Шпаргалка по «Социологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Социологии»

Вложенные файлы: 1 файл

социология (Автосохраненный).docx

— 44.20 Кб (Скачать файл)

 

 

19 вопрос      Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных законов общественного развития, которые вовсе не предполагают фатальную предопределенность поведения человека. Люди действуют согласно свободе воли в пределах объективно возможных вариантов своих поступков, исходя из условий, а также из субъективных возможностей разумных человеческих действий. Множественность вариантов решений одной общей задачи создает возможность оказывать определенное направляющее воздействие на деятельность людей, т.е. регулировать их действия со стороны общества в лице его общественных институтов.

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение  людей и деятельность организаций  в их взаимоотношениях.

Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в  связи с необходимостью урегулировать  поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается  наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Социальные нормы представляют собой правила поведения, образец, масштаб, модель поведения, которыми руководствуются  люди в общественных отношениях. В  юридической науке вся действующие  в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы - социальные и технические. 

Под техническими нормами  в данном случае понимаются все несоциальные нормы, куда помимо сугубо технических  входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические  и др. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа "человек и машина", "человек и орудие труда", "человек и производство". 
Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д.

Социальные нормы - это  общие правила поведения людей  в обществе, обусловленные его  социально-экономическим строем и  являющиеся результатом их сознательно-волевой  деятельности. Они "страхуют", предохраняют общественную жизнь от хаоса и  самотека, направляют ее течение в  нужное русло. Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это  правила поведения людей в  обществе, нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются  в результате сознательно-волевой  деятельности людей, их коллективов, организаций  и обусловлены экономическим  базисом общества. 

 

22 вопрос 

Девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальных). Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным нормами (ожиданиям), которые могут быть спорными (даже убийство не абсолютно - на войне оно поощряемо). 
Девиация включает 3 основных компонента:

а) человека, которому свойственно  определенное поведение:

б) норму/ожидание, являющиеся критерием оценки поведения как  девиантного; 
в) другую группу или организацию, реагирующие на данное поведение. 
Некоторые концепции, объясняющие девиации:

  1. Биологическое объяснение девиации представлено в теории У.Шелдона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения; взглядах Ч.Ломброзо о том, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции и поэтому он обладает характерной внешностью; биологической концепцией о том. что мужчины, обладающие дополнительными хромосомами типа Y (XXY, XYY), в большей степени склонны к агрессивности и преступности; однако многие факты противоречат этим подходам.
  2. Психологические объяснения - например, концепция "агрессивного поведения подростков как формы самоутверждения" (А.Бандура, А.Басс, М.Лазарус), но не низкое самоуважение обусловливает отклоняющееся поведение, а делинквентные действия снижают самооценку; за нарушением правил следует осуждение, которое, в свою очередь, обусловливает более низкую самооценку; представления З.Фрейда о "преступниках с чувством вины" (хотят быть наказаны). Психологические факторы всегда рассматриваются в совокупности с другими.

       3. Культурологические объяснения (Т.Селли, У.Миллер) сосредоточены на анализе культурных ценностей (типа девиации возникают при усвоении норм субкультуры, которые противоречат правилам культуры господствующей). Культурологические теории ставят акцент на анализе культурных ценностей. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Идентификация с субкультурой происходит в ходе общения с носителями этой культуры. Важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами (законодательными органами, церковью и т.д.), а повседневное общение – в школе, дома, «на улице». На интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей оказывают влияние частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность. Важную роль играет и возраст: чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

Девиация нередко рассматривается  как процесс развития (Н.Смелзер), в ходе которого можно выделить несколько стадий: формирование норм - сущность норм - совершение девиантного поступка - признание поступка девиантным - признание человека девиантным - стигматизация - следствия стигматизации - коллективные формы девиантного поведения. 
 

 

 

29 вопрос     Социология глобализации

На рубеже второго и  третьего тысячелетий в широком  спектре интересов социальных наук - социологии, политологии, культурологии, экономической теории - доминантной  все более явственно становится проблема глобализации. Ей посвящают свои работы виднейшие западные социологи Н. Луман, И. Валлерстайн, Дж. Александер, политологи Ч. Краутхаммер, И. Фергюсон, С. Кадерман и др. Эта проблема все больше привлекает внимание и российских социологов, политологов, историков, ей посвящены поя вившиеся в 1999-2000 годах публикации А.Г.Володина, В.Н. Дахина, А.С. Дрикера, Г.П. Орлова, А.П. Уткина, Г.К. Широкова и других политологов, социологов, историков.

Что же представляет собой  процесс глобализации современного общества?

Глобализация - это постепенное  преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения  и моды, миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.

Глобализация современного мира ставит проблему формирования глобальной социологии. И на эту потребность  все чаще откликаются известные  социологи разных стран. Среди появившихся  в последние годы глобалистских социологических концепций самой влиятельной является теория мир - системы разработанная профессором Бинтемтонского университета (США), президентом Международной социологической ассоциации Иммануэлем Валлерстайном. Суть этой теории состоит в том, что основополагающей единицей анализа социальной реальности должна стать категория «Историческая система».

Во-первых, системообразующим  элементом любой цивилизационной  системы, в том числе и глобальной, является экономический фундамент  общества, занимающий центральное место  в возникновении и сохранении любой цивилизации и ее идентичности (вспомним хотя бы историю феодализма и капитализма). Однако цивилизация отнюдь не сводится только к экономическому укладу, а включает в себя и социальную структуру общества, и существующую в нем политическую систему, и культуру, и религиозные верования, и социальные нормы и институты, и образцы поведения и многое другое. Культурно-цивилизационная общность сохраняет свою идентичность и способность к саморазвитию только в той мере, в какой все эти структурные компоненты в процессе своего взаимодействия образуют единую, целостную, устойчивую и динамично развивающуюся систему. Всякое же преувеличение роли одного из этих компонентов и недооценка других чревата непредвиденными кризисами, катастрофами и, в конечном итоге, разрушением самой системы. Это относится не только к социальным системам, совершившим цивилизационное самоубийство (Римская империя, Советский Союз), но и к любой другой системе, включая и становящуюся глобальной социальную систему. Поэтому глобализацию не следует рассматривать и интерпретировать как линейный процесс, как однонаправленное расширение масштабов глобальных интеграционных процессов.

Во-вторых, глобализация имеет  нелинейный характер, сопровождается усилением неравномерности социально-экономического развития, приводящим, с одной стороны, к возникновению пресловутого, экономически преуспевающего «золотого миллиарда», а с другой, - к маргинализации целого ряда стран, где люди находятся на грани выживания, где свирепствуют голод, болезни. Ежегодно более десяти миллионов детей умирает в младенчестве вследствие болезней, вызванных тем, что они голодают, либо тем, что голодают их матери. Эта ситуация имеет тенденцию к ухудшению, что чревато серьезными потрясениями и конфликтами.

В-третьих, в процессе развертывания  глобализации возникло противопоставление глобального и локального. Глобализация проникает в самые глубины  социально-экономических структур и, сопровождаясь мощными информационными  потоками, пропагандирующими западные стандарты жизни, нередко сталкивается в острейших противоборствах  с такими локальными структурами, как  местный образ жизни, традиции, обычаи, привычки, образцы поведения. Это  приводит к возникновению и распространению  новых форм идентификации, которые  утверждаются в жизни многих социальных групп через трудности, противоречия и конфликты, затрудняя вовлечение индивидов и социальных общностей  в становление и развитие глобализационных процессов.

В-четвертых, активные поборники  глобализации в ее мир- системном варианте говорят о снижении привязанности интересов крупных и средних собственников и обслуживающей их профессиональной элиты к нации - государству, в силу чего национально-государственный фактор в перспективе неизбежно упразднится. Если первая часть таких утверждений достаточно обоснована реальными фактами из жизни многих стран, то вторая расходится с социальной действительностью. На самом же деле глобализация не ведет к исчезновению национальных идентификаций, не заменяет их транснациональным единством интересов крупных предпринимателей и банкиров, а порой, напротив, подталкивает к национальной консолидации, к повышению значимости национальных социокультурных традиций, национального самосознания.

В-пятых, важнейшим компонентом  глобализации является ее социокультурное  измерение, что находит многообразие проявлений в повсеместном распространении  культуры постмодерна, различных вариантов  поп-культуры, новых интегральных форм религиозных культов, мирового туризма, возникновении глобальных социокультурных  гибридов (таких, например, как рок-опера  «Иисус-суперзвезда»), складывающихся из причудливого смешения различных, прежде несовместимых культурных феноменов.

 

18 вопрос   Половая/гендерная социализация является частью общего процесса социализации. И если социализация рассматривается, с одной стороны, как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а с другой - как процесс саморазвития и самореализации личности в социальной среде, то и при изучении половой социализации следует учитывать обе эти тенденции. Таким образом, половая/гендерная социализация включает два взаимосвязанных процесса. Во-первых, это усвоение индивидом социального опыта, психосексуальных установок и ценностных ориентации, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или другого пола. Во-вторых, это процесс формирования полового самосознания (половой идентичности). Он включает познание своего сходства и различий с представителями своего и противоположного пола; эмоциональную оценку себя как представителя определенного пола; самоутверждение Я как представителя определенного пола в общении и деятельности. Активная личность, стремясь к свободе и независимости, расширяет свой личный опыт и обеспечивает реализацию своей индивидуальности; при этом индивид может в той или иной степени отходить от полового эталона. Если такие отклонения накапливаются в определенных социальных группах, то происходит расшатывание половых нормативов и намечается тенденция их постепенного преобразования. В последние десятилетия в обществе отчетливо прослеживаются изменения, касающиеся вопросов пола.

Гендер (gender - англ. род, чаще всего грамматический) - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности. В отличие от русского языка английский язык разграничивает понятия социального пола («gender») и биологического, («sex»). Оба понятия используются для проведения так называемой горизонтальной социо-половой стратификации общества в отличие от вертикальных классовой, сословной и т.п. - стратификаций. Sex и gender находятся на противоположных полюсах в жизни человека. Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией. Gender - это показатель социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью.

Впервые различие понятий  «пол» и «гендер» было обозначено психологом Р. Столлером в 1968 году. Изучая различные общества, они обнаружили значительную разницу в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт характера, короче, в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе. Впервые на это обратила внимание в середине века М. Мид. В 1972 году появляется ставшая довольно быстро знаменитой книга «Женщина, культура и общество», вышедшая под редакцией М. Розальдо и Л. Ламфере. Статья Ш. Ортнер «Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным?» в последующем вызвала бурные дискуссии. В этой работе отмечается тот универсальный факт, что репродуктивная роль женщин не учитывается при определении ее социального статуса в обществе и что женщины вытеснены из сферы социального в сферу приватного, потому что они ассоциируются с природным, а не социальным.

Информация о работе Шпаргалка по «Социологии»