Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Скачать файл)
  1. Социология как наука. Объект и предмет социологии.
  2. Структура и методология социологии, задачи и функции социологии.
  3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. ?
  4. Формационный и цивилизационный подход в социологии.
  5. Действие и специфика социологических законов.
  6. Становление и кризис научного позитивизма. ?
  7. Осевое время истории и нравственный абсолют.
  8. Духовно-нравственная модель мира.
  9. Особенности развития социологии в России.
  10. Славянофилы и западники. Их место в русской социологии.
  11. Обратная связь как основа управления.
  12. Динамичные системы. Ядро социально-политической системы.?
  13. Динамика изменения ядра социально-политической системы (Россия, ХХ век).?
  14. Культура и цивилизация.
  15. Вера и разум. Наука и религия.
  16. Нравственно-оценочные категории различных культур.?
  17. Гражданское общество в цивилизации Запада и Востока.
  18. Духовные основы цивилизаций.?
  19. Право и Правда. Особенности русского правосознания.
  20. Системные кризисы культурно-цивилизационных систем.
  21. Синдром Цезаря и  государственность византийского типа.
  22. Западно- и Восточно-христианский тип государственности.
  23. Сравнение социальной парадигмы христианства и ислама.
  24. Соборность и парламентаризм.
  25. Глобализация и геополитические процессы современности.
  26. Нравственные нормативно-оценочные категории.
  27. Особенности действия обратных связей в социально-политических системах.
  28. Понятие социального интереса; их согласование.
  29. Мировая финансово-экономическая система.
  30. Концепция «Золотого миллиарда».
  31. Жизнь и творческий путь П. Сорокина.
  32. Закон социальной поляризации П.А. Сорокина.
  33. А.Тойнби и концепция цивилизационного надлома.
  34. Монотеизм – политеизм. Историософия -  Хомяков А.С.
  35. Культурные универсалии: вера, язык, речь и письменность.
  36. Социальная и культурная динамика по П.Сорокину.
  37. Цикличные и линейные модели развития культуры и цивилизации.
  38. «Макиавеллизм» и христианская мораль.
  39. Гражданское общество и институализация современной социологии.
  40. Вызовы глобализации.

 

 

 

1. Социология как наука. Объект и предмет социологии.

Термин «социология» —  производное от двух слов: латинского слова socium — общество и греческого logo — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д..  Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Под объектом понимают определенную часть окружающего нас материального и нематериального мира, реальность. Объект с. – общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Общество ― это географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определённое национальное лицо.

Предмет же социологии, поскольку  он является результатом исследовательских  действий, не может быть определен  столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории  существования этой науки менялось. Представители различных школ и  направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. Основоположник социологии, французский мыслитель О. Кант считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях. С точки зрения немецкого социолога М.Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М.Веберу, — это отношение человека. В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Предметом  соц. яв-ся весь комплекс проблем бытия человека: 1)исследования эк-кой жизни (проблемы труда, его условий, организаций); 2)социальные процессы (соц. структура, статус, образ жизни, национальные отнош.); 3)раскрытие сущности политических процессов; 4)изучение духовной жизни общества.

Широкое распространение  в нашей отечественной литературе имеет следующее определение  социологии. Социология — это наука  об обществе как социальной системе  в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные  элементы: личности, социальные общности. Институты. Социология определяется как  наука об общих и специфических  социальных законах и закономерностях  развития и функционирования исторически  определенных социальных систем, наука  о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей  в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

 

 

 

 

 

2. Структура и  методология социологии, задачи  и функции социологии.

Соц. знание неоднородно  и многомерно, что обусловлено  различием ракурсов и уровней  изучения соц. явлений и их процессов. Исследование на уровне общества в  целом, на уровне соц. общностей или  отдельных сфер и на уровне личности. Выделяют следующие части соц. Знания: 1.Общая социология как макросоциальные  исследования, направленные на выяснение  общих закономерностей функционирования и развития социума как целого. 2.Частная (специальная и отраслевая) ― соц-гия среднего уровня. Здесь исследуются соц-кие явления, протекающие в отдельных структурных частях соц. системы (групп, города, политики). 3.Микросоциология ― изучает соц. явления сквозь призму действия и взимодействия отдельных людей, их поведения. В зависимости от уровня соц-гии выделяют эмперическое и теоретическое соц-ое знание, кот. тесно взаимосвязаны. Иной аспект отражает различие фундаментальной и прикладной соц-гии, каждая из которых может быть и на теоретическом и на эмперическом уровне, но они не тождественны, т.е. фундамент. теория не тождественна теоретической, а эмпирическая не тождественна прикладной. Структура соц-го знания строится по разным основам: по объекту, по уровню абстракции, по значимости объекта.

Социология - это наука об обществе, о социальном взаимодействии людей, об их реальном сознании и реальном поведении, о результатах и причинах этого взаимодействия.

Главная задача социологии - добывать достоверные знания о глубинных процессах социальной среды, о способах изменения и преобразования общественной жизни. Кроме того, в задачи социологии входят: выявление закономерностей и тенденций развития социальных явлений; получение новой информации об обществе, о человеке, его развитии; предоставление материала для научного управления обществом; выявление основных направлений социальной политики; исследование причин негативных явлений и механизмов их устранения; быть средством разработки социальной перспективы, социального прогнозирования, умения предвидеть развитие событий, придать им нужное направление; способствовать историческому, гуманистическому и нравственному воспитанию человека, его культуры и гражданской позиции.

Значительны и многоаспектны функции социологии:

1. теоретическая  (или познавательная),

2. практическая (или накопление новых знаний об обществе),

3. социально-управленческая,

4.  критическая,

5.  гуманистическая,

6.  мировоззренческая.

 Задачи и  функции социологии связаны в  единое целое.

В центре изучения социологии - социальное взаимодействие индивидов, находящихся в определенных отношениях. Вся общественная жизнь - это постоянный процесс социального  взаимодействия. Исследовать социальное взаимодействие - значит решить основные задачи и осуществить ведущие  функции социологии.

В социологии можно выделить четыре уровня знаний: теоретическая социология, прикладная (практическая) социология, специальные социологические теории, эмпирическая социология.

Методология в социологии стала  складываться с появлением работ  О.Конта, который определил социологию как самостоятельную науку об обществе и вместе с тем выделил  ее понятийный аппарат, нормативы научности, ее место в системе общественных и гуманитарных наук, определил ее объект и предмет исследования, выделил  методы социологического исследования. Конкретизировал методы социологии Э.Дюркгейм. Методология - это общая направленность и осмысление понятийного аппарата социологического исследования, умелый подход к получению и интерпретации эмпирического материала, разработка теоретических концепций исследования.

К методам социологии относятся: структурно-функциональный, социометрический, моделирования, интерпретации. Эти методы конкретизируются в процессе сбора, обработки и анализа социологической информации, применяются в комплексе с использованием разработанного инструментария социологического исследования, выработки научно-теоретического понимания явления. Социология как наука представляет собой единство теории и эмпирии, теоретических и эмпирических методов.

 

 

3. Общество как  система. Основные сферы общественной  жизни и их взаимосвязь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формационный  и цивилизационный подход в социологии.

На сегодняшний день определились два методологических подхода к  анализу исторического процесса. Один — формационный, или монистический, другой — цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества — формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго — отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития. Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Основным же недостатком формационного подхода к истории является выпадение из исторического познания вообще множества элементов и связей общества как системы, которые не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Единой цевилизационной теории не существует, как не существует единого понятия «цивилизация». Этот термин весьма многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономичес-кую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Главное отличие цивилизационного подхода — отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества «снизу», выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории «сверху», т. е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). Современная наука стремится к нахождению такого сопряжения формационного и цивилизационного подходов, которое может быть плодотворно приложено и к задачам крупномасштабного членения исторического процесса, и к анализу исторической деятельности различных народов, протекающей в определенных географических, социально-экономи-ческих и культурных условиях. Жизнь человеческого общества это не только сохранение и воспроизведение общественных структур, она развернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Действие и  специфика социологических законов.

Социальные законы — более  или менее полное отражение явлений, присущих окружающему миру. Социальный закон — это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии — предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Раньше исследователи считали, что социология — наука о законах развития и функционирования общества, а социальный закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет содержание и направление социального развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития. Прежние представления социологии о том, что общество развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали проверки. В социологии выделяют пять категорий социальных законов: 1.) законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения; 2.) законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства; 3.) законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования; 4.) законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов; 5.) законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами. Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не вообще, а в конкретной форме — в деятельности отдельного человека. Человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и устранять.

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"