Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:40, шпаргалка

Краткое описание

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт
Структура семьи. семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Социо ответы.docx

— 92.35 Кб (Скачать файл)

Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличие  от них социальное действие - достаточно сложное явление. Любое социальное действие должно включать в себя; 1) действующее лицо; 2) потребность  в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие; б) результат действия.

Механизм совершения социального  действия. Социальные действия, о которых идет речь, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией. Мотивация - это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей Другими словами, мотивация - это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий,

Социологи различают два самых  общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией).

Проблематику социального  действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим  признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов  поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию  окружающих, ожидание этой реакции.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:

нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).

волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)

наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы: рассматривается как открытая система (т.е. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Адаптивная - биологический  организм

Личностная - усвоение ценностей  и норм

Социальная - совокупность соц. ролей (образцов поведения)

Культурная - усвоенные цели и идеалы

Концепция социального  обмена Хоманс

Основные идеи концепции  социального обмена:

В поведении человека преобладает  рациональное начало, которое побуждает  его стремиться к определенным выводам.

Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция")

Концепция символического интеракционизма Мид, Блумер

С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.

Личностное я - человек  может служить объектом для своих  действий.

Формирование значений - набор действий, в ходе которых  индивид замечает предмет, относит  его со своими ценностями, придает  ему значение и решает действовать  на основе данного значения.

Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.

С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения.

Концепция управления впечатлениями Гоффман

С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Девиантное поведение

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором  все его члены вели бы себя в  соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или  группы, которое не соответствует  общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать  самые разные формы. Преступники  из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - псе это  люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

Культурные и психические  отклонения. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.

.Индивидуальные и групповые отклонения. Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:

1) индивидуальные отклонения, когда  отдельный индивид отвергает  нормы своей субкультуры;

2) групповое отклонение, рассматриваемое  как конформное поведение члена  девиантной группы по отношению к ее субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Первичное и вторичное  отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Культурно одобряемые отклонения.

1. Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. 2. Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности.

3. Сверхмотивация. Мы часто и много говорим о высокой мотивации, но знаем о ней чрезвычайно мало. Безусловно, ее наличие у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми; неясно только, почему люди становятся высокомотивированными. Очевидно, что одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Так, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве; непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда III; Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников. 4. Личностные качества. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника или поэта.

5. Счастливый случай не сделает из дебила гения, но может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Был бы Наполеон императором, если бы не Великая французская революция?

Из современных теорий самой  разработанной считается теория В. Шелдона который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфным типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог и муху обидеть.

Р. Мертоном была разработана типология  поведения личностей в их отношении  к целям и средствам. Согласно этой типологии, отношение к целям  и средствам любой личности укладывается в следующие классы:

1) конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;

2) новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные средства);

3) ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого тина людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);

4) изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);

5) мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Общество как  система. Типология общества в  истории соц мысли

Общество существует независимо от сознания людей, оно является естественным историческим результатом который не выходит за рамки взаимоотношения людей.

2 подхода к исследованию  общества:

  1. Нормативистский – цели, источники, ценности в развитии общества
  2. Процедурный – механизмы функционирования общества

Признаки общества

-единая территория и  соц простраство

-Универсальность

-интегративность

-автономность

Общество как  соц система

1)Порядок, обусловленный  планомерным расположением частей (закономерный)

2)Совокупность принципов,  служащих основанием для осущ какого-либо задания

3)Совокупность частей, связанных  между собой общей функцией

4)Форма, которая способствует  устройству чего-либо

Эмерджентные свойства-характеристика соц систем, не поддающиеся контролю со стороны индивидов, даже когда эти характеристики явл совокупным результатом их же собственных действий , а также это условия соц среды, кот ограничивают то,что создается свободной волей людей.

Эффект эмерджентности или целостности реализуются в 4 формах:

1)Численность элементов  соц совокупности

2)Соц отношения между людьми

3)Состав соц совокупности находит своё выражение в различиях между элементами

4)Глобальные характеристики  инфраструктуры соц системы

Типы общества:

- Первобытное

-Рабовладельческое

- Феодальное

- Капиталистическое

- Коммунистическая формация

Позитивизм:

1)Общество собирателей - земледельцы или скотоводы

2)Аграрное общество и то и другое

3)Индустриальное 1765 паровой двигатель

4)Электрическое(постиндустриальное)

5)Информационное

Неокантианство:

Общество –спектакль

- Общество концентрированного  зрелища(тоталитарный режим)

- Общество диффузного  зрелища (буржуазная демократия)

- Общество интегрируемого  зрелища

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Социализация личности

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.

Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного "Я".

Обособление личности сначала от физического  мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать  различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина - это  папа, женщина - это мама. Продолжая  накапливать социальный опыт, ребенок  формирует образы различных личностей  и в том числе образ собственного "Я". Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного "Я" на основе постоянного  сопоставления себя с другими  личностями.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"