Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:40, шпаргалка

Краткое описание

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт
Структура семьи. семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Социо ответы.docx

— 92.35 Кб (Скачать файл)

Обычно под материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного  обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Понятие "духовная культура" используется для обозначения  сферы сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание, право, наука, искусство, литература, религия, идеология, мифология), можно определить духовную культуру как уровень развития человека и общества, отраженный в  созданных ими духовных ценностях, а также сам процесс творческой деятельности людей. Физические усилия позволяют обрести явлению культуры плоть, материализоваться. Духовные же усилия определяют стиль окультуривания действительности, вырабатывают меру, критерии культурности или некультурности человеческих действий.

Культура не может существовать вне общества, не опираясь на его  определенный экономический уровень  развития, на систему правовых норм. При этом ядром ее выступает духовная деятельность, воспроизводящаяся в  трех основных формах: наука, искусство, мораль.

Свой вклад в постановку проблемы культуры как социального  феномена внесли Э. Дюркгейм и М. Вебер.

Дюркгейм определил культуру как "коллективное, или общее, сознание". Последнее имеет, с его точки  зрения, специфические черты, превращающие это "сознание" в особую реальность: совокупность верований и чувств, общих в основном для одного и  того же общества.

Автор понимающей социологии М. Вебер считал, что "понять" поведение  социальных субъектов невозможно без  постижения переживаемого самим  субъектом "смысла" своего поведения. По Веберу, первичная реальность общества есть культура, которая может проявляться  как в социальных структурах типа семьи, государства, так и в духовных формах - религии, искусстве, науке. Культура, в отличие от технологической  цивилизации, эмоциональна, личностна, социально ориентирует субъекта. Вебер подчеркивал, что "предполагаемый смысл" реального поведения в  подавляющем большинстве случаев  самим действующим субъектом  осознается смутно или вовсе не осознается.

Говоря о концепциях культуры, нельзя обойти вниманием социально-психологическую  схему 3. Фрейда, согласно которой выделяются три уровня психики: "Оно" - сосредоточение бессознательного (инстинктов, влечений, вытесненных идей и образов), стремящегося вырваться из своих "подвалов"; "Я" - сосредоточение нашего сознания, осуществляющего функции подавления и сублимации бессознательного; "Сверх-Я" - сосредоточение совести, норм и ценностей, "представитель социума в психике". По Фрейду, культура - это динамическая система, выполняющая своего рода функцию обратной связи между личностью и обществом как по линии "бессознательное - сознательное - нормативно-ценностное - социально-поведенческое", так и в обратном направлении (корректировка поведения - переоценка ценностей, ревизия норм - вытеснение образцов и идей в бессознательное). С точки зрения Фрейда, сохранение прошлого в душевной жизни есть скорее правило, нежели исключение.

Выделим основные функции  культуры в обществе, которые совпадают  с классификацией основных типов  и форм человеческой деятельности:

- практически-преобразовательная - потребности человеческой практики  вызывают к жизни определенные  изменения культуры как условие  развития общества;

- познавательная - изучение  механизма взаимодействия культуры  и общества при помощи всех  форм развития культуры и в  первую очередь науки, накопление  и передача информации, поддержание  преемственности, исторической и  социальной памяти;

- ценностно-ориентационная - выработка норм, регулирующих социальное  поведение, включая политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные идеалы и стереотипы  поведения;

- коммуникативная - обмен  информацией, общение, выработка  общепринятых атрибутов поведения;

- функция социализации - включение личности в социокультурный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Социология как наука

Подобно тому как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения  реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с  философским подтекстом советах  по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" определяют, в частности, порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент  основ социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также "Политика" Аристотеля положили начало изучению отдельных  общественных институтов, в частности  государства, семьи, права. Эпоху Возрождения  по праву можно считать новым  этапом в развитии социальной мысли.. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень - вот далеко не полный перечень великих средневековых ученых, поднимавших проблемы человеческих отношений в обществе. Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеции, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах.

Можно назвать несколько причин этого, заключавшихся в подходах к изучению социальных проблем.Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом и способностью к обучению.

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено  в научный оборот французским  мыслителем Огюстом Контом в его  работе "Курс позитивной философии" (1842).

Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить  общество как структуру, т.е. не как  простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных  частей, взаимодействующих между  собой в строго определенных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении определить систему связей между отдельными частями структуры.

Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

В понятие социальной структуры  входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств  массовой информации.

Под условиями существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и  охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая  его функционирование и развитие.Развитие социологии показывает, что такой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом) дает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), социальных связей между такими единицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений, социальных институтов), а также динамики социальных структур (социальных изменений, процессов).

19. Социальные организации

В повседневной практике часто используется понятие "организация", причем в  него вкладывается самое различное  содержание. А.И. Пригожин дает три самых  распространенных значения термина "организация"

Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также координации усилий отдельных членов социальной группы.

Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, определенным образом связанных.

В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию.

Определение организации. Существует множество определений организаций, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели. Можно выделить четыре направления в определении организации:

1) В соответствии с теорией  К. Барнарда организация - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.

2) Это направление лучше всего  характеризует точка зрения Д.  Марча и Г. Саймона согласно которой организация - это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координирующую систему.

3) П. Блау и У. Скотт представляют третье направление в определении организации В этом определении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации - то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, обладать формальной структурой.

4) По мнению А. Этциони, организации - это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей.

Элементы организации. 1. Центральным элементом любой организации является ее социальная структура. социальная структура включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения, Эти отношения изменяются в результате обмена ресурсами и изменения характера их использования.

2. Цели.

1) Цели-задания - это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня.

2) Цели-ориентации - это совокупность целей участников, реализуемых через организацию.

3) Цели-системы - это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность.

3. Члены организации, или участники - важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определенным набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль.

4. Технология. Организация с точки зрения технологии - это место, где производится определенного вида работа, где энергия участников применяется для трансформации материалов или информации. Понятию "технология" приписывают обычно три значения. Во-первых, технология часто представляется как система физических объектов, составляющих организацию. Это могут быть станки, материалы, множительные средства, передающая и принимающая аппаратура и т.д. Вовторых, технология понимается в узком, "механическом" смысле. Автомобиль и радиоприемник различаются при этом только тем, что к ним по-разному приложена человеческая энергия; в отношении их совершаются разные действия, необходимые для их изготовления. В таком понимании технология - это физические объекты, соединенные с человеческой активностью. В-третьих, термин "технология" используется для обозначения совокупности того, что люди знают о процессах, протекающих и данной сфере функционирования организации.

5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром.


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"