Эффективность деятельности социальной работы с молодежью на примере Центра планирования семьи города Барнаула

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: модель факторов, влияющих на эффективность деятельности социальной работы с детьми-подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, на примере Центра планирования семьи в 2010-2011 годах.

Содержание

Введение
Глава 1. Методологическая часть программы:
1.1. Основная социальная функция объекта
1.2. Функции и генезис элементов объекта
1.3. Проблема, система целей и задач
1.4. Система гипотез и интерпретация их понятий. Теоретическая модель
1.5. 1-я эмпирическая модель и шкалы
1.6. Генеральная и выборочная совокупности
Глава 2. Процедурная часть программы:
2.1. Роль выборочного метода в создании 1 и 2 эмпирических моделей
2.2. Тип ОТП и сетевой график исследования
2.3. Методы сбора данных об объекте и гипотезе исследования
2.4. Методы обработки и алгоритм решения задач обработки
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovik.docx

— 185.62 Кб (Скачать файл)

Доминирование = (I – V) + 0,7 × (VIII + II – IV – VI)

 

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 × (VIII – II – IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения  дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В.Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет  изучать проблему психологической  совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Типы отношения  к окружающим

I. Авторитарный

13–16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9–12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер,  успешный в делах, любит давать  советы, требует к себе уважения.

0–8 – уверенный в  себе человек, но не обязательно  лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13–16 – стремится быть  над всеми, но одновременно  в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0–12 – эгоистические  черты, ориентация на себя, склонность  к соперничеству.

III. Агрессивный

13–16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9–12 – требовательный, прямолинейный,  откровенный, строгий и резкий  в оценке других, непримиримый, склонный  во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0–8 – упрямый, упорный,  настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13–16 – отчужденный по  отношению к враждебному и  злобному миру, подозрительный, обидчивый,  склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется  па всех (шизоидный тип характера).

9–12 – критичный, испытывает  трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0–8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13–16 – покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя па последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9–12 – застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. 3ависимый

13–16 – резко  неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9–12 – послушный, боязливый,  беспомощный, не умеет проявить  сопротивление, искренне считает,  что другие всегда правы.

0–8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9–16 – дружелюбный и  любезный со всеми, ориентирован  на принятие и социальное одобрение,  стремится удовлетворить требования  всех, «быть хорошим» для всех  без учета ситуации, стремится  к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0–8 – склонный к  сотрудничеству, кооперации, гибкий  и компромиссный при решении  проблем и в конфликтных ситуациях,  стремится быть в согласии  с мнением окружающих, сознательно  конформный, следует условностям,  правилам и принципам «хорошего  тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении  целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре  внимания, заслужить признание и  любовь, общительный, проявляет теплоту  и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9–16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0–8 – ответственный  по отношению к людям, деликатный, мягкий. добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании. симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют  Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+»  не ставьте).

I

Другие думают о нем  благосклонно

 

Производит впечатление  на окружающих

 

Умеет распоряжаться, приказывать

 

Умеет настоять на своем

     

II

Обладает чувством собственного достоинства

 

Независимый

 

Способен сам позаботиться о себе

 

Может проявить безразличие

     

III

Способен быть суровым

 

Строгий, но справедливый

 

Может быть искренним

 

Критичен к другим

     

IV

Любит поплакаться

 

Часто печален

 

Способен проявить недоверие

 

Часто разочаровывается

     

V

Способен быть критичным к себе

 

Способен признать свою неправоту

 

Охотно подчиняется

 

Уступчивый

     

VI

Благородный

 

Восхищающийся и склонный к подражанию

 

Уважительный

 

Ищущий одобрения

     

VII

Способен к сотрудничеству

 

Стремится ужиться с другими

 

Дружелюбный, доброжелательный

 

Внимательный и ласковый

     

VIII

Деликатный

 

Одобряющий

 

Отзывчивый к призывам о помощи

 

Бескорыстный

     

I

Способен вызвать восхищение

 

Пользуется уважением  у других

 

Обладает талантом руководителя

 

Любит ответственность

     

II

Уверен в себе

 

Самоуверен и напорист

 

Деловит и практичен

 

Любит соревноваться

     

III

Строгий и крутой, где  надо

 

Неумолимый, но беспристрастный

 

Раздражительный

 

Открытый и прямолинейный

     

IV

Не терпит, чтобы им командовали

 

Скептичен

 

На него трудно произвести впечатление

 

Обидчивый, щепетильный

     

V

Легко смущается

 

Неуверен в себе

 

Уступчивый

 

Скромный

     

VI

Часто прибегает к помощи других

 

Очень почитает авторитеты

 

Охотно принимает советы

 

Доверчив и стремится радовать других

     

VII

Всегда любезен в обхождении

 

Дорожит мнением окружающих

 

Общительный и уживчивый

 

Добросердечный

     

VIII

Добрый, вселяющий уверенность

 

Нежный и мягкосердечный

 

Любит заботиться о других

 

Бескорыстный, щедрый

     

I

Любит давать советы

 

Производит впечатление  значимости

 

Начальственно-повелительный

 

Властный

     

II

Хвастливый

 

Надменный и самодовольный

 

Думает только о себе

 

Хитрый и расчетливый

     

III

Нетерпим к ошибкам других

 

Своекорыстный

 

Откровенный

 

Часто недружелюбен

     

IV

Озлобленный

 

Жалобщик

 

Ревнивый

 

Долго помнит обиды

     

V

Склонный к самобичеванию

 

3астенчивый

 

Безынициативный

 

Кроткий

     

VI

3ависимый, несамостоятельный

 

Любит подчиняться

 

Предоставляет другим принимать  решения

 

Легко попадает впросак

     

VII

Легко попадает под влияние  друзей

 

Готов довериться любому

 

Благорасположен ко всем без разбору

 

Всем симпатизирует

     

VIII

Прощает все

 

Переполнен чрезмерным сочувствием

 

Великодушен и терпим к недостаткам

 

Стремится покровительствовать

     

I

Стремится к успеху

 

Ожидает восхищения от каждого

 

Распоряжается другими

 

Деспотичный

     

II

Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)

 

Тщеславный

 

Эгоистичный

 

Холодный, черствый

     

III

Язвительный, насмешливый

 

Злобный, жестокий

 

Часто гневливый

 

Бесчувственный, равнодушный

     

IV

3лопамятный

 

Проникнут духом противоречия

 

Упрямый

 

Недоверчивый и подозрительный

     

V

Робкий

 

Стыдливый

 

Отличается чрезмерной готовностью  подчиняться

 

Мягкотелый

     

VI

Почти никогда и никому не возражает

 

Ненавязчивый

 

Любит, чтобы его опекали

 

Чрезмерно доверчив

     

VII

Стремится снискать расположение каждого

 

Со всеми соглашается

 

Всегда дружелюбен

 

Всех любит

     

VIII

Слишком снисходителен к окружающим

 

Старается утешить каждого

 

3аботится о других  в ущерб себе

 

Портит людей чрезмерной добротой


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Е .Опросник Шмишека. Акцентуации характера

Согласно теории «акцентуированных  личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при  определенных условиях развиваться  в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация  Леонгарда).

  1. Гипертимный – личности со склонностью к повышенному настроению.
  2. Застревающие – со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
  3. Эмотивные, аффективно лабильные.
  4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
  5. Тревожные.
  6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
  7. Демонстративные, с истерическими чертами характера.
  8. Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
  9. Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
  10. Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.

Все эти группы «акцентуированных  личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера  или темперамента. К акцентуации  свойств характера относятся:

    • демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга);
    • педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);
    • возбудимость (в патологии: эпилептодные психопаты);
    • застревание (в патологии: паранояльные психопаты). Остальные виды акцентуаций относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину аффективных реакций.

Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.

Акцентуации

1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения – «патологический счастливчик». В патологии – невроз навязчивых состояний.

2. Застревание – склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии – паранояльный психопат.

3. Эмотивность. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли своп мысли – крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные (см. п. 5), быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные (см. п. 1).

7. Демонстративность. В патологии – психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии – эпилептоидная психопатия.

Информация о работе Эффективность деятельности социальной работы с молодежью на примере Центра планирования семьи города Барнаула