Эффективность социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

В связи с введением в действие Национальных стандартов социального обслуживания населения повышаются требования к деятельности социальных служб, специалистов социальных учреждений.
К основным требованиям относятся:
- повышение качества предоставляемых населению услуг, обеспечение их доступности;
- повышение эффективности социального обслуживания клиентов социальных служб.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие эффективности социального обслуживания
2. Критерии и показатели эффективности социального обслуживания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

контр.по ЭОСР.docx

— 34.91 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курганский государственный университет

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Экономические основы социальной работы

Тема : Эффективность социальной работы.

 

 

 

 

      Выполнила:

Студентка группы № 586

заочной формы обучения

юридического факультета

специальность: Социальная работа

                                                                   ЛОБАНОВА Е.С.

 

Курган 2012 г.

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие эффективности социального обслуживания

2. Критерии и показатели эффективности социального обслуживания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с введением в действие Национальных стандартов социального  обслуживания населения повышаются требования к деятельности социальных служб, специалистов социальных учреждений.

К основным требованиям относятся:

- повышение качества предоставляемых  населению услуг, обеспечение  их доступности;

- повышение эффективности социального  обслуживания клиентов социальных  служб.

Среди факторов, способствующих повышению  эффективности деятельности, важное место отводится профессионализму кадров как важной составляющей социальной работы.

Существуют разные понимания эффективности  социальной работы. Первое исходит  из того, что цель работы – это  заранее запрограмированный результат. А потому эффективность социальной работы понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов (целей).

Но чтобы оценить эффективность  деятельности учреждения в целом, его  отдельного структурного подразделения  или отдельного специалиста, нужны  надежные критерии и показатели эффективности.

Для выявления эффективности достигнутый  результат сопоставляется с принятыми  стандартами социального обслуживания населения. Поскольку различные  виды деятельности отличаются друг от друга, а в процессе социального  обслуживания решаются разные задачи, постольку при оценке эффективности  социальной работы ее результаты должны учитываться и в количественных и в качественных характеристиках. Но чтобы оценить эффективность  проделанной работы, нужны надежные критерии и разработанные показатели.

Критерии и показатели социального  обслуживания описали в своих  работах - С.И. Михайлова, Т.В. Черпухина и Т.В. Чуянов.

Определение критериев и показателей  оценки эффективности социального  обслуживания является сегодня актуальной исследовательской проблемой.

Исследовательская практика свидетельствует, что единого подхода к определению  структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности  социального обслуживания, быть не может. Их состав будет варьироваться  в зависимости от объекта, предмета и задач оценки исследуемого явления, процесса.

Сейчас превалирует практика количественной оценки деятельности в учреждениях  социального обслуживания. Эффективность  определяется по количеству обслуженных  клиентов, предоставленных услуг  и т.д.

Результативность решения проблемы клиента, его эффективность, во многом зависят и от самого специалиста, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств. Потому профессиональным задачам подбор кадров и разумная кадровая политика в целом – еще  один фактор повышения эффективности  работы по социальному обслуживанию.

Удовлетворение потребностей человека происходит путем предоставления целого комплекса социальных услуг. А их качество зависит от наличия или  отсутствия определенных условий.

Исходя из этой логики размышлений, предметами изучения, анализа и оценки эффективности могут быть: информационная обеспеченность социального обслуживания; объем, формы и качество предоставляемых  услуг; организация труда персонала  в учреждениях социального обслуживания; уровень профессионализма сотрудников; система контроля за их деятельностью

 

 

 

 

 

1. Понятие эффективности социального обслуживания

 

Согласно национальному стандарту  Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения»:

Социальное обслуживание – это  деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление  социальной реабилитации и адаптации  граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Качество социальной услуги – совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность  удовлетворить потребности клиента  социальной службы и осуществить  его социальную реабилитацию или  социальную адаптацию.

По мнению П.П. Павленко эффективность  социальной работы – это максимально  возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при  оптимальных затратах [10].

Эффективность – многоплановое  явление. Ее сущность, содержание и  технология определения во многом зависит  от того, с позиции какой науки  и с какой конкретной научно-практической целью она рассматривается. Так, в экономике – это соотношение  полученных результатов и затраченных  ресурсов. С точки зрения экономистов, чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. Эффективность  в медицине – это приближение  состояния здоровья пациента после  проведенного лечения к норме; в  педагогике – достаточно высокий  уровень усвоения личностью требований и норм общества, следования им. Результатом  социально-психологической работы может быть улучшение или ухудшение  психического и социального здоровья человека, тех или иных социально-демографических  групп и т. д.

Эффективность – сложный феномен. Существуют разные понимания эффективности социальной работы. Первое исходит из того, что цель работы – это заранее запрограммированный результат. А потому эффективность социальной работы понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Это – «максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах».

При другом понимании эффективность  социальной работы – это фактически достигнутые необходимые результаты (эффекты).

Для выявления эффективности достигнутый  результат сопоставляется с принятыми  стандартами социального обслуживания населения. И здесь наиболее полезным и пригодным оказывается аналитический  метод, так как социальную работу, имеющую творческий характер, не всегда можно оценить с использованием математического метода.

Научная значимость критериев и  показателей состоит в том, что  они являются важным инструментом для  исследования результативности предоставления социальных услуг населению, для  практики – это система ориентиров, нацеливающих социальных работников на достижение конкретных результатов  в социальном обслуживании, адекватных потребностям и нуждам различных  категорий населения.

Исследовательская практика показывает, что единого подхода к определению  структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности, быть не может. Их состав и содержательная характеристика будут варьироваться  в зависимости от исследуемого объекта, предмета и задач оценки.

В научной литературе понятие «критерий» употребляется в двух основных смыслах: критерий как мерило оценки, эталон, высшая степень развития предмета, явления, процесса и как отличительный  признак, объективно отражающий их состояние.

Каждый критерий может включать как количественные, так и качественные показатели, раскрывающие его содержание и свидетельствующие об уровне достижения целей, то есть более подробные характеристики, доступные наблюдению и измерению, необходимые для практического проведения анализа состояния и оценки социальной работы.

Потребности – это нужда в  чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом, внутренний побудитель активности.

Потребности человека дифференцируются в зависимости от объекта социальной работы.

Удовлетворение потребностей человека происходит путем предоставления целого комплекса социальных услуг. Именно качество услуг, формы их предоставления должны стать предметом оценки в  деятельности КЦСО.

Удовлетворение потребностей требует  учета ряда факторов, в значительной мере влияющих на качество предоставления услуг. Согласно Национального стандарта  Российской Федерации (ГОСТ Р 52497 – 2005) «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» такими факторами (критериями) являются:

- наличие и состояние документации, в соответствии с которой функционирует  учреждение;

- условия размещения учреждения;

- укомплектованность учреждения  специалистами и их квалификация;

- специальное и табельное техническое  оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.)

- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления  услуг клиентам.

В последнее время сложился устойчивый интерес к проблеме эффективности  деятельности социальных служб и  специалистов по социальной работе. И  это не случайно.

При разработке показателей эффективности  по каждому критерию следует иметь  в виду требования стандартов социального  обслуживания.

Итак, первый нормативный критерий оценки качества услуг – наличие  и состояние документации, в соответствии с которой функционирует учреждение.

ГОСТ Р 52497 – 2005 предусматривает следующий состав документации учреждения:

- положение об учреждении (устав  учреждения);

- положение о структурных подразделениях  учреждения;

- руководства, служебные инструкции, правила регулирующие процесс  предоставления услуг;

- документация на оборудование, приборы и аппаратуру;

- национальные стандарты социального  обслуживания населения в Российской  Федерации, составляющие нормативную основу практической работы учреждения в области предоставления клиентам социальных услуг [15].

Указанные документы должны составлять основу документации и системы качества учреждения в целом.

Второй критерий – условия размещении учреждении, обеспечивающие его эффективную  работу.

Показатели эффективности:

- учреждения и его структурные  подразделения размещены в специально  предназначенном здании, доступные  для всех категорий обслуживаемых  граждан. Помещения обеспечены  всеми средствами коммунально-бытового  обслуживания и оснащены телефонной  связью;

- по размерам и состоянию  помещения отвечают требованиям  санитарно-гигиенических норм и  правил, безопасности труда;

- площадь, занимаемая учреждением,  позволяет нормально разместить персонал, клиентов и предоставление им услуг;

- планом работы учреждения предусмотрены  меры, направленные на поддержание  имеющихся условий, а при необходимости  и возможности – на их улучшение.

Известно, что не каждый человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может сам без посторонней  помощи выйти из нее. На помощь им приходят специалисты (социальные работники, психологи, медицинские работники и т.д.). Организуя и оказывая им различные  виды помощи, они тем самым, создают  условия для выхода из жизненного затруднения. Результативность решения  проблем клиента во многом зависит  от самого специалиста, его умений, опыта, личностных качеств, Осознание  специалистом целей и задач своей  работы, представление о границах своей компетенции, уровень профессионализма, ценностная ориентация, личность специалиста  оказывают безусловное влияние  на эффективность деятельности учреждения, поэтому адекватный профессиональным задачам подбор кадров.

Третий критерий – укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация – еще один, довольно значимый фактор повышения эффективности. Он же выступает  и в качестве критерия при оценке работы.

Его показателями являются:

- полная укомплектованность учреждения  необходимыми специалистами в  соответствии со штатным расписанием;

- при подборе кадров предпочтение  отдается специалистам с соответствующим  образованием, квалификацией, профессиональной  подготовкой;

- систематически организуются  мероприятия, направленные на  повышение квалификации сотрудников:  семинары и практикумы, деловые  игры, конкурсы профессионального  мастерства, обмен опытом работы, направление на курсы;

- количество сотрудников, прошедших  аттестацию в установленном порядке  и по ее итогам переведенных  на более высокий разряд по  оплате труда;

- профессионализм сотрудников  проявляется в умениях:

* определять и формулировать  значимые и достижимые цели  деятельности, на их основе организовывать  взаимодействие с клиентом;

Информация о работе Эффективность социальной работы