Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:40, шпаргалка

Краткое описание

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт
Структура семьи. семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Социо ответы.docx

— 92.35 Кб (Скачать файл)

Известный американский психолог и  социолог Чарльз Кули поставил перед  собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью  отличия своего "Я" от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции  собственного "Я" происходит в  ходе длительного, противоречивого  и запутанного процесса и не может  происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я", основываясь  на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и  знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются  достаточно часто, более или менее  постоянно и разными людьми, то девушка в конечном счете ощущает  себя хорошенькой и действует  как красивое создание. Но даже хорошенькая  девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к  некрасивой. Это человеческое "Я", открывающееся через реакции  других, получило известность как  зеркальное "Я" Чарльза Кули, впервые  проанализировавшего процесс "Я"-открытия. Ч. Кули определил три стадии в  построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим  на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я". В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого".Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). В детских играх их участники принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мама, ты - папа, ты - ребенок). Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру (185, с. 140-141).

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3—4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного "Я" и степень социализации личности, это идентичность и самоуважение. Под идентичностью мы будем понимать ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей.

Чувство самоуважения также социально  обусловлено, Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых  для нее особенно важно. Если это  восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать  себя недостойным и неспособным.

Уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имели сходный групповой опыт? Потому, что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть один, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его.

Подводя итоги изложения данной темы, следует отметить, что процесс  социализации личности протекает в  основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как  ее оценивают другие. Для того чтобы  такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и  глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Социальные группы. Лидерство  в группе.

Социальная группа - это  объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой  деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными  или неформальными социальными  институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов  обособления.

Первичная - это, как правило, небольшая группа, члены которой  хорошо знают друг друга или большинство  из ее представителей. Такая группа оказывает весьма сильное влияние  на человека, входящего в ее состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга.

Вторичная группа более многочисленна  и может иметь в своем составе  одну или несколько первичных  групп.

Примером первичной группы является семья, группа ваших друзей и т. д. К вторичным группам  можно отнести коллектив курса  студентов, политическую партию, к которой  вы принадлежите, и др.

Большинство первичных групп, по мнению социологов, являются неформальными, а вторичных - формальными. Однако однозначность  оценок может послужить причиной ошибок в социальной диагностике  групп. Например, друзья с вашего учебного курса, являясь первичной группой, в то же время будут группой  формализованной.

Разные исследователи  выделяют различные характеристики групп. Но в этом многообразии есть и общие групповые черты, подчеркнутые Н. Смелзером

Во-первых, способ взаимодействия между ее членами: "члены группы не должны общаться с невходящими в группу в той же манере, что и со "своими", а том более это относится кпредставителям соперничающих групп".

Во-вторых, членство в группе определяет чувство принадлежности к ней. Часто это усиливается  и какими-либо внешними символами, например, у "металлистов" - огромным количеством  металла на одежде в виде цепей, значков, бляшек и т. д. Эта символика может  служить наряду с духовными факторами  группового единства дополнительным признаком  идентификации с точки зрения посторонних - "чужих". Следовательно, наряду с общими, характерными для  всех социальных групп показателями, существуют и специфические, отражающие характеристики определенного класса групп.

Классификация групп, как  правило, базируется на предметной области  анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного  группового образования.

В социологической литературе существует множество разнообразных  классификаций групп. Американский социолог Е. Юбэнк собрал и проанализировал типы классификаций групп, имеющих место в американской научной литературе.

Проведенный Юбэиком анализ позволил ему разработать семь основных признаков классификации:

на основе этнической или  расовой принадлежности;

на основе уровня культурного  развития;

на основе типов структуры, существующей в группах;

на основе задач и функций, выполняемых группой в более  широких общностях;

на основе преобладающих  типов контактов между членами  группы;

на основе различных видов  связей, существующих в группах;

на других принципах.

Разнообразие исследовательских  интересов делает невозможным описание всех имеющихся в научном обиходе  оснований классификации социальных групп. Однако наиболее репрезентативные группы необходимо рассмотреть. К таким  типам относятся "малые группы".

Малые группы

Признак группы состоит прежде всего в том, что изменение  одной части группы изменяет состояние  всех других частей.

Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют:

прямой или косвенный  контакт между составляющими  группу индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние;

наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;

внутригрупповую распределённость функций и социальных ролей;

общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;

определенную локализацию  в пространстве и устойчивость во времена.

Типы:

1)По связям: - Эмоциональная  группа

- Инструментальная группа

2)По характеру возд: -Первичная

-Вторичная

Референтная группа – реальная или условная соц общность с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, оценки которой он ориентируется в своем поведении

Характеристики:

Малая группа: 1.Сильно ориентированы  на групповые цели и действия, 2.Групповое  давление (контроль) постоянно, 3.Высокая  интеграция группы

Большая группа: 1.Рациональные действия, 2.Конформизм политики проводимый активной частью группы, 3.Групповое  давление очень редкое

Групповая динамика: Взаимодействие членов соц группы между собой; во время динамики возникает: лидерство, формируется общественное мнение, определяются методы и способы регуляии поведения каждого члена группы

Лидерство.

1.Постгероический лидер  (прямолинейный)

2.Героический лидер (действует  спонтанно)

Ответственный лидер –  выбран системой

Эффективный лидер – реальный лидер

Психологический – в определенной ситуации

Стили лидерства:

-авторитарный

-демократический

-стиль невмешательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Культура как  социальное явление

Культуру можно определить как уровень развития человека и  общества, отраженный в созданных  ими материальных и духовных ценностях, а также сам процесс творческой деятельности людей.

Спецификой социологического подхода к культуре является анализ взаимосвязи культуры с общественным развитием: со стадиями развития цивилизации, со сдвигами в формационном состоянии  общества, с этнической эволюцией, с  развитием отношений между всеми  основными социальными субъектами. При этом не только рассматривается  культура в целом, как единая система, но исследуется ее дифференциация, о условленная многообразием  форм социальной жизни - выделяются культуры различных социальных субъектов: культуры национальные, классовые, культуры разных поколений, разных типов поселений  и т. д.

Культура - целостное явление, образуемое из бесконечного многообразия входящих в него культур различных  социальных субъектов. При этом для  социологии особенно важны способы  взаимодействия, диалога или конфликта  этих "подкультур" внутри "большой" культуры. Анализ данной проблемы позволяет выделить два вектора в развитии отношений между культурами классов, этносов, поколений, полов, жителей города и деревни: в направлении к самоизоляции, обособлению и в направлении к сближению. Наиболее детально эти тенденции прослежены при исследовании современной социологией национальных культур, что нашло отражение в оформлении альтернативных социологических направлений - линейного эволюционизма и культурно-исторической школы.

На том или ином этапе  социокультурного развития может актуализироваться то одна, то другая подсистема внутри культуры. Но социологический анализ показывает, что все подсистемы необходимы и в этом смысле равноценны для развития культуры. Роль каждого этноса, каждого поколения, каждого класса в культуре непреходяща.

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам труда и способам окультуривания человеком действительности - физическому и умственному.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"