Формирование ответственного родительства у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- анализ анкетного опроса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………5

§1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…..5
§1.2 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»……………………………………………………………………...14
§1.3 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству…………………………………………..18

§1.4 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства……………………………………………………….22
§1.5Подготовка подростков к семейной жизни и осознанному родительству..27

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..35

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………36
§2.1 Организация и методы исследования……………………………………..36

§2.2 Результаты и анализ опроса подростков по проблеме готовности к осознанному родительству……………………………………………………....38

Выводы по 2 главе………………………………………………………………..43

Заключение………………………………………………………………………..45

Список использованной литературы…………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая 3 курс.docx

— 93.33 Кб (Скачать файл)

При организации деятельности социальных служб для молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Репродуктивное здоровье является важнейшей частью общего здоровья и занимает центральное место в развитии человека. Оно касается каждого. Оно касается личных и в высшей степени ценных аспектов жизни. Являясь не только отражением здоровья в детском и подростковом возрасте, оно также создает основу для обеспечения здоровья по прошествии репродуктивных лет жизни, как женщин, так и мужчин, и определяет последствия, передаваемые от поколения к поколению.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех аспектах, касающихся репродуктивной системы, ее функцией и процессов.

Сегодня в России сложилась тяжелая ситуация с репродуктивным здоровьем молодежи. По мнению специалистов, основными причинами такого положения являются: полная безграмотность наших детей в вопросах межличностных отношений, охраны репродуктивного здоровья, ответственного родительства, а также несостоятельность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком. К сожалению, приходится признать, что рост сексуальной активности молодежи — это реальность. Как следствие этого катастрофически увеличивается число болезней, передаваемых половым путем; отмечается значительное число подростковых беременностей, исходом которых являются аборты или юное материнство, зачастую приводящее к отказу от детей и социальному сиротству. Неподготовленность молодежи к семейной жизни, несформированность семейных ценностей впоследствии приводят к большому числу разводов. [2; с.48]

В целях оказания государственной поддержки социально незащищенных слоев населения введены в действие президентские программы. 
Однако, несмотря на то, что государством затрачиваются значительные средства на создание благоприятных условий для воспитания здорового подрастающего поколения, здоровье и физическое состояние молодежи существенно не улучшается.

Существенную роль в решении проблемы по охране репродуктивного здоровья молодежи играют общественные организации.

Их основные задачи:

1)формирование у молодежи ответственного отношения к своему здоровью, в том числе репродуктивному; 

2)повышение информированности подростков по вопросам пола и тех изменений, которые происходят с ними в подростковый период; 

3)обучение навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений; 

4)формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству; 

5)формирование ответственного сексуального поведения, отрицательного отношения к раннему началу половой жизни.

6)помощь в осознании своих обязанностей и ответственности по отношению к себе и окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

 

 Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что осознанное родительство включает в себя:

1.Активную жизненную позицию, постоянное саморазвитие, ответственность за свою жизнь, ЗОЖ.

2.Бережное отношение к семье и своей роли в ней.

3.Осознанное зачатие и подготовку к нему.

4.Здоровую и счастливую беременность.

5.Подготовку к родам, отношение к ним как к чуду, и при этом как к абсолютно естественному процессу. Получение необходимых знаний, установок, эмоций.

6.Роды в спокойной и защищённой обстановке, вероятнее всего, не в роддоме.

7.Минимальное количество (а лучше полное отсутствие) медицинских вмешательств.

8.Наличие духовной акушерки.

9.Внимание к таким «мелочам» как, например, перерезание пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения и т.п.

10.Осознанный подход к физическому уходу и развитию ребёнка – от прививок, кормления, «высаживания» на горшок до закаливания, плавания с рождения, физических игр и частого пребывания на свежем воздух.

11.Активное влияние на пространство, в котором живёт ребёнок – экология, круг общения, информационная среда и т.д. и т.п.

12.Осознанный подход к обучению и воспитанию: собственный пример, выбор видов обучения (точно ли нужно отдавать ребёнка в школу, какие предметы и как изучать и т.д.).

 

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ

 

 

§2.1 Организация и методы исследования

 

Исследование проблемы осознанного подхода к родительству изучалось в период с 10 по 15 ноября 2013 года у учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы №10 в г. Ревде. В опросе приняли участие 15 человек.

Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.

Задачи исследования: 

1)осуществить анализ проблемы подготовки подростков к выполнению родительских обязанностей при помощи литературных источников.

2)охарактеризовать роль семьи как фактора первичной социализации в подготовке к будущему родительству. 

3)экспериментально изучить готовность подростков к выполнению обязанностей родителей на примере учеников школы.

4)проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты изучения мнения школьников.

Предмет исследования: представления подростков об осознанном родительстве.

Объект исследования: отношение подростков к родительской роли.

Методы исследования: 

-теоретический анализ  литературы;

- беседа;

- анкетирование;

- анализ анкетного опроса. 

Респондентам были предложены следующие вопросы: 

1.Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?

2.С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?

3. Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?

4.Хотели бы Вы пройти обучение по программе «Ответственное родительство»?

В конце опроса в личной беседе с четырьмя сшкольниками были получены их ответы на вопрос «Что такое сознательное родительство?» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2 Результаты и анализ опроса подростков по проблеме готовности к осознанному родительству

 

Обработав результаты анкетирования, мы получили следующие результаты.

Результаты ответов по первому вопросу «Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?» представлены в таблице 1. 

 

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос «Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?»

 
Варианты ответов

 
Количество ответов

 

 

 

 
Чел.

 

 
%

 
Подготовка необходима

 
9

 

 
60

 

 
Подготовка не нужна

 
6

 

 
40

 


 
           Как видно из таблицы, большинство респондентов отмечает необходимость подготовки к ответственному родительству. Школьники отмечают, что подготовка к родительству является необходимой для населения (60%). Остальные считают. Что подготовка к родительству не нужна (40%).

 Мы можем объяснить  это тем, что в школе ещё не  все ученики 8-9 классов задумываются о создании семьи и воспитании детей. 

 

Результаты опроса по второму вопросу «С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?» представлены в таблице 2.  
 
Таблица 2

  Ответы респондентов на вопрос: «С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?»

 
Варианты ответов

 
Количество ответов

 
Чел.

 
%

 
Вообще не нужно начинать

 
6

 
40

     

В 5-7 классах

 
-

 
-

 
В 8-9 классах

 
8

 
53,3

 
В 10-11 классах

 
1

 
6,7


 

Как видно из таблицы 2, респонденты видят наиболее оптимальное время начала подготовки к ответственному родительству с 8-9 класса (53,3%), чуть меньший процент респондентов отмечает, что подготовку вообще не нужно начинать. В беседе испытуемые указывали, что на разных возрастных этапах и в разных образовательных учреждениях содержание этой подготовки должно отличаться и соотноситься с возрастом и особенностями человека.

Ответы респондентов на третий вопрос – «Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?» представлены в таблице 3.  
 
Таблица 3 
           Ответы респондентов на вопрос: «Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?»

 
Варианты ответов

 
Количество ответов

 
 

 
Чел.

 
%

 
Семья

 
7

 
46,7

 
Образовательное учреждение

 
2

 
13,3

 
Никто не должен готовить

 
6

 
40


 
           В результате опроса было установлено, что испытуемые отмечают значение семьи в подготовке человека к ответственному родительству (46,7%). Также значительная часть респондентов указывает, что школа, а именно педагоги, могут оказать профессиональную помощь школьнику в подготовке его к родительству (13,3%). Большой процент респондентов указывает, что готовить человека к родительству вообще никто не должен.

 

Результаты опроса респондентов по вопросу «Хотели бы Вы пройти обучение по программе «Ответственное родительство»?» представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Ответы респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы пройти обучение по программе: «Ответственное родительство»?»

 
Варианты ответов

 
Количество ответов

 
 

 
Чел.

 
%

 
Хотят пройти обучение

 
9

 
60

 
Не хотят пройти обучение

 
6

 
40


 
             Как видно из таблицы 4, большой процент школьников(40%) заинтересован в обучении, что мы можем объяснить педагогической направленностью их обучения и возрастными особенностями. Не желают пройти обучение 6 респондентов (40%). Незаинтересованность подготовкой они обозначили тем, что им не нужно проходить обучение, т.к. они «сами все прекрасно знают».

 

Так же испытуемым был задан вопрос: «Что такое сознательное родительство»?

Вот некоторые высказывания нынешних школьников:

1)Ольга П.: «Для меня сейчас этот вопрос не актуален, но все-таки я попробую высказать свои мысли на эту тему.

Прежде всего мужчина и женщина должны вдвоем осознавать и хотеть ребенка именно друг от друга и тщательно к этому готовиться. Как? Я думаю, нет, я уверена, без брака и доверительных отношений это невозможно. Родить ребенка — это труд для обоих, и относиться к нему как к развлечению нельзя ни в коем случае!»

2)Ирина Щ.: «Сознательное родительство — это понимание и трезвое отношение к ребенку, готовность всегда быть с ним и нести ответственность.

Сознательные родители должны суметь обеспечить нормальную жизнь ребенку».

3)Андрей А.: «Сознательное родительство — это когда два человека, любя друг друга, хотят иметь ребенка, планируют его появление и воспитание. Прилагают все усилия для того, чтобы беременность проходила нормально, без влияния вредных факторов. Уже с момента зачатия начинают искренне любить его. Таким образом, к родительству нужно подходить с полной уверенностью, что они хотят быть родителями!»

4)Олег Ш.: «Родительство должно быть осознанным. Молодые люди должны понимать, что родительство — это большая ответственность и возлагает огромные обязанности. Ребенок должен быть желанным, поэтому будущим родителям стоит об этом заранее задуматься».  
 

Информация о работе Формирование ответственного родительства у подростков