Эффективность социальной реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи. Раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....………...3
Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1.1. Социальная реабилитация: понятие, факторы, виды……………….............5
1.2. Принципы программы реабилитации……………………………………......8
1.3. Виды реабилитационных программ и условия проведения……………....10
Глава 2 СОДЕЙСТВИЕ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1. Изучение проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………….. …….15
2.2. Роль семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации………………………………………..….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..30
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая[1].doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....………...3

Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

1.1. Социальная реабилитация: понятие, факторы, виды……………….............5

1.2. Принципы программы реабилитации……………………………………......8

1.3. Виды реабилитационных программ и условия проведения……………....10

Глава 2 СОДЕЙСТВИЕ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

2.1. Изучение проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………….. …….15

2.2. Роль семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации………………………………………..….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..30

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящие время процесс  социальной  реабилитации  является  предметом исследования  специалистов  многих  отраслей  научного  знания.   Психологи, философы, социологи,  педагоги,  социальные  психологи. Раскрывают различные аспекты этого процесса,  исследуют   механизмы,  этапы  и  стадии, факторы социальной реабилитации.

Данные всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют,  что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с  недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими  и  физическими  недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

В данной работе рассматриваются  и раскрываются вопросы, связанные  с предоставлением реабилитационных услуг той части общества, которая  имеет ограниченные возможности здоровья.

    Более  того, в нашей стране, как и  во всем  мире,  наблюдается   тенденция роста числа  детей-инвалидов.  В  России  частота  детской  инвалидности  за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

Следовательно, актуальность данной работы обусловлена необходимостью усиления социальной реабилитации населения, особенно его, наиболее уязвимых слоев.

Объектом  исследования являются социальная реабилитация людей (в большинстве случаев детей) с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом исследования являются организации содействующие семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в организации социальной реабилитации.

Целью выполнения курсовой работы является изучение процесса содействия семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в организации социальной реабилитации.

 

К задачам данной работы относятся:

-рассмотрение понятия  социальной реабилитации;

-характеристика видов  и принципов программ социальной  реабилитации;

-рассмотрение системы социального обслуживания его принципы и функции.

- изучить проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;

-показать роль семьи в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретической основой исследования являются труды известных российских ученых, социологов, в сфере социальной работы таких как Холостова Е.И., Безлепкина Л.Ф., Акатов Л.И., Власова Т.А., Ковалев С.В. и др.

Практической  основой исследования является положение Конституции Российской Федерации, Федеральные и Региональные законодательства включающие стандарты и отдельные регламенты субъектов социальной работы.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы  из которых 1 глава посвящена таким  вопросам как понятие принципы и виды социальной реабилитации и программ реабилитации, а 2 глава относится к подробному рассмотрению семей имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и заключение, связанные между собой общим смыслом и содержанием.

 

 

 

 

 

Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

&1.1. Социальная реабилитация: понятие, факторы, виды

Реабилитация  или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.1

Одной из важнейших задач  социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в

силу ряда причин.

Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.2

Факторы, которые  обуславливают потребность субъекта в социально - реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы: 
                   1.Объективные, т.е. социально или природно-обусловленные: 
          - возрастные изменения;

- природные, техногенные или экологические катастрофы;

- тяжёлые заболевания или травмы;

- социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.). 
                  2.Субъективные или личностно обусловленные:

- изменение целей,  интересов и ценностных ориентаций  субъекта и 
его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);

- девиантные формы  поведения и др.

Под воздействием этих и  им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются: 
          - разрушение привычной системы социальных связей и отношений; 
          - утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;

- разрушение привычной  системы социальной ориентации  субъекта; 
          - снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей.3

В зависимости от характера  и содержания социальных или личностных 
проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и 
помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются 
следующие основные виды социальной реабилитации.

1.Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.

2.Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как 
преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или 
индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.).При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни. 
Каждый конкретный вид социальной реабилитации определяет порядок и меря по его практической реализации.4

 

&1.2. Принципы программы реабилитации

В период восстановительного лечения выполнение реабилитационных мероприятий нужно начинать как можно раньше. Для каждого больного составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей пациента к бытовой, социальной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т.д. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пациента или его законного представителя.

Принципы выполнения программы реабилитации

  • Последовательность (определение показаний к реабилитации, установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определение целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации).
  • Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения, трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни).
  • Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации).5

Этапы определения реабилитационной программы:

    • Проведение реабилитационно-экспертной диагностики. Тщательное обследование больного или инвалида и определение его реабилитационного диагноза служат той основой, на которой строится последующая программа реабилитации. Обследование включает в себя сбор жалоб и анамнеза пациентов, проведение клинических и инструментальных исследований. Особенностью этого обследования является анализ не только степени повреждения органов или систем, но и влияние физических дефектов на жизнедеятельность пациента, на уровень его функциональных возможностей.
    • Определение реабилитационного прогноза - предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала в результате проведения лечения.
    • Определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, позволяющих пациенту восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, социальной или профессиональной деятельности.

&1.3. Виды реабилитационных программ и условия проведения

 

Виды реабилитационных программ и условия проведения:

  • Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации.
  • Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.
  • Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или лечебной физкультуры.
  • Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.
  • Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях.

Информация о работе Эффективность социальной реабилитации