Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 125.90 Кб (Скачать файл)

В социологии под культурой  понимается - совокупность ценностей (духовных и материальных), а также живая  человеческая деятельность по их созданию, распределению и хранению.

Культура создается людьми, культуре обучаются, она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит  ее и передает следующему поколе-

нию. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения.

Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли.

Слово “цивилизация” впервые  появилось во Франции в середине 19 века. В переводе с латинского оно  означает — гражданский, государственный.

“Цивилизованным” стали  называть человека, умеющего хорошо себя вести. В светском обществе “цивильность” означала учтивость.

Первым, кто разграничил  эти два понятия - “культура” и  “цивилизация” был И.Кант. А в начале 20 века Шпенглер в своем знаменитом труде “Закат Европы” и вовсе противопоставил их. Цивилизация была у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок.

Постепенно утвердилось  представление о том, что —  цивилизация — вершина технических  достижений человека. Т.е. с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир  человека.

“Цивилизация” также означает городскую культуру. И в этом смысле все примитивные народы, не знавшие  городов, не являются цивилизованными, хотя понятие “культура” распространяется и на них.

В социологии нет однозначной  трактовки цивилизации. В частности  она понимается как степень культурного  развития, которой достигли не все  страны. К основным показателям цивилизованности относятся:

- уровень смертности (особенно  детской);

- экология;

- санитарное состояние  городов;

- письменность.

Письменность - самый важный показатель цивилизованности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

16 вопрос

ОБЩЕСТВО  КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ 
 
Как уже отмечалось ранее, перевод термина “социология” буквально означает “наука об обществе”, “общество-знание”, таким образом, объектом социологии является общество. Но для уяснения предмета социологии выделение данного понятия недостаточно, так как общество может выступать объектом всех гуманитарных наук. Так, история изучает общество в своем ракурсе — генезис, последовательность процессов и событий, судьбы государств, организаций и людей. Для права основными являются юридические формы существования государственно-нормативных отношений. Экономика исследует формы производства, обмена, потребления и т.д. Специфика общества как объекта изучения социологии, как отмечает Ж.Т.Тощенко, заключается в том, что в данном случае изучается “гражданское общество, которое функционирует наряду с государством и которое становится самостоятельной сущностью лишь на определенном этапе развития человеческой цивилизации” [273. С.62]. Необходимо подчеркнуть, что возникновение гражданского общества как самостоятельного явления стало возможным только в тот конкретно-исторический период, когда у человека появились принципиально новые черты своего сознания и поведения, произошло изменение его образа жизни. 
Отличие социологического подхода к изучению фактов реальной жизни общества рассмотрим на примере одного простого социального факта, приведенного Н.Смелзером [225. С.17-18]: женщина покупает четыре билета на Гавайские острова, где она собирается со своей семьей провести двухнедельный отпуск. Психолог пожелал бы выяснить, почему эта женщина выбрала именно Гавайские острова. Экономист рассмотрел бы покупку билетов в отношении к тому, как бы могла женщина по-другому потратить свои деньги. Возможно, юриста бы заинтересовал факт наличия у женщины такого большого количества денег, заинтересовал источник их получения. Социолог же заметил бы, что три других пассажира это муж и дети женщины и задался бы вопросом, каким образом они могли оказать влияние на ее решение, сопоставил бы эту покупку с их жизненным уровнем или связал с анализом потока отдыхающих в этот период времени. Подробно рассмотрев последовательность всех событий, приведших к выбору этого места отдыха, социолог смог бы сделать прогноз, смоделировать общение между членами семьи во время отдыха, какие роли они будут играть, или выяснить, повлияли ли на это решение властные отношения в семье, если да, то привело ли это к разногласиям и каким. 
Приведенный пример показывает, что разные науки могут по-разному интерпретировать один и тот же факт поведения и в чем заключается специфика социологической точки зрения при его рассмотрении. 
Подобный подход используется для изучения бюрократических организаций, неформальных групп и т.п. как “вещей в себе”. Социологи, применяя его, имеют возможность проанализировать деятельность политических партий, конфликты между социальными группами и их интересами. Подобный подход лежит в основании изучения коллективного поведения (это может быть толпа), осмыслении существующих общественных движений, изменений в общественном мнении и т.п. 
Социолог описывает общественную жизнь не через конкретных людей, а через специфику их взаимоотношений, что обусловлено их ролями. Роль — это поведение, которое ожидается от человека в соответствии с занимаемой им определенной позицией в группе и статусом в обществе (жена, дочь, продавец, контролер, милиционер, преподаватель и т.д.). После определения роли человека внутри группы социолог имеет возможность выявить уже и отношения между членами интересующей его группы, а потом и ее структуру и особенности. 
Социологи придерживаются мнения, что поведение людей во многом зависит от их роли в обществе, от существующих в обществе правил и норм (например, Уголовный кодекс), от одобряемых в обществе социальных ценностей, а также индивидуальных и групповых интересов. 
Г.В.Осипов подчеркивает, что не следует отождествлять предмет науки с изучаемым объектом. Это связано с тем, что объект — это эмпирически данная реальность, та или иная сторона объективного мира. Предмет науки — это воспроизведенная на абстрактном уровне эмпирическая реальность, полученная в результате выявления наиболее значимых, с практической точки зрения, закономерных связей и отношений этой реальности, а не просто какая-то эмпирическая реальность. Предметом науки выступает не просто какое-то явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, который позволяет выделить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, являющиеся специфическими именно для данной науки и не для какой больше [251. С.22- 23]. 
Каждая наука отличается от другой своим предметом, ведь даже на одном объекте они исследуют специфические законы и закономерности, которые влияют на развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование общества подчинено требованиям социальных, политических, экономических, психологических и других законов и закономерностей, которые выступают в качестве предмета соответствующей науки. При этом, как уже было показано выше, необходимо отметить, что некоторые части указанной объективной реальности могут быть объектом исследования для разных наук.

17 вопрос

В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или  социальная группа, отношениям (социальным связям), возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями. Каждая социальная общность имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функционирование.

Каждый  человек участвует в различных  формах общественной жизни. Ведь он одновременно может быть и членом семьи, членом определенного производственного  коллектива (предприятия, учреждения и  т.п.), членом спортивной секции, религиозной  организации. Слушая радио, смотря телепередачи, он уже часть публики (аудитория), а читая определенный журнал —  часть читательской публики данного  журнала. Каждый человек живет в  каком-то городе или деревне, а значит, принадлежит к определенной территориальной  общности, имеющей свои границы. Человек  является гражданином определенного  государства и является представителем определенной нации. 

Задача  социологии как раз и состоит  в том, чтобы классифицировать эти  формы совместной жизни, описать  их составные элементы, их строение и происходящие в них процессы.

Обществу  необходимо знать, из каких социальных общностей и социальных групп  оно состоит, по следующим причинам:

1. Социальные общности и группы  — это необходимый способ существования  людей, их взаимосвязи и взаимодействия  между собой и с обществом  в целом. Ведь именно благодаря  социальным общностям и именно  в них создаются все необходимые  условия и средства, которые способствуют  развитию личности и удовлетворяют  ее потребности и интересы.

2. Социальные общности и группы  сами являются субъектами общественной  жизни. Их деятельность влияет  и на устойчивость общества, на  его интеграцию и функционирование, а вместе с этим определяет  характер и содержание процессов  изменения и развития. Ведь от  характера социальных групп зависит  многое: и то, как функционирует  семья, школа, государство, наука,  пресса, здравоохранение, и то, как  работают все эти институты  и какую в конечном итоге  они дают продукцию.

3. В зависимости от того, из каких  групп состоит общество, в каком  иерархическом положении они  находятся друг к другу (кто  лидирует, а кто подчиняется), от  проводимой ими идеологии и  практических действий во многом  зависит тип государства, его  общественно-политическое устройство.

Общности  могут быть очень разнообразными и делиться, например:

- по количеству людей это может быть как взаимодействие двух людей (диада), так и многочисленное политическое движение;

- по времени продолжительности  существования — временные, непостоянные, и устойчивые, стабильные, существующие  столетиями (нации, классы);

- по плотности связи — как  тесно сплоченные коллективы, организации,  так и достаточно аморфные  образования 

Процесс складывания общностей может  происходить объективно, и они  могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а  могут создаваться сознательно  людьми (семья, партия, спортивный клуб).

18 анализа

Социальная организация общества (от позднелат. organizio — формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum — орудие, инструмент) — установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему. 
Под организацией часто понимается 1) свойство общества в целом или какого-либо социального объекта иметь упорядоченную структуру, а также 2) деятельность, связанная с четким распределением функций и делегированием полномочий, регулированием и координацией действий, управлением. 
В первом случае термин "организация" означает установленный социальный порядок в системе в целом или отдельных ее подсистемах. Например, организация государственной власти по административно-территориальному принципу, или организация труда и заработной платы на предприятии через систему норм выработки и квалификации работ. 
Во втором случае – термин "организация" характеризует момент деятельности, связанный с управлением. Например, руководитель организует производственный процесс – это значит, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась его непрерывность и бесперебойность. 
Таким образом, под организацией понимается некий нормативный порядок, который обеспечивается всей совокупностью регулятивных механизмов и предпринимаемых действий по его поддержанию и приведению к нему.

 
Однако есть еще и третье, более  специальное значение этого термина  в обществе: «социальная организация» – это специфическая социальная единица, которая объединяет индивидов  в группу, совместно и скоординированно реализующую общую цель (Н.Смелзер). Социальная организация, – пишет Н.Смелзер, – это вторичная социальная группа, сформированная для достижения определенных целей.[1]. В “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1983) различается широкий и узкий смыслы социальной организации. В широком смысле – это понятие “характеризует способы упорядочивания и регулирования действия отдельных индивидов и социальных групп…”. В более узком смысле, “социальная организация – это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий”[2]. Но в любом случае, организации присущи иерархичность и управляемость, По мнению А.И.Пригожина, "организации возникают, – пишет он, – тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей”[3].

Содержание  

[убрать] 

  • 1 Определение
  • 2 Признаки социальной организации
  • 3 Структура социальной организации
  • 4 Типы социальных организаций
  • 5 Виды социальных организаций

Определение [править]

Социальная организация — это целевая группа (вторичная и практическая группа),возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).

Признаки  социальной организации [править]

Социальные организации являются необходимыми элементами социальной структуры общества, наряду с социальными общностями, социальными группами и социальными институтами и не сводимы ни к одним из них. 
Три специфические черты отличают социальные организации от них: 
во-первых, организации — это, прежде всего практически действующие группы, а не социальные, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, ближайших целей; 
во-вторых, организации — это такие сообщества людей, которым свойственна высокая степень формализации. В отличие от социальных общностей их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов. 
в-третьих, организации, в отличие от социальных институтов, очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав - меняется "лицо" организации. 
Структура формальной социальной организации характеризуется следующими чертами: 
а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели; 
б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции; 
в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения; 
г) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям; 
д) наличие организаторов, лиц, систематически занимающейся ее управлением, т.е. обладает (в большинстве случаев) управленческим звеном ("ядром"), административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как целого.

Структура социальной организации [править]

В социальной организации можно  выделить формальную и неформальную структуры. Формальная структура социальной организации включает в себя следующие  элементы (компоненты):

  • цели организации;
  • членов организации, или участников;
  • "организаторов", образующих управленческое звено, "организационное ядро"(данный признак характерен для больших групп, для малых он не обязателен);
  • совокупность взаимосвязанных ролей (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела);
  • правила, регулирующие поведение людей;
  • средства деятельности (технические, технологические, информационные, финансовые и др.), включая технологию - систематизированное знание полезных и наиболее рациональных способов практических действий (приемов, операций, процедур);
  • заданный алгоритм действий;
  • систему взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти подчинения;
  • упорядоченные связи с другими организациями, окружающими социальными группами и общностями (например, с клиентами), институтами (например, с государством), обществом в целом.

Типы  социальных организаций [править]

В зависимости от оформления организационной  структур социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.

  • Неформальная — это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.).

Можно выделить три основные черты данного явления: 
а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения; 
б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной; 
в) главная особенность — неслужебное, «неделовое» содержание межличностных отношений.

  • Формальная — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"