Шпаргалка по "Истории социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на экзаменационные вопросы по социологии

Вложенные файлы: 1 файл

1 семестр. ответы.docx

— 91.54 Кб (Скачать файл)

Психология народов охватывает 3 большие области и 3 основные проблемы, требующие специального психологического исследования – язык, мифы, обычаи, которые представляют собой «общие духовные явления, настолько тесно  сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого».

Задачи психологии народов: исследования ИХ взаимодействия и стремление психологически познать сущность духа народа и открыть законы, по которым  протекает его духовная деятельность.

Язык, мифы и обычаи –  есть непосредственный продукт творчества духа народа, они представляют сам  этот дух в его относительно еще  не затронутом индивидуальными влияниями  отдельных процессов исторического  развития виде. Они не зависят от индивидуального сознания и индивидуальных волевых актов – это сознание и воля испытывают на себе влияние  духа народа.

«Язык содержит в себе общую  форму живущих в духе народа представлений  и законы их связи. Мифы таят в себе первоначальное содержание этих представлений  в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Обычаи – возникшие  из этих представлений и влечений общие направления воли». Эти  элементы связывают индивидов определенным образом.

«Эволюция мифологических представлений  дает образец для анализа созданий индивидуальной фантазии, и история  обычаев освещает развитие индивидуальных мотивов воли».

25. Теория подражания. Жан Габриель Тард.

3 основных типа социальных  процессов: подражание, противоположение  и приспособление. Подражание –  самый главный социальный процесс  = гипнотизм. Распространял на  все сферы межличностных и  групповых взаимодействий. Типичное  – подражание низших слоев  высшим.

Подражание – основной объяснительный принцип всей жизни: как индивидуальной, так и общественной. Подражание – постоянное, всемирное  социальное явление. Продукт подражания – рост государства, экономическое  развитие, язык, религия и другие процессы социального мира. Все акты человеческой жизни совершаются  как следствие подражания. Последователи  делили его на взаимное подражание, подражание обычаям и образцам и  подражание идеалу.

Общество – это продукт  взаимодействие индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу  и усвоение ими верований, убеждений, желаний и намерений.

Толпа = публика = духовная, интеллектуальная общность. Личность получает возможность  самовыражения.

26. Психология  народов и масс. Гюстав Лебонн.

Работа «Психология толп».

  1. Важная роль толпы.
  2. Использование упрощенных лозунгов.
  3. Толпа (масса) – это большие группы людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых следовать куда угодно за своим лидером.

В толпе человек теряет индивидуальное мышление.

Виды ТОЛПЫ: однородная (классы, касты, секты) и разнородная (парламентские  собрания, уличная толпа).

Толпа – это разрушительная и рациональная бессознательная  сила, и поведением толпы управляет  «закон духовного единства толпы».

Черты толпы:

1. Зараженность общей  идеей.

2. Сознание неопределенности  собственной силы.

3. Утрата чувства ответственности.

4. Нетерпимость.

5. Восприимчивость к внушению.

6. Предрасположенность к  импульсным действиям.

7. Готовность к бездумному  следованию за лидером.

8. Неспособность обдумывать.

9. Отсутствие рассуждения  и критики.

Происходит деперсонализация (расстройство самосознания, чувство  изменения своего «Я») и деиндивидуализация (люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой) => «Закон духовного единства в толпе».

2- Расовые проблемы.

Коллективная душа.

Раса (нация, народ) – определенные моральные и интеллектуальные психологические  способности, составляющие то, что называют национальным характером.

Душа – то бессознательное, что толкает на действия. Душа расы управляет всей эволюцией народа, душа толпы – ее поведением.

4 группы рас:

- Первобытные (те, которые  остановились на эпохе животной  первобытности)

- Низшие (чернокожие, так  как существуют только зачатки  цивилизации)

- Средние (китайцы, японцы, семитские народы; создали высший  тип цивилизации)

- Высшие (только индоевропейские;  способность к великим открытиям  в сфере науки, ультуры, промышленности) + отличаются характером и умом.

Черты – настойчивость, энергия, способность владеть собой, нравственность.

Фундамент социальной революции  – не разум, а эмоциональная сфера  психической жизни (чувства и  верования). «Психологические черты  рас обладают большой устойчивостью, и из этих черт вытекает история  народов».

27. Психические  факторы цивилизации. Л. Уорд.

Работа «Психические факторы  цивилизации» - Уорд пытается раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и обосновать тем самым психологические механизмы  общества. «Суть силы заключается  в умственной природе индивидуальных членов общества». В качестве изначальной  причины деятельности любого субъекта выступают его желания. Желания  людей – «всепроникающий и  весь мир оживляющий принцип… пульс  природы, главная причина всякой деятельности». Первичные желания  – удовлетворение потребностей в  пище, тепле, продолжении рода и т. п. Сложные желания – в творческой деятельности, гражданской свободе, моральны, эстетические и религиозные  желания. Желания людей порождают  их волю – динамический двигатель  общества. Желания и воля – это  природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества. Эти силы действуют  непроизвольно, они не контролируются людьми. Люди действуют в заданном направлении и лишь потом осмысливают свои поступки. Но очень важно осознавать желания, чтобы хоть как-то управлять своими действиями в соответствии с требованиями цивилизации. В качестве основного носителя коллективных стремлений и целей – государство. 
Т. К. действия людей осуществляются в их взаимном общении, они являются социальными действиями. Действующий в обществе человек выступает как социальное существо => Проблема законов и принципов социальных действий людей. Эти законы выступают как законы социальной деятельности людей и человеческой эволюции. Они осуществляются под влиянием психологических сил – человеческих желаний и воли, которые Уорд называет основными психическими факторами цивилизации. Сознательное воздействие на них позволяет придать развитию общества социально направленный характер, совершенствовать его в интересах большинства людей.

28. Коллективное  сознание рода. Франклин Гиддингс.

Ввел понятие «сознание  рода» - чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим. «Первичный элементарный субъективный факт в обществе есть сознание рода. Под этими словами подразумевается  такое состояние сознания, в котором  всякое существо, какое бы место  оно не занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим  к одному роду с собою». Именно сознание рода делает возможным осмысленное  многомерное взаимодействие разумных существ и одновременно сохраняет  индивидуальные особенности каждого  из них, так как только сознание рода отличает социальное поведение от чисто  экономического, политического и  чисто религиозного поведения. Общество следует рассматривать как союз, организацию, сумму внешних отношений, связывающих вместе соединившихся  индивидов.

+ Общество есть психическое  явление, обусловленное физическим  процессом.

В обществе есть 2 основных типа сил: «волевой процесс» и силы «искусственного  отбора как сознательного выбора». Социальные силы – влияние на индивида группы или общества => Достижение групповых целей любого характера (пример – общественное мнение и  законодательство) => Социальный процесс  – это взаимодействие сознательных мотивов, волевой ассоциации и физических сил.

В общественном развитии действуют 2 силы – сознательная и бессознательная => главные факторы эволюции –  объективно-природные и субъективно-психологические.

Сознание рода, подобно  коллективному разуму, управляет  и создает стабильность в обществе. Все действия индивида мотивированы сознанием рода, а любой социальный конфликт можно рассматривать через  призму рода.

29. Общность и  общество. Фердинанд Тённис.

Социология изучает различные  формы социальных связей между индивидами (связанность людей). Т. е. происходит исследование взаимозависимости и  взаимодействия людей. Например, обмен  – простейший случай социальной связанности. «Если всякую взаимную деятельность понимать как обмен, то очевидно, что  любая совместная жизнь также  есть беспрерывный обмен взаимной деятельностью  и взаимным содействием».

2 типа связей и 2 типа  общества: общинные (общностные) и общественные.

1. Общностные связи обуславливаются  такими психологическими характеристиками, как душевная близость, склонность  людей друг к другу, наличие  эмоций, привязанности, личных переживаний.  Этот тип отношений свойственен  патриархально-феодальным обществам.  Эти отношения включают в себя  родовые отношения, отношения  соседства и дружбы. В общине  доминируют чувства, инстинкты.  Община выступает как неформальная  социальная группа.

2. Общественный связи  – присущи характеристики рационального  плана: обмен, торговля, выбор. 

тот тип отношений свойственен  капиталистическим обществам. Общественные отношения имеют вещную природу  и строятся в рамках принципов  и структур рациональности. В обществе превалируют расчетливый разум, механические рациональные отношения. Общество – это совокупность неформальных групп.

30. Эволюция морали. Эдвард Вестермарк.

Анализируя мораль в целом, Вестермарк пришел к выводу, что все человеческие отношения определяются моральными импульсами, суждениями и правилами, вытекающими из базовых инстинктов и эмоций, созданных наследственностью, В частности, центральное место в его системе занимает чувство симпатии, чувства одобрения и неодобрения как конкретные акты, переживаемые в терминах симпатии. К числу первично значимых чувств он относит также благодарность и обиду. Для человека как вида они имеют ценность как значимые для биологического выживания. Сами по себе они неморальны, но они становятся моральными по мере того, как общество постепенно признает и санкционирует типы поведения, к которым они относятся. Тем самым они приобретают качества всеобщности, объективности, безличности.

Моральные идеи, лежащие  в основании всех социальных институтов, вводят в жизнь и регулируют определенные типы поведения. В конечном счете они основываются на фундаментальных инстинктивных предрасположенностях человека, соответствующих эмоциях одобрения и неодобрения, благодарности и обиды и его способности и симпатии. Возникновение и формирование моральных идей (или санкций) — это в действительности процесс институализации. Институализация как установление общественного порядка, как создание системы морали есть в действительности и по существу моральный процесс.

31. Эволюция и  цель. Леонард Хобхауз.

32. Буржуа и  капитализм. Вернер Зомбарт.

Капиталистическая цивилизация  – не промежуточный исторический этап, а феномен.

Страсть к богатству и  наживе присуща большинству людей  всех времен и народов. Буржуазные натуры наличествуют в любой человеческой популяции. Требуется провокация для  активации буржуазного духа. Зомбарт пришел к выводу, что семя буржуазности в человеческом обществе заложено самой природой – ее либо нет, либо она есть. Так же, как и другие инстинкты, буржуазность передается по наследству. И ничто не способно вбить ее в человеческую особь. Корни теории – развитие капиталистических идей в зависимости от инстинктов человека к обеспечению себя достатком => безбедное существование.

Книга «Буржуа: этюды по истории  духовного развития современного экономического человека».

1 - Развитие капиталистического  духа в истории человечества.

Буржуазная натура складывается из предпринимательского инстинкта (активное начало) и мещанских добродетелей (пассивное начало). Буржуазным натурам  противостоят эротические натуры, которые  всячески сопротивляются капиталистическому укладу жизни.

Возникновение капитализма: капиталистический предпринимательский  дух + мещанский дух, философия, религия, нравственность, переселения народов  и т.д.

Предпринимательский дух  – из жажды денег и предприимчивости (насилие, героизм, авантюризм, страсть  к приключениям).

Мещанский дух – склонность к рационализации, умеренности, трудолюбию, благоразумию, деловитости. 
Существо предпринимательского духа связано с типами завоевателя, организатора и торговца. Существует 6 типов: разбойники, феодалы, государственные чиновники, спекулянты, купцы, ремесленники. Носители буржуазного духа наконец учредили капитализм (на бирже). Голландия, 16 век – первая финансовая пирамида, тюльпанная горячка => выявление носителей буржуазного духа => капиталистическое предпринимательство.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории социологии"