Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Скачать файл)

   Сталкивая в своей историософии «свободу духа» (иранство) и «вещественный», фетишистский взгляд, обозначенный символически именем «кушизма».

    Анализ истоков противоречивости и «постоянного несогласия», «расстроенности» русского общества и общественного развития России приводит к необходимости анализа особенностей становления русской государственности, в которой Хомяков выделяет три этапа.  

   Русская государственность с самого начала приобретает специфические черты: с одной стороны, она не является следствием завоевания, с другой - следствием внутренних политических процессов, т.е., по словам Хомякова,  русское государство не вырастает органически и не развивается логически из коренных стремлений славянских племен. Именно в это время начинает формироваться  одно из основных противоречий русского общества - противоречия экономической, хозяйственной жизни, обусловленное разнонаправленностью экономических интересов «низов» ( славянских племен) и «верхов» (варягов). Формируются как бы две стороны государства - внешняя и внутренняя -, каждая из которых выполняет вполне определенный набор функций.

   Второй  этап становления русской государственности внешне связан с двумя событиями: с татаро-монгольским завоеванием и возникновением княжества Московского.Создание княжества Московского ознаменовала собой возникновение нового типа русской государственности.

   Третий  этап становления русской государственности связан с именем Петра I и проводимыми им реформами. Результатом этих реформ стало резкое усиление экономического суверенитета «верхов», создание сети казенных (государственных) предприятий. Сам Хомяков испытывал органической отвращение к политике , что давало основание для его обвинения в «анархических инстинктах», и был уверен в том, что русский народ, частью и выразителем интересов (самосознания) которого он себя считал, никогда не бунтовал за свои политические права: его не интересовало государственное усовершенствование (усовершенствование государственного механизма), для него жизненно важными были земля, воля, правда, справедливость( т. е. христианские идеалы) и только за них он поднимался на бунт. Идеалы русского народа , в понимании Хомякова, были выше идеалов западноевропейских народов, которые верили в усовершенствование государственного механизма, государственного устройства, забывая о том, что зло - не в форме, а в самом принципе существования государственного механизма, основанного на насилии

 

35.Культурные  универсалии: вера, язык, речь и письменность.

Язык – это средство передачи культуры с помощью символов. На родном языке невозможно разучиться говорить в том случае, если он усвоен в возрасте до восьми лет. Общий язык поддерживает сплочённость общества и сочувствие к соплеменникам. Язык – это система символов, которая позволяет людям общаться друг с другом.

Вера — признание чего-нибудь истинным без опоры на факты или логику, лишь на основании внутренней (субъективной) уверенности, которая не нуждается в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.[1] Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и  формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.

Свойства речи:

  • Содержательность;
  • Понятность;
  • Выразительность;
  • Действенность;

Письменность — графическая система записи сведений, одна из форм существования человеческого языка.

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие  этапы её формирования:

Предметное  письмо

Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния.

Пиктографическое  письмо

Следующим этапом на пути формирования письменности стало  письмо на основе изображений (пиктограмм).

Иероглифическое письмо

В иероглифическом  письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках.

Слоговое  письмо

Значительным  шагом на пути сближения устной и  письменной речи стало формирование слоговой письменности

Алфавитное  письмо

 

 36.Социальная  и культурная динамика  по П.Сорокину.

 Сорокин вводит понятие ''социокультурное взаимодействие''. Оно включает 3 аспекта:

 1) личность - субъект взаимодействия;

 2) общество - совокупность взаимодействующих  личностей;

 3) культура - значения, ценности и нормы, которыми  владеют взаимодействующие лица.

 Ни один из этих трех элементов не может существовать без двух других, иначе он теряет всякий смысл. Без культурных ценностей  человеческое взаимодействие было бы только биофизическим, а не социальным явлением. Фундаментом культуры являются ценности. Культура - это не просто сумма  явлений. Она представляет единство, все части которого пронизаны  основополагающим принципом и выражают доминирующую ценность. Ориентация культуры на определенную ценность является основой  ее типологии. Ценностью может выступать  как чувственное, так и сверхчувственное начало, либо синтез того и другого. В соответствии с этим им выделяются три исторических типа культуры, к  которым сводится все многообразие культур: идеациональный, чувственный (сенситивный) и идеалистический.

 В идеациональной культуре бог как сверхчувственное и сверхразумное начало признается истинной реальностью и высшей ценностью. Эта культура, по своей сути, религиозна. В ней преобладают духовные ценности, поклонение абсолюту, богу, идее.

 В качестве примера  идеациональной культуры Сорокин подробно рассматривает культуру Запада средних веков. Ее главным принципом и главной ценностью был бог.

 Второй тип  культуры - чувственная (или сенситивная). Она является антиподом идеациональной. В рамках чувственной культуры окружающий человека мир признается объективным и реально существующим. Постигается он посредством органов чувств. В чувственной культуре получают развитие естественные науки, поскольку они основываются на опытном, эмпирическом знании. Резко возрастает число научных открытий и изобретений. В чувственной культуре преобладающими становятся материальные ценности. В ней высоко ценится все то, что удовлетворяет физиологические потребности человека и обеспечивает его бытовой комфорт. Здесь вечные ценности вытесняются ценностями временными. Чувственное общество живет лишь в настоящем и ценит только настоящее. Третьим типом культуры является идеалистическая культура. Она выступает как промежуточная и переходная между идеациональной и чувственной культурами. В ней гармонично сосуществуют наука, философия, религия, искусство, а в искусстве уживаются реалистический, символический и аллегорический стили. Исходным принципом идеалистической культуры является признание того, что реальная действительность многообразна, в ней сочетаются чувственная и сверхчувственная стороны, идеациональные и сенситивные ценности.

 При переходе от одного типа культуры к другому  общество переживает кризис, но не погибает. В подобном кризисном состоянии  оказалась современная западная цивилизация. Она переживает переход  от чувственной культуры к идеациональной. Наиболее очевидны проявления кризиса современной чувственной культуры в сфере морали. Сорокин выделяет основные черты современной кризисной морали:

1. Полезность, утилитарность. Современный человек делает только то, что ему полезно и выгодно. И даже к религии он относится предельно утилитарно, исходя из тезиса: ''Если верить, что бог полезен, он существует''.

2. Гедонизм. В наше время ценится только то, что доставляет удовольствие, развлечение.

3. ''Денежное сумасшествие''. Из всего извлекается денежная выгода - политики, науки, спорта, искусства,

4. Моральный релятивизм, нигилизм, отсутствие моральных ценностей, которые считались бы абсолютными и священными. Это неизбежно приводит к моральной анархии, к тому, что каждый человек оказывается собственным моральным законодателем.

5. Господство силы и принуждения в социальной жизни и отношениях между людьми.

 

37.Цикличные  и линейные модели  развития культуры  и цивилизации.

Линейная  модель выделяет в культурной истории человечества 4 периода: доисторическую, или прометееву эпоху, эпоху древних культур, осевую эпоху, научно-техническую, или вторую прометееву эпоху.

Доисторический  период начинается примерно 20 тыс. лет  до н. э. В доисторическую эпоху человек живет вне истории, так как лишен чувства времени. Почти не выделяя себя из природы и животного мира, он только начинает становиться человеком. В доисторическое время происходит возникновение языков, изобретение орудий, начинается использование огня. Складывается мифологическая картина мира и соответствующие ей правила поведения. Важным признаком культурной эпохи Ясперс считает тип коммуникации. В доисторическое время общение (коммуникация) выполняло утилитарно-практическую функцию. Люди вынуждены были объединяться и общаться для обеспечения своего биологического существования (во время охоты, обороны).

Доисторический  период завершается приблизительно в конце IV тысячелетия до н. э. С этого времени начинается новый период в развитии человечества - историческая эпоха. В это время начинают складываться великие культуры древности: шумерская , египетская, эгейская, культура доарийской Индии, архаическая культура Китая. В это время возникают государства, появляется письменность, в производстве стала использоваться сила воды.

В ''осевую'' эпоху  происходят изменения в мировоззрении, мироощущении человека. Человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. ''Перед ним открывается  ужас мира и собственная беспомощность''. Осознание безграничности мироздания и собственной незащищенности рождает  у человека трагическое чувство, которое разрушает его непосредственное, гармоничное отношение к миру и вносит в него дисгармонию.

Четвертый этап в развитии культуры - это новая, научно-техническая эпоха. Этот новый  тип культуры формируется в Европе в эпоху Ренессанса, утверждается в Новое время. Он основан на достижениях  науки и техники. Благодаря великим  географическим открытиям преодолевается замкнутость европейской цивилизации, устанавливаются связи между  различными регионами мира. Для современного этапа характерно глобальное единство человечества. Европейская культура оказывает влияние на все другие мировые культуры.

Цикличный  метод разделяет все народы на три основных класса культур:

1. Позитивные  творцы истории, создавшие великие  цивилизации, или культурно-исторические  типы. Данилевский насчитывает 10 таких цивилизаций: египетская, китайская,  ассирийско-вавилонская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская или европейская. Две американские цивилизации - мексиканская и перуанская - погибли насильственной смертью на ранней стадии развития.

2. Негативные  творцы истории, которые не  создавали великих цивилизаций,  но способствовали гибели дряхлых,  умирающих цивилизаций. Таковы  гунны, монголы, турки. 

3. Народы, творческий  дух которых по какой-то причине  задержался на ранней стадии. Поэтому они не могут стать  ни созидательной, ни разрушительной  силой в истории. Они представляют  собой этнографический материал  для других культурно-исторических  типов (например, финны). Основы одного культурного типа не передаются другому, т.е. культуры неповторимы, уникальны. Каждая из них только в себе находит источник развития и только из себя создает свое содержание. Преемственность, влияние культур Данилевский допускает лишь в смысле ''почвенного удобрения''. Он отрицает преемственность в традиционном смысле как заимствование и наследование положительного опыта, накопленного предыдущей культурой. Основу  культурного своеобразия составляет различие в главных видах деятельности. Всего он выделяет 4 основных вида деятельности: религиозную, собственно культурную (научную и художественную), политическую и экономическую. Каждая культура развивает тот или иной вид деятельности, либо их совокупность.

социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"