Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 125.90 Кб (Скачать файл)

 
Во многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного - нескольких человек и регулярно  вступают во взаимодействие друг с  другом.

Виды  социальных организаций [править]

Организация часто употребляется  в связи с такими понятиями, как  трудовая, производственная и общественная организация. 
I. Трудовая организация — это: организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций. 
II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям: 
1) по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности: 
а) государственная; 
б) кооперативная; 
в) акционерная; 
г) собственность трудового коллектива; 
д) частная; 
е) совместная с иностранным капиталом; 
ж) иностранная; 
2) по сферам деятельности: 
а) организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.), 
б) организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.). 
III.Общественные организации — неправительственные/негосударственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделеются экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные, культурные и др. 
По степени сплоченности среди социальные организаций выделяются следующие: организация-ассоциация, организация-кооперация, организация-коллектив, организация-корпорация.

19 вопрос

Социа́льное взаимоде́йствие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов[1]. Оно родственно понятию «социальное действие», которое является исходным моментом формированиясоциальных связей. Социальное взаимодействие как способ осуществления социальных связей и отношений предполагает наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условий и факторов его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.[2]

Социальное взаимодействие включает передачу действия от одного социального актора — другому, получение и реакцию на него в виде ответного действия, а также возобновление действий социальных акторов. Оно имеет социальное значение для участников и предполагает обмен их действиями в будущем благодаря присутствию в нём особой каузальности —социального отношения. Социальные отношения формируются в процессе взаимодействия людей и являются результатом их прошлых взаимодействий, приобретших устойчивую социальную форму. Социальные взаимодействия, в отличие от них, представляют собой не «застывшие» социальные формы, а «живые» социальные практики людей, которые обусловливаются, направляются, структурируются, регламентируются социальными отношениями, но способны воздействовать на эти социальные формы и изменять их.

Социальное взаимодействие определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Оно имеет объективную и субъективную стороны:

  • Объективная сторона — факторы, независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
  • Субъективная сторона — сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

Классификация социального взаимодействия [править]


  1. Первичные, вторичные (идеологические, религиозные, нравственные)
  2. По количеству участников: взаимодействие двух людей; одого человека и группы людей; между двумя группами
  3. Разнонациональные
  4. Между людьми разного достатка, и т. д.

20 вопрос

Массовые коммуникации (англ. mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи, Интернет, социальные сети и др. большим сегментам населения одновременно.

Содержание  

[убрать] 

  • 1 Область исследований
  • 2 Массовые коммуникации в ряду смежных наук
  • 3 Исследования в области массовых коммуникаций
  • 4 Основные психологические характеристики массовой коммуникации
  • 5 Источники

[править]Область исследований

Дисциплина изучает институты  средств массовой коммуникации и  процессы, такие как распространение  различных сообщений, а также  воздействие на психику.

[править]Массовые коммуникации в ряду смежных наук


Психология массовой коммуникации — новая, современная метанаука, исследующая психологическим инструментарием массовые коммуникационные процессы, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).

[править]Исследования в области массовых коммуникаций


Понятие массовой коммуникации

Массовая коммуникация — это  прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических  средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры. Своеобразная революция средств  массовой коммуникации (Интернет): оказывает  возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и  отдельного человека. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться  как одна из важнейших глобальных проблем.

Среди глобальных проблем исследователи  все чаще называют возможности коммуникации в части воздействия ее на массовое сознание. Развитие масскоммуникационных процессов способствует развитию всей цивилизации. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации является само понятие «массовая коммуникация».

Элементом теории массовой коммуникации стало понятие «публики», введенное  в эпоху возникновения средств  массовой коммуникации в работах  Г. Тарда, Ч. Кули, У. Липпмана и разработанное позднее Г. Блумером и Г. Лассуэлом.

Под публикой ими понималась такая  совокупность людей, которые, в отличие  от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс  их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь ставит действия публики в связь с  публичной формой осуществления  государственной власти).

[править]Основные психологические характеристики массовой коммуникации


Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:

1. Интерес, подpажание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов

2. Формирование ценностей, неявно  присутствующих в масс-коммуникативных  процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание

3. Идентификация, означающая эмоциональное  и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией

4. Восприятие, понимание, переживание,  запоминание, мотивация и ожидания  в механизме обращения аудитории  к СМК и т.д.

5. Убеждающее воздействие аудитории  коммуникантом (СМК)

6. Формирование интересов и стереотипов  массового сознания через установки

7. Создание коммуникатором (СМК)  условий для реализации феноменов  подражания и заражения в массовых  проявлениях

8. Формирование слухов с определенными  целями

9. Мотивация и активизация творческого  мышления в группе (корпоративной  среде)

Одной из важнейших социально-психологических  функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Развитие коммуникаций в современном  обществе включает в себя и такие  пpоцессы, в ходе котоpых инфоpмация не только пеpедается, но и искажается, может самопpоизвольно возpастать или угасать. Т. о. массовая коммуникация - это специфическая фоpма человеческого общения. Сpедства массовой коммуникации выступают вещественным, матеpиальным компонентом масскоммуникативного пpоцесса и всегда выpажают собой способ пеpедачи, сохpанения, пpоизводства и pаспpостpанения определенной информации и заложенных в ней ценностей (ценностных ориентаций).

Массовая коммуникация как социально-психологический  феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выpазить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.

На Западе массовая коммуникация исследуется  с девятнадцатого века в единстве социальных, психологических и др.аспектов ее воздействия на человека и общество. Наиболее интересны исследования социологии и психологии публичного восприятия при формировании посредством средств массовой коммуникации коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом. Также достаточно интересна психология формирования повседневного опыта массового общения. СМК

21 вопрос

Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивыхтоварно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием вмеждународном разделении труда[1][2].

В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран.

Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в  т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли — "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами.

По способу организации торговли различают особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, международные выставки и ярмарки.

Колоссальный рост средств сообщения — океанские пароходы, железные дороги, электрические телеграфы, Суэцкий канал — впервые создали действительно мировой рынок.

— Ф. Энгельс, 1894 г.

 

Содержание  

[убрать] 

  • 1 Мировой финансовый рынок
  • 2 Формы международных экономических отношений
  • 3 Субъекты международных хозяйственных отношений
  • 4 Примечания
  • 5 См. также

[править]Мировой финансовый рынок

В последние годы наблюдается существенное возрастание масштабов мирового финансового рынка. Если ранее мировой  финансовый рынок традиционно считали  входящим в структуру мирового рынка  ссудных капиталов, то в настоящее  время граница между ними становится менее отчетливой и строгой, поскольку  торговля финансовыми, а также производными финансовыми инструментами не может  в полной мере быть подведена под  категорию ссудного капитала.

Ссудный капитал, имея денежную форму, отличается не только от функционирующего капитала, но и от денег. Качественное различие определяется тем, что ссудный  капитал — это одна из форм самовозрастающей стоимости; деньги, будучи особым товаром, играющим роль всеобщего эквивалента, сами по себе не дают прироста стоимости. Количественное различие состоит в том, что масса ссудных капиталов превышает количество денег в обращении, так как одна и та же денежная единица может многократно выступать как ссудный капитал.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"