Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Скачать файл)

   Хорошим примером цивилизационного кризиса является неолитическая. В конце верхнего палеолита развитие охотничьих технологий привело к истреблению популяций и целых видов животных, что подорвало их пищевые ресурсы и привело к ужесточению межплеменной конкуренции. Оба эти фактора привели к сокращению населения в несколько раз. Ответом на кризис был переход от присваивающего (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство) хозяйству и смена нормативного геноцида зачаточными формами коллективной эксплуатации и своеобразным симбиозом сельскохозяйственных и "воинственных" племен. Роль избыточного внутреннего разнообразия сыграли зачаточные формы земледелия (в ритуальных целях) и опыт общения с ручными животными, которые были и до неолитической революции.

 

21.Синдром Цезаря и  государственность византийского типа.

  Формируя  парадигму института монархической  власти, римские императоры, чтобы  укрепить свое положение, концентрировали  в своих руках все ключевые функции верховной власти: военную, законодательную и исполнительную. Постепенно Римская империя, все  более утрачивая идею сознательного  объединения свободных граждан, приобретала элементы абсолютизма  восточных монархий. Так в Древнем  Риме зародился и сформировался  «синдром Цезаря», который был определен  как системное несоответствие заявленных целей реальным способам их достижения или болезнь абсолютизма и  деспотизма государственности, созданной  свободным объединением граждан, движимых нравственными устремлениями.

  Все мечты Византии были направлены к  тому, чтобы удержать от расхищения то, что она имела и, если возможно, возвратить обратно римское наследие. Тень древнего разрушающегося Рима тяготела над ней с начала до конца. Христианская идея Царя, «Божия служителя», давала для этого Византии могучий объединяющий принцип, чуждый племенных или сословно-партийных суживающих тенденций. И оба эти фактора, религия и царский принцип, действительно, сослужили Византии огромную службу. Ими она и держалась и в них находила жизненность.

  Византийская  государственность лишь в очень  малой степени строилась на идее Царя - Божия служителя. Эта идея только освятила абсолютистскую власть, которая, однако, не получила перестройки  сообразно с ней, сохранила юридически старо-римский смысл. Император остался  тем, чем был в Риме: абсолютной управительной властью, вследствие чего сосредоточивал в себе не одно направление дел, а все их производство. Различия между посредственными и непосредственными функциями Верховной власти в Византии осталось неизвестным. Отсюда явилось развитие бюрократизма. Государство тут строилось не из нации, а образовывало особую правящую корпорацию чиновников-политиканов, которые действовали от имени императора, но в то же время сами создавали императоров. Византийская государственность не привлекала к себе эти народы, напротив, являлась для них антипатичной, как сила только эксплуатирующая, но не дававшая почти ничего и сверх того сулящая народностям империи только порабощение чиновничеством. Социальные силы всякой провинции, всякой народности, при включении в состав империи, обречены были на захирение и уничтожение.

  Старо-римский абсолютизм, неизбежно рождающий централизацию и бюрократию, не дал возможности византийскому автократору развиться в истинную Верховную власть, направляющую управление, производимое ею посредством всех социальных и политических сил нации, а не одной бюрократии, этим и обусловилась гибель византийской государственности. 
 
 
 

 

22.Западно-  и Восточно-христианский  тип государственности.

     Западно-Христианская. Цивилизационный иммунитет агрессивно-активный. Главное свойство Западно-Христианской цивилизации - принудительное мессианство, подчинение и использование других наций и народностей. Колониализм - неоколониализм - новый мировой порядок. Стратегическая задача - введение "нового мирового порядка".

     Восточно-Христианская (православная) цивилизация. Генеративно-политический центр - Россия. Цивилизационный иммунитет собирательно-пассивный, но в критической ситуации агрессивно-активный. Главное свойство цивилизации - собирать вокруг себя малые коренные этносы и народности, поднимая их до современного вертикально-цивилизационного уровня - ведет к ее внутренней мозаичности. В сочетании с почти полной автаркийностью и впитывающими, не поглощающими, свойствами это ведет к ее устойчивости, и в то же время к уязвимости. Стратегическая задача - этносистемное самосохранение.

  Западная  и Восточная цивилизации, взаимодействуя между собой, формируют и изменяют свои культурные доминанты, необходимые  их развитию, приводя к возникновению  различных 'гибридных' обществ, к которым, например, и относится Россия. Ее история - влияние западной и восточной  культур, рационально трансформирующих российскую самобытность, 'русскую  идею' и нац  путь развития с сохранением своих особенностей.  В ситуации кризиса, который переживает сегодня мировая цивилизация, необходимо мобилизировать 4 типа духовных ресурсов .

  В первую группу входят этико-религиозные традиции соврем. Запада, в первую очередь - греческая философия, иудаизм и христианство, но с критич. переоценкой типичных западных ценностей.

  Вторая  группа - в многовековых незападных цивилизациях: индуизм, джайнизм и буддизм в Южной и Юго-Вост. Азии, конфуцианство и даосизм в Вост. Азии, ислам.

  Третья  группа духовных ресурсов заложена в  первобытных традициях коренной американской, гавайской, маори и  в многочисленных религиозных традициях  туземных племен, традиции которых  также несут в себе много поучительного  для современного технократического  мышления.

     Ядро  четвертой группы составляет сама структура  Просвещения. Неудивительно, что представители  гуманитарного знания во всем мире проявляют возрастающий интерес  к восточным цивилизациям, особенно к их духовной роли в устойчивом развитии ноосферной ориентации и решении глобальных проблем. Во многих дискуссиях все более весомое место занимает тема будущего китайской цивилизации и ее возможной духовно-ресурсной роли в мировом цивилизационном процессе.

 

23. Сравнение социальной  парадигмы христианства  и ислама.

Социальная парадигма  – парадигма, состоящая в понимании  поведения человека как соответствующей  реакции на определенные внешние  стимулы. Особое внимание акцентируется  на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального  поведения.

  Основные  черты христианской веры

  Христианство  принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традиции почитания единого  Бога (монотеизм), творца Вселенной  и человека. Вместе с тем христианство привносит в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Логос, Святой Дух) единых в одной божественной природе.

  1) единобожие, углублённое учением  о троичности Лиц в едином  существе Божества.

  2) понятие о Боге как абсолютно  совершённом Духе, не только абсолютном  Разуме и Всемогуществе, но  и абсолютной Благости и Любви  (Бог есть любовь);

  3) учение об абсолютной ценности  человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного  Богом по Своему образу и  подобию, и учение о равенстве  всех людей в их отношениях  к Богу.

  4) учение об идеальном назначении  человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном;

  5) учение о полном господстве  духовного начала над материей

  6) Зло не в материи и не  от материи, а от извращённой  свободной воли духовных существ  (ангелов и человека), от которых  оно перешло на материю.

  Таким образом, христианство при всей безупречной  своей идеалистичности есть религия  гармонии материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они  — только средства к достижению человеком духовного богоподобного  совершенства.

  Грехи христианства

  Против  Господа Бога

  гордыня;

  нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных  заповедей;

  отсутствие  надежды на милосердие Господа, отчаяние;

  размышления о самоубийстве, попытки покончить  жизнь самоубийством;

  Грехи против ближнего

  неимение  любви к ближним;

  неимение  любви к врагам, ненависть к  ним, пожелание им зла;

  неумение  прощать, воздаяние злом за зло;

  ограбление, вымогательство, мздоимство;

  проклятие кого-либо;

  злонамеренное развращение своими действиями ближних;

  измена.

  Грехи против самого себя

  тщеславие, почитание себя выше других, самолюбие, отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, эгоизм, подозрительность;

  ложь, зависть;

  любовь  к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;

  пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям;

  чревоугодие — объядение, пьянство, употребление наркотиков;

  прелюбодеяние (измена при браке);

  допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;

  Основные  черты ислама

  В Исламе боговдохновенными признаются Таурат Мусы (Тора Моисея), Забур Дауда (Псалтирь Давида) и Инджиль Исы (Евангелие Иисуса). Мусульмане считают, что эти Писания были искажены в ходе истории и утратили свою силу с ниспосланием Корана. Таким образом, для мусульман евреи и христиане считаются не язычниками, а людьми Писания.

  Вера, включает:

  - Веру в Единого Бога (таухид, или монотеизм);

  - Веру в Ангелов;

  - Веру в Книги (Святые Писания);

  - Веру в Пророков и Посланников;

  - Веру в Судный день;

  - Веру в Предопределение (кадар).

  - Столпы ислама

  Пять  столпов

- Шаха́да – свидетельство, о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад его раб и его посланник.

- Салят - Совершение  ежедневной пятикратной молитвы.

- Закя́т - выплата очистительного пожертвования.

- Сыям - пост в течение месяца Рамадан

- Хадж - паломничество  в Мекку, если человек в состоянии  его совершить.

  Нормы:

Правдивость; Надёжность и верность; Искренность; Вежливость, корректность и другие правила ведения  беседы и спора; Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца; Сила нравственная и физическая; Терпимость и умение прощать; Скромность; Достоинство  и самоуважение; Поиск мудрости и  знаний, стремление к самообразованию  и интеллектуальному самосовершенствованию; Желание посвятить всё свое время  и свою жизнь добрым делам; Щедрость; Терпение; Разумное управление своими средствами; Общительность, доброе отношение  к окружающим; Пристрастие к чистоте  и красоте; Отвращение к злу и  греху;

 

24. Соборность и парламентаризм.

Собо́рность — понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа соборности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Во многих случаях эти нормы безоговорочно осуждают крайний индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что быть счастливым в одиночестве невозможно.

 Целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию “лад” и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа.

   Основной принцип Православной Церкви, состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности. Соборность — это свободное единство основ Церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности”. Главное усилие постижения истин веры состоит в соединении с Церковью на основе любви, так как полная истина принадлежит всей Церкви в целом. В Православии человек находит “самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит себя в своем совершенстве, или, точнее, находит то, что есть совершенного в нем самом, — Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования. Это очищение совершается непобедимой силой взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий.

социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"