Формирование ответственного родительства у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- анализ анкетного опроса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………5

§1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…..5
§1.2 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»……………………………………………………………………...14
§1.3 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству…………………………………………..18

§1.4 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства……………………………………………………….22
§1.5Подготовка подростков к семейной жизни и осознанному родительству..27

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..35

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………36
§2.1 Организация и методы исследования……………………………………..36

§2.2 Результаты и анализ опроса подростков по проблеме готовности к осознанному родительству……………………………………………………....38

Выводы по 2 главе………………………………………………………………..43

Заключение………………………………………………………………………..45

Список использованной литературы…………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая 3 курс.docx

— 93.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………5

 

§1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…..5

§1.2 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»……………………………………………………………………...14

§1.3 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству…………………………………………..18

 

§1.4 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства……………………………………………………….22

§1.5Подготовка подростков к семейной жизни и осознанному родительству..27

 

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..35

 

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………36

§2.1 Организация и методы исследования……………………………………..36

 

§2.2 Результаты и анализ опроса подростков по проблеме готовности к осознанному родительству……………………………………………………....38

 

Выводы по 2 главе………………………………………………………………..43

 

Заключение………………………………………………………………………..45

 

Список использованной литературы…………………………………………...47

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

Приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации на современном этапе является повышения роли семьи и ответственности родителей в воспитании детей, подготовка молодежи к семейной жизни. 

В связи с этим перед системой образования стоит задача формирования соответствующей системы ценностей у подростковой молодежи, обеспечение в их глазах престижа, положительного имиджа семьи, в том числе, многодетной, приемной и опекунской; формирование идеала стабильного, официально зарегистрированного брака; воспитание ответственного родительства с юных лет. В этих условиях образовательные учреждения призваны осуществлять не только подготовку специалистов, но и готовить обучающихся к вступлению в законный брак, созданию здоровых семей, умелому воспитанию детей. Образовательные учреждения могут и должны стать важным звеном в социальной политике государства в отношении укрепления семьи, способствовать подготовке студентов к семейной жизни и выполнению функций родителей. 

Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно приобретают новую роль - родителей. Принятие родительской роли происходит раз и навсегда. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы реализации родительства в паре со своим супругом (супругой) формируются под влиянием самых различных факторов. В литературе теоретическое рассмотрение факторов специализировано и несистемно в плане родительства в целом. 

Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для индивида. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Однако при относительно активной разработке отдельных проблем материнства отцовство является практически неизученным. То же необходимо отметить и по отношению к родительству в целом - в науке нет четкого определения родительства, нет обоснования этого феномена с психологической точки зрения, за исключением исследования этнографического аспекта родительства .

Кроме этого, актуальность исследования педагогических условий совершенствования подготовки подростков к семейной жизни определяется такими обстоятельствами, как: 

- тенденцией превращения  семей в смешанные, где один  из родителей для ребенка (детей) является не родным;

- слабым использованием  педагогическими коллективами форм, методов, приемов и средств воздействия на мотивационную сферу обучающихся и актуализацию у подростков потребности к созданию семей; 

Все это обусловило актуальность темы нашего исследования.

Объект исследования: отношение подростков к родительской роли.

Предмет исследования: представления подростков о родительстве.

Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.

Методы исследования: 

-теоретический анализ  литературы;

- беседа;

- анкетирование;

- анализ анкетного опроса. 

      Задачи исследования: 

     1)рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;

     2)осуществить анализ проблемы подготовки подростков к выполнению родительских обязанностей при помощи литературных источников;

     3)охарактеризовать роль семьи как фактора первичной социализации в подготовке к будущему родительству;

    4)экспериментально изучить готовность подростков к выполнению обязанностей родителей на примере учеников 8 - 9 классов;

    5)проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты изучения мнения подростков.

База исследования: ученики 8 – 9 классов средней школы №10 в г. Ревде.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ

 

 

§1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

 

Подростковый возраст (10-11 – 15-16 лет) характеризуется значительными физическими и анатомо-физиологическими изменениями организма ребенка.

Важнейшим биологическим процессом подросткового возраста является половое созревание, оказывающее огромное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Развиваются половые органы, вторичные половые признаки (изменение тембра голоса у мальчиков, формирование молочных желез у девочек, рост волос на теле).

Половое созревание вносит много нового в жизнь подростков. Во-первых, это является одним из источников возникающего чувства взрослости. Во-вторых, половое созревание стимулирует интерес к своей внешности, поведению. В-третьих, наконец, пробуждается интерес к противоположному полу, появляются новые чувства, переживания, в норме и проявление первой любви. В-четвертых, появляется интерес к сексуальной, эротической продукции, что необходимо контролировать взрослым[27, с. 460].

Следует отметить, что как в физическом развитии, так и половом созревании существуют заметные индивидуальные различия в возрасте их начала и завершения. Отклонения от групповых норм в темпах развития и физического облика являются источником беспокойства для многих подростков и могут снизить их самооценку. Например, если у некоторых мальчиков половое созревание может завершиться к 13,5 годам, то у других оно может продолжаться до 17-летнего возраста и даже дольше. У одних девочек развитие груди может начаться уже в 8-летнем возрасте, а у других – только в 13 лет. Возраст менархе может колебаться от 9 до 16,5 лет.

Нормальные временные вариации пубертата тесным образом связаны с генетическими факторами и фактором питания.

Важные физические изменения имеют определенные психологические последствия. В процессе физического созревания дети становятся все больше похожими на взрослых, на них иначе начинают реагировать другие люди, они сами начинают иначе к себе относиться.

Центральным событием для девочки в возрасте пубертата является начало менструаций, с которым сопряжен ряд психологических изменений. После менархе девочки начинают лучше чувствовать собственное тело, у них повышается уровень самосознания, социальной зрелости, репутация среди сверстников. Однако возможно и ухудшение отношений с родителями. Непосредственно после менархе повышается конфликтность взаимоотношений с матерью. Эта конфликтность постепенно угасает, но ей на смену приходит большая межличностная отчужденность. Но эта отчужденность является необходимым условием возникновения автономности личности.

Для мальчика центральным событием становится первая эякуляция и внезапное половое возбуждение, которое в период пубертата наступает особенно легко, спонтанно. Хотя для мальчиков эрекция как признак половой потенции является предметом гордости, у них может вызвать тревогу и смущение то, что кто-то может заметить их неспособность контролировать эту реакцию. Они могут избегать танцев, ответов у доски, начинают задумываться о том, есть ли у других мальчиков та же проблема неумения контролировать эрекцию.

Как и у девочек, у мальчиков пубертат связан с психологическими изменениями. Половое созревание сопряжено у них с повышением конфликтности в отношениях с родителями и дистанцировании от них. Эта конфликтность наиболее заметна в средний период пубертата и сначала затрагивает отношения сына и матери; конфликтность с отцом возникает позже.

Перед началом и во время полового созревания некоторые мальчики страдают синдромом страха раздевания (на уроках физкультуры, в спортивных секциях и т.п.). Поскольку все развиваются с разной скоростью, то облик тела разный, что и вызывает у некоторых застенчивость и стыд своего тела.

Раннее и позднее созревание у мальчиков и девочек имеет свои различия. Так, рано созревающие мальчики, как правило, являются более успешными в общении со сверстниками и в других видах деятельности. Они более ответственны, общительны, склонны к сотрудничеству; однако они более конфликтны, озабочены производимым впечатлением. Поздно созревающие мальчики менее уравновешенны, более напряжены, обидчивы. Им чаще свойственны тревожность, импульсивность, стремление командовать другими и находиться в центре внимания. Поздно созревающие мальчики менее популярны среди сверстников.

В отношении девочек исследования показывают, что раннее созревание оказывает преимущественно негативное влияние на девочек. Они менее довольны своим телом, т.к. они становятся крупнее и полнее своих поздно созревающих сверстниц. Также они более подвержены стрессу, более беспокойны, капризны и раздражительны, а также менее популярны среди своих сверстниц. Они хуже учатся, чаще наблюдается нарушение поведения в школе, преждевременное сексуальное поведение и ранние браки. Учебная деятельность, которая являлась ведущей в младшем школьном возрасте, требует, чтобы ребенок постоянно находился во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

В тоже время физическое развитие, а также и прогрессирующее психическое развитие приводят ребенка к изменению его внутренней позиции. Позиция («позиция школьника»), с которой ребенок вошел в школьную жизнь, и которая характеризовала не только его отношение к учению, но и всю систему взаимоотношений с окружающей действительностью, начинает расшатываться, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять и его психическую жизнь, и его поведение. В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к 11-12 годам формируются новые интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию. Реализоваться же эта позиция уже не может в школьной жизни[3, с. 524].

Естественно, что находясь в новой социальной ситуации развития, в среде сверстников, ребенок вступает в общение. Оно в подростковом возрасте называется интимно-личностным и является ведущим видом деятельности подростка.

Именно в такой социальной ситуации и благодаря такому типу деятельности ребенок начинает осваивать нормы социального поведения, нормы морали. В этот период, как правило, учебная деятельность для подростка отступает на задний план.

Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей (но не ведущей), в деятельность общения. Обухова Л.Ф. говорит об этом так: «Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое занимает ребенок внутри коллектива, становится важнее оценки учителя»[27, с. 460].

Важно еще раз обратить внимание на то, что с самого начала подросткового возраста ребенок стремится быть похожим на взрослых. Это еще одна особенность социальной ситуации, которая существенно влияет на систему взаимоотношений подростков со взрослыми. С этой особенностью и с этим стремлением тесно связана следующая характеристика подросткового возраста – становление как управляемого процесса подражания в развитии личности. Подражание начинается с подражания внешним атрибутам взрослости, а заканчивается формированием личностных качеств взрослого человека (для девушки – черты женственности, для юноши – мужественности).

Как определить, что ребенок уже начинает «казаться быть взрослым», у него появляется чувство взрослости? Показателями этого чувства являются:

1. Возникновение требований у подростка, чтобы к нему относились как к взрослому, выполнять какую-то роль в семье.

Информация о работе Формирование ответственного родительства у подростков