Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Скачать файл)

  Классификация законов

  По  степени общности:

   - общие (законы, характеризующие  развитие общества, социума, социальной  системы как целого)

  - специфические (определяющие развитие  отдельных элементов социальной  системы, части общества (групп,  наций и т.д.).

  По  характеру, способу  проявления: 

  Динамические (фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений)

  Статистические (обусловливают связь явлений и процессов социальной действительности не жестко, а с определенной степенью вероятности).

  Причинные (фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений)

  функциональные (отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями)

  законы  функционирования (например, распределение ролевых функций в семье)

  Пять  категорий социальных законов 

  1. Законы, которые отражают инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных  или связанных с ними явлений.  Согласно таким законам, если  есть явление А, то обязательно должно быть явление В. Например, если есть производство, то обязательно есть и потребление: если идет процесс урбанизации и индустриализации общества, то происходит сокращение занятых в сельском хозяйстве.

  2. Законы, которые отражают тенденции  развития. Они обусловливают изменение  структуры социального объекта,  переход от одного порядка  взаимоотношений к другому. Закон  развития находит свое выражение  в том, что предыдущее состояние  структуры оказывает определяющее  воздействие на последующее ее  состояние. Например, изменение характера  производительных сил требует  изменения отношений производства.

  3. Законы, которые устанавливают функциональную  зависимость между социальными  явлениями. Законы функционирования, в отличие от законов развития, обеспечивают сохранение социальной  системы в состоянии относительной устойчивости. Законы развития характеризуют переход социального объекта от одного качества к другому, а законы функционирования создают предпосылки перехода от одного качества социального объекта к другому. Например, чем активнее человек участвует в политической практике, тем выше его политическая культура; чем качественнее ведется воспитательная работа в коллективе, тем прочнее морально-психологический климат и т.д.

  4. Законы, которые фиксируют причинную  связь между социальными явлениями.  Различие функциональных и причинных  законов не означает, что в  некоторых случаях функциональные  связи не могут быть видом  причинных связей. Но в то же  время наличие функциональной  зависимости не является фактом  существования причинных отношений.  Например, рациональное сочетание  личных и общественных интересов  является важнейшим и необходимым  условием социальной интеграции.

  5. Законы, которые устанавливают возможность  или вероятность связи между  социальными явлениями. Например, увеличение экономической самостоятельности  женщин повышает вероятность  разводов

 

6. Становление и  кризис научного  позитивизма. 

Позитивизм  - направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основная цель позитивизма — получение объективного знания. Основоположник О. Конт.

3 стадии развития  общества с позиции  позитивизма:

- Теологическая (люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ)

- Метафизическая (люди по-прежнему стремятся постичь  начало и назначение вещей,  но место богов занимают абстрактные  сущности, место Единого Бога  занимает Природа. Появление исключительных личностей, изменяющие мир на уровне государств.)

- Позитивная (Человечество  приобретает способность самостоятельно  принимать решения и решать  проблемы, опираясь лишь на научные  знания. Знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.)

Четыре  этапа развития позитивизма:

- Классический  позитивизм. Основатель — Огюст  Конт. Представители: Джон Стюарт  Милль, Герберт Спенсер.

- Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

- Неопозитивизм  или логический позитивизм. Представители:  Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

- Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Кризис  позитивизма:

      В конце 19 в. Позитивизм переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного  знания (обесценившим обобщения, которые  рассматривались самим Позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в  физике на рубеже 19 и 20 вв. Этому способствовало интенсивное развитие психологических  исследований, заставлявших предпринимать  анализ тех самых «предельных» философских  вопросов знания, которых всячески избегал Позитивизм, а также неудача  всех попыток позитивизма доказать объективную обоснованность предлагаемой им системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным  включить область ценностей в  сферу научного исследования, вывести  «должное» из «сущего»). Всё это  заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе  наук.

 

7. Осевое время истории  и нравственный  абсолют. 

Абсолют или абсолютное (лат. absolutus — безусловный) — безотносительное, безусловное; взятое вне связи, вне сравнения с чем-либо; совершенное, полное.

Нравственность  — совокупность правил поведения, ориентированных на высшие ценности (благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость , честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.).

Нравственный  абсолют – совершенно полное, идеальное сочетание всех нравственных ценностей.

Осевое  время— термин обозначающий период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Датируется осевое время 800—200 годами до нашей эры. Учения осевого времени отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Термин ввел Карл Ясперс.

Характеристика  осевого времени

- Жили Конфуций  и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли жил Будда; были рассмотрены все возможности философского постижения действительности; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.

- В эту эпоху  были разработаны основные категории,  которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий.

- Во всех направлениях  совершался переход к универсальности.  Мифологической эпохе с ее  спокойной устойчивостью пришел  конец.

- Впервые появились  философы. Человек в качестве  отдельного индивидуума отважился  на то, чтобы искать опору в  самом себе. В осевое время  произошло открытие того, что  позже стало называться разумом  и личностью.

-Осевое время  знаменует собой исчезновение  великих культур древности, существовавших  тысячелетиями.

-Люди вне  сфер, составляющих осевое время,  либо остались в стороне, либо  вошли в соприкосновение с  каким-либо из центров духовного  излучения. 

8. Духовно – нравственная  модель мира.

Нарисуй сам

 

9. Особенности развития  социологии в России.

Идея о необходимости  создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются  в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Тогда же входит в обиход и название этой новой науки — "социология", данное ей О.Контом. Время 60-х годов  неслучайно, т.к. только при правлении  Александра II пришло время расширения в России гражданских свобод и  снятия некоторых запретов на распространение  западноевропейских идей.

Во второй половине XIX века переход России на рельсы индустриальной цивилизации сопровождался обострением  старых и возникновением массы новых  социальных проблем, которые было трудно осмыслить на основе социальной философии  и научных знаний первой половины XIX века. Потребность в адекватном понимании жизни и сделали, в  конечном счете, социологию востребованной в России, дав стимул к ее развитию в традициях позитивизма.

Можно отметить два наиболее сильных течения, с  которыми было связано влияние "Запада" на развитие социологической мысли  в России — это возникшие на Западе и воспринятые в России позитивизм и марксизм.

Признание социологии на государственном уровне произошло  только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл, судя по всему, П.А.Сорокин, ставший тогда  секретарем А.Ф.Керенского по проблемам  науки.

Хронология:

Конец 70-х —  начало 80-х гг. XIX в. — насыщение социологическим материалом других предметов (юриспруденции, истории и т.д.), читаемых в университетах (Московский университет — М.М.Ковалевский; Петербургский университет — Н.М.Коркунов).

С 1895 года — оживление  внимания общественности к вопросам разработки системы самообразования  и начало составления и издания  первых программ для самообразования  по социологии (Н.И.Кареев, С.Н.Южаков).

С 1901 по 1905 годы — создание М.М.Ковалевским совместно  с Ю.С.Гамбаровым и Е.В. Де Роберти Высшей школы общественных наук в Париже, в которой социология была обязательным курсом, и ее читали русские профессора.

1917 год — снятие  запрета чтения социологии в  государственных высших учебных  заведениях и школах после  Февральской революции.

1918 год — реорганизация  системы высшего образования  после Октябрьской революции  — введение социологии в качестве  обязательного предмета преподавания  в университеты и школы 11-й  ступени.

1919—1921 годы —  учреждение Социологического института,  организовавшего проведение ряда  лекций (Н.И.Кареева, П.А.Сорокина  и др.) для всех желающих получить  социологическое образование, а  также чтение ряда самостоятельных  систематических курсов (П.А.Сорокина, Н.А.Гредескула, К.М.Тахтарева и др.) по социологии.

1921 год — подписание  В.И.Лениным постановления Совнаркома "О плане организации факультетов  общественных наук российских  университетов" и начало реорганизации  ФОНа Петроградского университета.

1922 год — начало  гонений — высылка за границу  ведущих русских ученых, закрытие  во всех центральных университетах  кафедр по социологии.

1922—1923 годы —  ликвидация научно—исследовательских  институтов — прекращение разработки  фундаментальных основ социологии.

1925 год — закрытие  ФОНа в Ленинградском университете.

  Оттепель  шестидесятых годов отразилась и  на социологию: началось возрождение  социологических исследований, они  получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена  философией. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на " позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты.

социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"