Эволюция налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать характеристику, развивающейся налоговой налоговой системе в России, а также раскрыть её сущность, проблемы и перспективы развития.
Задачами курсовой работы являются:
- характеристика основных этапов возникновения налогообложения;
- исследование становления и развития налоговой системы в Росси;

Содержание

Введение………………………………………………………………...............3
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ……...5
1.1 История возникновения налогов в России………………………………..5
1.2 Налоговые поступления в бюджет РФ………..…………………………..8
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..…………………12
2.1 Причины и условия формирования налоговой системы в Российской Федерации в 1992 году………………………………………………………...12
2.2 Характеристика современной налоговой системы Российской Федерации.............................................................................................................19
3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………..25
3.1 Проблемы налогового законодательства………………………………..25
3.2 Пути решения проблемы налогообложения РФ………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………….……………………………………..…..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…………..……………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 512.10 Кб (Скачать файл)

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы»

по теме: ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

 

Автор:

     

студент 3 курса

 

 

Группа 4304

Н. В. Воронов

Специальность

 

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

аудит»

Руководитель:

     

канд. экон. наук

 

        (подпись, дата)

С. А. Тимохина

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Новосибирск 2012 г 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...............3

1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ В РФ……...5

1.1 История возникновения налогов  в России………………………………..5

1.2 Налоговые поступления в бюджет РФ………..…………………………..8

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..…………………12

2.1 Причины и условия  формирования налоговой системы  в Российской Федерации в 1992 году………………………………………………………...12

2.2 Характеристика современной  налоговой системы Российской  Федерации.............................................................................................................19

3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………..25

  3.1 Проблемы налогового законодательства………………………………..25

3.2 Пути решения проблемы налогообложения  РФ………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………….……………………………………..…..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…………..……………………………..35

Приложение 1………………………….………………………………………36

Приложение 2………………………………………………………………….37

Приложение 3…………………………………………………….……………38

 

 

 

 

 

 

Введение

          Налогом принято считать одну из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные, так и натуральные (зерно, вино и т.п.).

        Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том, какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить, или как от них уходить. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства.

         Данная тема - «Эволюция налоговой системы в Российской Федерации» – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

        В своей работе я раскрываю понятие налоговой системы, говорю о целевых установках налоговой системы, о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.

        Актуальность темы «Эволюция налоговой системы в России» ярко выражаема, так как в настоящее время в России происходит формирование нового подхода к разработке и реализации инструментов влияния фискальной политики государства на развитие динамики макроэкономических показателей национальной экономики.

        Цель данной работы – дать характеристику, развивающейся налоговой налоговой системе в России, а также раскрыть её сущность, проблемы и перспективы развития.

  Задачами курсовой работы являются:

- характеристика основных этапов  возникновения налогообложения;

- исследование становления и  развития налоговой системы в  Росси;

- анализ действующей налоговой  системы;

- вывод предложений по совершенствованию  налоговой системы РФ.

          Объектом исследования в курсовой работе является налоговая система Российской Федерации.

          Предмет исследования - возникновение, развитие, современное состояние налоговой системы РФ.

          В работе были использованы абстрактно – логические, статистические методы исследования.

          Информационной базой исследования послужили материалы законодательного, нормативного, инструктивного и методического характера, научно-практические публикации и труды отечественных экономистов в области оценки финансового состояния предприятия: Дадашева А.З., Евстигнеева Е.Н., Карасёва М.Н., Нечитайлова И.А., Евстегнеева Е.Н., Паскачева Е.Б., Семёновой О.С., Фокина В.М.

          Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

В первой главе изложены истоки эволюционного развития налоговой  системы. Во второй главе приведены данные налогов система законов или иных нормативных актов, формирующих отечественную налоговую систему. В третьей главе говорится о проблемах нынешней налоговой системы и о возможных путях решения этих проблем.

1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ В РФ

1.1 История возникновения  налогов в России

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого, неизменно сопровождается преобразованием  налоговой системы. В современном  обществе налоги - основной источник доходов  государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.

Проблемы налогообложения постоянно  занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых  разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную  форму грабежа. Ш. Монтескье (1689 -1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы [15].

Таким образом, налоговая система  возникла и развивалась вместе с  государством.

Хотя политическое объединение  русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал  Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи  с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и  запутана.

Только в конце XVIII в. закладывались  основы современного государства, проводящего  активную экономическую, в том числе  финансовую и налоговую политику. Это касается, как стран Западных Европы, так и России. В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми  вопросами. Екатерина II (1729-1796) преобразовала  систему управления финансами.

В 1802 г. манифестом Александра I «Об  учреждении министерств» было создано  Мин. Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в. В России главным  источником доходов оставались прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов  существовали земские сборы, специальные  сборы, пошлины.

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог  на доходы с ценных бумаг и т.д. Ставки налога в России, вне всякого  сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль  в зависимости от размеров прибыли  был достаточно мал).

В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, происходили не только количественные, но и качественные изменения в  налоговой системе.

Однако развитие налоговой системы  России было прервано: сначала I мировая  война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности  рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и  пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).

Очередной спад во всей бюджетно-налоговой  системе наступил после Октября 1917 года. Основным источником доходов  власти опять стала эмиссия и  контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

Определенный этап налаживания  финансовой и налоговой системы  наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение  возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. В течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43 до 82 процентов.

В этот период важную роль в налоговой  системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал  в НДС, в России же он больше тяготел  в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота  вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был  подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего  налог на капитал. Поимущественное  обложение было прогрессирующим. В  результате всякое слияние капиталов  было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом  доходы участников АО: сначала как  совокупный доход АО, а затем как  выплаченные дивиденды. Подобный налоговый  гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал  рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном  уровне.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном  процессу общемирового развития. От налогов  она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий  и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что  привело страну, в конце концов, к кризису.

После распада СССР в конце прошлого века в наследство России досталась  тотальная государственная собственность  практически на все средства производства (исключая, разве что, колхозную собственность  в сельском хозяйстве, да и то с  большой натяжкой) и соответствующие  производственные отношения. Проводя  в ускоренном темпе приватизацию, меняя и подстраивая по ходу производственные отношения, мы буквально ворвались в рынок. Российское Правительство, не имея собственного рыночного опыта, все преобразования делало по чужим рыночным экономическим лекалам, руководствуясь в основном наработками сторонних специалистов по товарно-рыночным вопросам. Времени на более или менее глубокомысленный анализ нюансов столь разноплановых рыночных экономических факторов и процессов не было[15].

1.2 Налоговые поступления в бюджет РФ.

Сравнительный анализ показателей  формирования доходов консолидированного бюджета Российской Федерации [7] показывает, что в январе-декабре 2011 года поступило 8 788,1 млрд. рублей, что на 26,9% больше, чем в январе-декабре 2010. Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ приведена в Приложении 1. Формирование всех доходов в январе-декабре 2011 года на 82% обеспечено за счет поступления налога на прибыль - 24%, НДПИ - 21%, НДФЛ - 19% и НДС - 18%. В январе-декабре 2010 года доля указанных налогов составляла 80%. Как показывает динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2010-2011г. основной доходной частью его является налог на прибыль. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2011 года составили 2 188,0 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в январе-декабре 2010 года.

Поступления по сводной группе акцизов  в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2011 года составили 551,7 млрд. рублей, или на 36,9% больше, чем в январе-декабре 2010 года

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2011 года поступило 1 857,4 млрд. рублей, или на 45,9% больше, чем в январе-декабре 2010 года, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,0долларов в декабре 2009 года - октябре 2010 года до 107,8долларов в декабре 2010 года - октябре 2011 года, или на 41,8%).

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2011 года поступило 659,9 млрд. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-декабре 2010 года.

Незначительный рост имущественных  налогов в январе-декабре 2011 года обусловлен снижением поступлений  налога на имущество физических лиц  в связи с изменением сроков его  уплаты.

Информация о работе Эволюция налоговой системы в России