резервы рабочей силы для России - в Средней Азии, где все еще продолжается "демографический взрыв", а внутренние возможности эффективного использования рабочей силы ограничены. Не исключено, что между Россией и государствами Средней Азии в перспективе сложатся такие же отношения, какие установились между Германией и Турцией. Миллионы турок работали и работают в Германии, помогая своими заработками экономическому развитию своей страны и имея гораздо более высокий уровень жизни, чем они бы имели на родине. Интересы России и государств Средней Азии могут совпасть.

     Вероятно, в перспективе придется заняться массовым привлечением трудовых ресурсов и из дальнего зарубежья. Пока этого практически нет.

     Реальную  демографическую ситуацию в РФ отразила Всероссийская перепись населения 2002г. Думаю, что коррективы текущей демографической статистики не будут значительными.

     Перечисленные потоки миграции являются, по сути, совершенно разными, и каждый из них требует отдельного анализа.

     В целом можно сказать, что конкретные проблемы миграции населения России сегодня решаются разрозненно, поэтому  существует реальная потребность разработки комплексной миграционной политики, которая явилась бы составной частью социально-экономической политики правительства страны. Гармонизация миграционных процессов возможна только в условиях политической стабильности и бесконфликтного общественного порядка.

     Поэтому, выстраивая экономическую политику развития регионов, полагаю целесообразным системно развивать требующие меньших ресурсных затрат стратегически важные и благоприятные в природно-климатическом плане регионы юга и востока Российской Федерации на основе строительства городов-миллионников, связывающих пространство огромной территории. Кроме того, важно развивать средние и малые города, в которых концентрировать предприятия малого и среднего бизнеса, внедряющие в свою деятельность инновационные ресурсосберегающие технологии в сферах добычи и производства сырья, строительства, транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, жилищно-коммунального сектора.

     Вышеперечисленные факторы существенным образом влияют и на выработку концептуальных основ  миграционной политики Российской Федерации, три направления которой широко обсуждаются в российском обществе:

    • во-первых, доминирующая в настоящее время позиция Федеральной миграционной службы России о необходимости либерализации миграционной политики с переориентацией разрешительного характера регистрации самих иммигрантов на уведомительный, с одновременным сокращением количества документов, необходимых для оформления разрешения на работу, и сроков их выдачи;
    • во-вторых, активное вовлечение в миграционный процесс соотечественников, проживающих в настоящее время за рубежом, с ограничением миграционного потока иностранцев;
    • и наконец, третья точка зрения значительной части россиян связана с необходимостью ограничения пребывания трудовых иммигрантов, которые не только определяют криминальный фон в России, но и существенно снижают расценки оплаты на рынке труда.

Информация о работе Динамика социальной мобильности трудовых ресурсов