Эволюция представительной власти в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:02, реферат

Краткое описание

Наличие представительных органов власти в государственной системе практически всех стран является неотъемлемым атрибутом государственного устройства и демократических, и авторитарных государств. Декларируется, что представительные органы в демократических государствах являются одним из основных элементов народовластия.
Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти.

Содержание

Введение ………………………………………………………..…………3
Понятие и сущность представительной власти ……………………..…5
Особенности развития представительной власти в России …………….6
Заключение ……………………………………………………………..15
Список литературы …………………………………………………..…16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ткаченко 2 гоава.docx

— 39.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЯМАЛЬСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: «Исследование социально-экономических и

социально-политических процессов  » 

     Тема: эволюция представительной власти в России

                                  

 

   Выполнила:

студентка 2 курса

 направления 080100.62

 «Экономика труда» 

группа ЭТб-11-1

Бурдейная Татьяна Васильевна

 Проверила:

асс. Ткаченко В.В.

 

 

 

   Новый Уренгой – 2013

Содержание

Введение ………………………………………………………..…………3

  1. Понятие и сущность представительной власти ……………………..…5
  2. Особенности развития представительной власти в России …………….6 
    Заключение ……………………………………………………………..15 
    Список литературы …………………………………………………..…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          ВВЕДЕНИЕ

Наличие представительных органов  власти в государственной системе  практически всех стран является неотъемлемым атрибутом государственного устройства и демократических, и  авторитарных государств. Декларируется, что представительные органы в демократических  государствах являются одним из основных элементов народовластия.

Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном  коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих  представительных органов власти.

Понятие " Представительная власть" характеризует не столько  функциональное назначение, сколько  природу власти, способ ее осуществления.

Актуальность  данной темы. Представительная (законодательная) власть является безусловным элементом государственного аппарата любого современного демократического государства. Система разделения властей применяется почти во всех развитых странах, обеспечивая демократизм государственного управления, делая невозможным сосредоточение власти в одном государственном органе.

Основная  цель  работы – рассмотреть формирование представительной власти в РФ.

Объектом реферата является представительная власть Российской Федерации.

Основные задачи данного  реферата являются:

- ознакомиться с понятием «Представительной власти»

- изучить эволюцию представительной  власти РФ

Предметом реферата является формирование представительной власти в РФ.

Данная работа состоит  с двух глав. В первой главе мы рассмотрим понятие представительной власти. Во второй формирование представительной  власти в России со времен СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность представительной власти

Представительная Власть - совокупность полномочий, делегированных народом  или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном  коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих  представительных органов власти. Понятие "Представительная Власть" характеризует  не столько функциональное назначение, сколько природу власти, способ ее осуществления.

 Однако не всякая представительная власть обладает законодательными полномочиями (например, осуществляющие представительную власть муниципальные советы не могут законодательствовать) и, наоборот, не всякая законодательная власть осуществляется органами представительной власти (например, законодательная власть абсолютного монарха).Кроме того, представительная власть помимо нормотворческих заключает в себе контрольные, а иногда распорядительные и иные полномочия.

Характер представительной власти во многом определяется видом (принципом) представительства. В науке конституционного права различаются сословное, национальное (народное), корпоративное, конфессиональное, региональное и этническое представительство.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности развития представительной власти в России

В эволюции представительной власти в субъектах РФ можно выделить три этапа:

1) становление предпосылок  парламентаризма;

2) учреждение и формирование парламентов;

3) совершенствование их деятельности.

На первом этапе изменения  в функционировании представительной власти происходили ещё в рамках политики «перестройки», не меняли сути советской формы представительной власти, сохраняя единство исполнительной и законодательной власти под руководством КПСС. Как констатировала ст.93 Конституции СССР, Советы народных депутатов «непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь».

Качественно новым фактором преобразований периода перестройки  явилась отмена 6-й статьи Конституции, согласно которой руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась КПСС. В марте 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон, согласно которому эта статья приобрела следующую формулировку: «Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами». Тем самым Конституция санкционировала возникшие к этому времени партии. В то время действовали Крестьянская, Аграрная, Народная партии России, Республиканская партия РФ, Демократическая партия России. Многопартийность стала важнейшей политической предпосылкой перехода к представительству в форме парламентаризма. Происходило становление и другой предпосылки парламентаризма — альтернативных выборов. В 1987 г. в не большом количестве округов (0,4%) прошли выборы в местные Советы на альтернативной основе. В 1989 г. состоялись альтернативные выборы высшего органа власти – Съезда народных депутатов СССР, в 1990 г. – областных Советов. На выборах депутатов Курганского облсовета на 150 мест претендовали почти 400 кандидатов. Трудовые коллективы, общественные организации и собрания избирателей по месту жительства выдвигали по 2–3 кандидата в каждом избирательном округе .

Существенно изменился социально-классовый и демографический состав депутатского корпуса. Раньше его большинство составляли рабочие и крестьяне, значительной была прослойка женщин и молодежи. В новых Советах представительство этих категорий существенно сократилось. В составе избранного Саратовского облсовета было 21,5% рабочих и всего 3,4% колхозников, а большинство – хозяйственные и партийные руководители, представительство женщин и молодежи сократилось в 4 раза. В Калининградскую облдуму рабочие и крестьяне вообще не вошли, депутатский корпус состоял в основном из руководителей предприятий и местных органов самоуправления (81%), остальные – работники образовании, здравоохранения, других непроизводственных сфер (19%). Эта тенденция была характерна для всех вновь избранных областных Советов на альтернативной основе.

В дальнейшем процесс «вымывания» некоторых социальных групп из системы представительства усиливался. Этот процесс отражал не только социально-экономические изменения этапа перестройки, но и переход к освоению процедуры формирования и функционирования представительных органов власти на конкурентной основе.

Вместе с тем сохранялся партийный контроль над Советами. Во многих областях произошло совмещение постов председателей облсоветов и секретарей обкомов партии. В отдельных регионах шла борьба за власть между обновлёнными Советами и обкомами КПСС. Но ушла в прошлое практика принятия решений путем единогласного голосования. После провала ГКЧП (1991 г.) Советы освобождались от контроля КПСС, их исполкомы преобразовывались в администрации, выстраивалась система разделения властей – ещё одно условие парламентаризма. 

Таким образом, на первом этапе складывались предпосылки парламентаризма: возникновение партий и зарождение политической конкуренции; альтернативные выборы, более высокая демократическая легитимность представительных органов в форме Советов; разделение властей и освоение демократических процедур их функционирования. Как отмечал Председатель Совета народных депутатов (1990—1992 гг.) Кировской области Н.П. Киселёв, создание Советов на новой основе «… стало переходом от советской формы демократии, когда исполкомы подчинялись райкомам партии и не существовало даже понятия о законе Кировской области».

Второй этап преобразований представительной власти начался с конфликта Президента РФ и Верховного Совета РФ осенью 1993 г., который привёл к прерыванию эволюционного преобразования Советов в парламенты. Деятельность Советов всех уровней была прекращена указом Президента РФ.

С принятием Конституции  РФ 1993 г. представительная власть в субъектах РФ стала учреждаться в качестве парламентского института. До сeредины 1994 г. в стране прошли «учредительные выборы» в новые органы представительной власти, которые в субъектах РФ получили различные названия (Областная, Губернская Дума, Законодательное собрание и т. д.). Некоторые сохранили прежнее название, например, Орловский областной Совет народных депутатов. В начале этого этапа парламенты несли значительную политическую нагрузку, выполняли функцию демократической легитимации зарождающейся политической системы, принимали учредительные документы (Конституции и Уставы) субъектов РФ, которые конституировали новые органы власти, закрепляли их полномочия и порядок взаимодействия, закрепляли властные полномочия постоянно действующих высших и единственных органов законодательной власти.

Таким образом, областные  Советы посредством эволюционных изменений периода перестройки и радикальных преобразований начала 1993—94 гг. институционализировались в качестве новых органов государственной власти –парламентов.

Отметим, что в советское время правом законотворчества обладали только республики. По новой системе областные парламенты имели исключительное право законодательства в рамках конституции РФ. Новые представительные институты были «…во многих регионах единственными органами власти, получившими демократическую электоральную легитимацию. Кроме того, особый вес им придавал их учредительный характер – именно они разрабатывали Уставы и Конституции российских регионов, в результате кое-где это позволило легислатурам первого созыва играть довольно существенную роль». В зависимости от соотношения сил внутри региональных элит и складывающихся отношений парламентов с исполнительной властью в ряде областей возникли «прогубернаторские парламенты», в других – «оппозиционные парламенты» , в третьих – «автономные парламенты». Возникало то многообразие региональных политических систем, которое характерно для современных федеративных государств, субъекты которых сами создают свои системы политической власти.

Однако за внешне демократической формой проявились «родовые травмы» в организации и деятельности представительной власти. Модель «децентрализованного федерализма», утверждавшаяся в этот период, имела негативные последствия. Предоставленная субъектам РФ большая степень свободы при слабости гражданского общества стала использоваться местными элитами для утверждения независимых от центра «вотчин», «ханств» и прочих анклавов авторитаризма. В большинстве своём главы субъектов РФ использовали региональные партии, выборы, избирательные комиссии для утверждения личной власти. Представительная власть зачастую использовалась «в качестве формально-демократического прикрытия региональных автократий», теряя при этом свои общественно значимые функции, прежде всего представительные и контрольные. Это характерно для всей российской истории. Вспомним В.О. Ключевского: «Народное представительство возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейского представительства».

Социально-экономический  кризис и «шоковая терапия» начала 90-х, нарастание сепаратизма, неспособность парламентов оказать противодействие нарастающей волне народных бедствий способствовали дискредитации демократических институтов. Эти процессы возрождали в народе традиционные архетипы патернализма, «отеческой» заботы, создавали благоприятную почву для манипуляций сознанием избирателей, и тем самым способствовали укреплению региональных авторитарных систем

Таким образом, на этом этапе  в силу слабости гражданского общества и эгоизма региональных элит сформировавшиеся представительные органы не стали эффективными институтами политического представительства. Тем неменее активные социальные силы в регионах вели борьбу за представительство в парламентах. И это лучший аргумент жизнеспособности региональных парламентов, свидетельство их необходимости как единственных органов, где представлены региональные интересы во всём их многообразии, где это многообразие интересов преобразуется в согласованный результат.

Третий этап в становлении  представительной власти в субъектах РФ связан с президентством В.В. Путина и Д.А. Медведева. Эволюция представительной власти происходила в контексте политики «централизованного федерализма» , собирания дезинтегрированной страны и преодоления центробежных тенденций. Одной из несущих конструкций реформирования политической системы явилось повышение эффективности и роли законодательной власти в субъектах РФ.

В 2001 г. принят Федеральный  закон «О политических партиях», согласно которому единственным видом избирательного объединения на федеральных и региональных выборах стали общефедеральные партии. Тем самым был перекрыт доступ в представительную власть различным региональным партиям и движениям, создававшим потенциальную угрозу сепаратизма.

Информация о работе Эволюция представительной власти в России