Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:44, шпаргалка

Краткое описание

1. Социология как научное знание. Социологическое мышление.
2. Предмет, объект и функции социологии.
3. Место социологии в системе наук. Структура социологического знания.
4. Микросоциология: интерактивные теории.
5. Макросоциология: структуралистские теории.
6. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
7. Проблема личности в социологии. Основные теории личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_sotsiologiiлщж.docx

— 45.66 Кб (Скачать файл)

 

15  Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой. Политические конфликты — это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Типы социальных конфликтов: политические конфликты-имеют прямое отношение к завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти. Социально-экономические конфликты — это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ. Национально-этнические конфликты — это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

 

16   Социологическое исследование: понятие, этапы, виды. Социологическое исследование (наравне с этим термином используется так же термин социологическое обследование) - это системное изучение социальных процессов и явлений, характеризующееся: всесторонним сущностным анализом предмета исследования; эмпирическим способом получения данных об изучаемом явлении, процессе; статистической обработкой данных об единичных проявлениях социальной реальности. Это система теоретических и эмпирических методов обследования социальной реальности с использованием методов статистической обработки данных. Социологические исследования бывают: теоретическими (то есть основанные на применении и апробировании определенных социологических теорий) и эмпирическими (то есть основанные на сборе и обработке данных об объективной реальности, завершающиеся, как правило, теоретическим осмысливанием); фундаментальными (ориентированными на выявление универсальных связей и отношений) и прикладными (ориентированными на решение узкого круга практических проблем); сплошными (когда обследуется вся генеральная совокупность) и выборочным (проводимое на основе определенной выборки из генеральной совокупности). Все работы при проведении конкретного социологического исследования (КСИ) можно разделить на три этапа. 1 этап— создание общей программы исследования. 2 этап — оперативно-процедурный. 3 этап — результирующий

 

 

 

17  Основные методы сбора первичной социологической информации. Наблюдение–метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Научное наблюдение имеет цель, ведется по плану, его результаты фиксируются. Основные виды наблюдения: включенное – наблюдатель сам является участником событий, невключенное – наблюдает со стороны. Часто наблюдение в социологии используется вместе с другими методами. Эксперимент – метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. В социологии эксперимент применяется нечасто, т. к. является одним из самых сложных методов. Сильная сторона – объективность. Недостаток – проблема чистоты эксперимента, т. к. участниками эксперимента в социологии являются люди, они должны знать об этом, о целях эксперимента, участвовать в нем добровольно. Метод анализа документов подразделяется на два вида: традиционный – изучается время появления, авторство, надежность источника; контент-анализ – метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения смысловых единиц, к которым относятся определенные понятия, имена и т. п. Опрос – метод сбора первичной социологической информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Ключевой метод социологии. Варианты опроса: анкетирование, интервью, социометрический опрос, экспертный опрос.

 

18 Программа социологического исследования обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов: методологическая часть — формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки. В формулировке проблемы исследования должны получить как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. 
Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающиеся в ней противоречия) и подлежат изучению. Предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

 

19 Совокупность вопросов разного типа еще не является полноценным инструментом социологического исследования, способным предоставить исследователю необходимую информацию. В процессе разработки социологического инструментария следует обратить внимание на выделении в композиции анкеты нескольких элементов. Вводная часть опросника должна содержать наиболее простые вопросы, которые позволят наладить контакт с респондентом и подготовить его к процедуре опроса. Не следует в самом начале анкеты располагать вопросы, которые могут оказаться трудными для восприятия. Основная часть анкеты включает вопросы, целью которых является предоставление информации, необходимой для решения исследовательских задач. В процессе разработки основной части анкеты следует учитывать прежде всего не логику исследователя, а психологическое восприятие респондентом задаваемых вопросов. За основной частью анкеты следуют вопросы Паспортички, которые предоставят исследователю сведения о социально-демографических характеристиках участников опроса. Чаще всего здесь используются вопросы о поле, возрасте, роде занятий, материальном и образовательном статусе респондентов.

 

20  Интервью как разновидность метода опроса. Социологическое интервью - метод научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации для получения необходимой информации в зависимости от намеченной цели исследователя. Преимущества интервью: личный контакт интервьюера и респондента, который обеспечивает максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника через приспособление бланков-интервью к возможностям отвечающих; снижение количества пропусков в ответах; лучшую реализацию функции контрольных вопросов; возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов; непосредственное общение, способствующее созданию благоприятной обстановки, повышающей искренность ответов; возможность получить дополнительные сведения, важные для оценки объекта исследования; возможность оценить ситуацию опроса; возможность наблюдать реакцию респондента на вопрос; возможность проверить, понятны ли индикаторы респонденту. Трудности при проведении интервью: требуются значительно большие временные и материальные затраты, чем при анкетировании, и подготовленные интервьюеры, владеющие необходимыми приемами; неумелое поведение интервьюера приводит как к отказу от интервью, так и к неточным, искаженным ответам; интервьюеры оказываются источником сильного воздействия на респондента. В зависимости от формы, техники опроса выделяют:стандартизованное,полустандартизованное,нестандартизованное.По процедуре проведения выделяют:фокусированное интервью, ненаправленное; глубинное

 

21  французский мыслитель Огюст Конт является основателем нового направления в социологии – позитивизма. По Конту, позитивная социальная теория должна опираться на научные методы, как это имеет место в естественнонаучных теориях. Он предложил использовать для анализа социальных явлений наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Социологию Конт рассматривал в качестве завершающей части целостной системы позитивного знания, представленной в виде иерархии основных наук: математика — астрономия — физика — химия — биология — социология. По аналогии с основными разделами тогдашней физики, которую Конт считал образцом точной науки, он подразделил социологию на два основных раздела: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика изучает структурные элементы социальной системы – семью, государство, религию, их взаимодействие, обеспечивающее общественное согласие и порядок. Социальная динамика исследует последовательность этапов, которые общество проходит в процессе социальных изменений и развития. Согласно Конту, общество в процессе своего развития, т.е. реализации социальной динамики, проходит три последовательные стадии: 1. Теологическая 2. Метафизическая 3. Позитивная, когда решающую роль в развитии общества занимает наука, знание, которое необходимо использовать для совершенствования общества. Задача новой науки –служить инструментом формирования и поддержания нового социального порядка — промышленного общества. Социология должна объяснять, каким же образом возможен социальный порядок. Основной задачей социологии ученый видит прогнозирование социальных явлений. Во взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит общество. Не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности. С одной стороны Конт отказывает человеку в праве делать самого себя и общество, с другой стороны, верит в возможность изменения социальных процессов путем человеческой деятельности. Индивид должен почитать общество как высшее существо, которому он всем обязан. Подчинение ему – священный долг каждого гражданина. Основной эстетический принцип общественной жизни – «жизнь для других». Совокупность своих утопических рекомендаций он назвал программой создания «позитивной религии». Две идеи, берущие начало в работах Конта, просматриваются в ходе развития социологии: первая – применение научных методов для изучения общества; вторая – практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

 

22  Решающую роль в развитии представлений о предмете и методе социологии сыграла концепция социологизма, разработанная Эмилем Дюркгеймом. Он выдвинул тезис о том, что социология возникает и должна развиваться как самостоятельная наука, поскольку существует реальность особого рода, не исследуемая ни одной другой наукой. Эту реальность образуют социальные факты. Социальные факты – это особые общественные явления, порожденные обыденными действиями людей и их коллективным сознанием. Они отличают одно общество от другого. Социальные факты он разделил на морфологические и духовные. Независимое от индивида существование социальных фактов предполагает, что изучать их нужно так же, как изучаются материальные объекты в естественных науках. Из-за невозможности использования экспериментального методам,методом социологии должен быть сравнительно-исторический анализ «данных опытного порядка». Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным. Социология у Дюркгейма-своего рода система социальных наук => «социологизм»превращается в широкое философское учение. Дюркгейм обосновал тезис о том, что функцией разделения труда является поддержание единства в обществе — социальной солидарности. Он выделил два типа солидарности: механическая солидарность и органическая В современном обществе органическая солидарность является доминирующим типом. В исследовании «Самоубийство» Дюркгейм стремился доказать, что количество самоубийств зависит от степени социальной интеграции — включенности индивидов в социальные группы и общности. Он различал 4 вида самоубийства: эгоистическое, альтруистическое, фаталистическое и анемическое. Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он разработал концепцию коллективного сознания. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Дюркгейм рассматривал аномию как ситуацию неопределенности норм, как такое общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

23 Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Вебер пришел к идее социологического изучения экономических феноменов. Главной идеей Веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, появляющегося во всех сферах человеческих отношений. Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное определение Идеальный тип — это теоретическая конструкция, выражающая наиболее характерные черты изучаемого явления и служащая средством упорядочения эмпирического материала. Идеальный тип стал важнейшим методологическим средством в рамках выдвинутой Вебером концепции понимающей социологии. В работе «О категориях понимающей социологии» (1913) был сформулирован тезис о том, что предметом социологии должно быть социальное действие, которое можно объяснить, только поняв вкладываемый в него смысл.  Социальным действием Вебер называл такое действие, которое по предполагаемому действующим индивидом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентировано на них. 

 

24  В середине 20-х гг. 20 века в социологии наметилась смена основной проблематики исследовательской работы. Дискуссии предшествующего периода о том, какой должна быть социология, что является ее предметом и каковы методы, понятийный аппарат науки, включающего в качестве общепринятых такие понятия, как действие, отношение, группа, статус, система, функция, структура, ценность, норма, институт и т. д. Это определило специфику социологии, ее автономное положение в ряду других социогуманитарных дисциплин — философии, истории, экономики, психологии. Актуальной стала проблематика создания общесоциологической теории, которая синтезировала бы теоретические достижения предшествующего периода и смогла бы обобщить результаты, полученные эмпирической социологией. Эта проблематика доминировала на протяжении 1920-1950-х гг. и определила направленность работ социологов, получивших признание в качестве новых классиков социологии. Первым, кто стал энергично и успешно разрабатывать новую проблематику, был Александрович Сорокин. В его работах дана систематизация всех классических концепций, и современная социология представлена как интегральный корпус идей и методов. Сорокин также настаивал на соединении теоретической и эмпирической социологии, критикуя отвлеченное теоретизирование, не базирующееся на эмпирических обобщениях, но и критикуя бессмысленный сбор при помощи научных методик тривиальных фактов — «социологию пустяков». Свой подход, позднее названный им интегрализмом, интегральной социологией, Сорокин применил при разработке теории социальной стратификации и мобильности и теории социокультурной динамики.

 

25  Несмотря на множество концепций и школ, направлений в западной социологии, все они тяготеют к двум полюсам - позитивизму и неопозитивизму, с одной стороны и понимающей социологии — с другой. В рамках этих полюсов можно выделить концепции и школы современной западной социологии. Структурный функционализм, основывающийся на том, что общество представляет собой единую многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем. Автором ее является Т. Парсонс. Одна из центральных категорий учения Т. Парсонса-социальное действие, основными составляющими которого являются деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию и на других индивидов. 
Т. Парсонс исходил из посылки, что любое общество-это система, состоящая из многих социальных подсистем,каждая из которых обладает набором из четырех основных функций: 1- адаптивность - любая система приспосабливается к среде; 2- целедостижение - определяет и реализует поставленные цели; 3- интеграция - связывает все элементы и их функции воедино; 4- удержание образца — создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям. Системный подход к социальным явлениям, концепция стабильности социальных систем — одно из ценных приобретений современной социологической мысли.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"