Формирование ответственного родительства у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- анализ анкетного опроса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………5

§1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…..5
§1.2 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»……………………………………………………………………...14
§1.3 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству…………………………………………..18

§1.4 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства……………………………………………………….22
§1.5Подготовка подростков к семейной жизни и осознанному родительству..27

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..35

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………36
§2.1 Организация и методы исследования……………………………………..36

§2.2 Результаты и анализ опроса подростков по проблеме готовности к осознанному родительству……………………………………………………....38

Выводы по 2 главе………………………………………………………………..43

Заключение………………………………………………………………………..45

Список использованной литературы…………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая 3 курс.docx

— 93.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

Таким образом, проведенный опрос мнения школьников по проблеме подготовки подростков к ответственному родительству, позволяет сделать следующие выводы: 

1. Респонденты отмечают важность и необходимость подготовки к родительству. Студенты отмечают, что подготовка к родительству является необходимой для населения (60%). 

2. Наиболее оптимальное время начала подготовки к ответственному родительству, как отмечают испытуемые, - 8-9 классы школы. В возрасте 14-16 лет дети ориентированы на общение с противоположным полом, задумываются о ценностях семьи и более четко формулируют для себя образ своей будущей семьи. В средних и высших профессиональных учреждениях нужно продолжать проводить подобного рода работу. 

3. Респонденты (46,7%) уверены в том, что подготовкой к родительству должна заниматься семья, родители. Помощь семье в этой работе могут оказать специалисты, сопровождающие семьи: психологи, педагоги, социальные работники.

4. Испытуемые отмечают необходимость разработки программы подготовки подрастающего поколения к семейной жизни «Ответственное родительство».

5. Наиболее целесообразным является построение единой программы подготовки к ответственному родительству, которая будет охватывать все возрастные этапы от дошкольного периода до юношеского возраста и учитывать специфику обучения и воспитания ребенка в разных образовательных учреждениях. 

6. Программа подготовки к родительству должна реализовываться в образовательных учреждениях, при определенной поддержке психологических центров и центров помощи семье и детям. Семья, субъекты семейной системы должны подключаться к процессу подготовки детей к родительству на всех его этапах. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Родительство с позиции научных исследований рассматривается как сложная психологическая система. 

Родительство — это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.

Таким образом, можно предположить, что в развитой форме сознательное (или осознанное) родительство включает в себя:

    1. Семейные ценности.
    2. Родительские установки и ожидания.
    3. Родительское отношение.
    4. Родительские чувства.
    5. Родительские позиции.
    6. Родительскую ответственность.
    7. Стиль семейного воспитания.

           По-настоящему сознательные родители хотят видеть своего ребенка здоровым, умным, счастливым. Все это, как известно, закладывается в самом начале жизненного пути: с момента оплодотворения яйцеклетки, а фактически значительно раньше, ведь в основном родители передают детям то, что имеют сами. Поэтому рождение ребенка и его воспитание требуют осознания родительской ответственности и определенной грамотности, без которой эта ответственность не может быть реальной.

И как часто, когда улеглись первые эмоции от осознания перспективы скорого рождения ребенка, родители обнаруживают, что совершенно не знают, как быть родителями. Даже если они и понимают свою ответственность, элементарной грамотности не хватает.

К сожалению, в нашей культуре фактически отсутствует такая важная часть, как сознательное родительство, а тем более та ее часть, которую можно назвать перинатальной культурой (т.е. культурой проведения беременности, родов и воспитания младенца). Этой областью знаний сейчас преимущественно занимается медицина. Именно цепочка женская консультация — родильный дом — детская поликлиника становится общепринятым путем, которым на свет появляется новая жизнь. Именно там восполняются пробелы в родительской грамоте.

Однако ни современная медицина, ни новейшие лекарства в конечном итоге не прибавят здоровья и счастья молодой семье и их потомству.

Новое поколение уже задумывается о сознательном родительстве. 

Учить родительству нужно начинать уже с детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

           1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004, — 244с. 

2. Богданова, Е.А. Охрана здоровья девочек и девушек–основа репродуктивного здоровья женщин/Е.А. Богданова, М.И.Кузнецова,О.Г. Фролова// Акушерство и гинекология.– 1992.- № 5.– С. 48.

3. Болотова А.К., Молчанова О. Н. Психология развития. – М.: ЧеРо, 2005

4. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: Учебник для студентов вузов/С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова.-М.:"Гардемарин", 2006

5.  Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – М., 1998

6. Дорошкевич, М.П. Основы валеологии: Учебное пособие/ М.П. Дорошкевич,Д.М. Муравьева.-Мн.:"Вышейшая школа",  2003

7. Ермолаева М. В. Психология развития. – М.: МПСИ; Воронеж: издательство НПО «МОДАК», 2009

8. Ивуть Н. Недетские проблемы детей/ Н. Ивуть// Региональная газета. – 2011. – 2 февраля. – С. 9.

9. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991 – 128с.

10. Кон И. С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 2003

11. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1989

12. Корегин А. Я., Корегина Е. П. Секс нашей культуры. – К: МП «Радуга»,1993

13. Костиков В. Чем опасен слишком ранний секс/ В. Костиков// АиФ. – 2010. – 26 марта. – С. 6.

14. Красноярова М. В. Практика социально-педагогической поддержки материнства девочек-подростков/ М.В. Красноярова// Педагогика – XXI: материалы международной научной конференции. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010

15. Крукс Р., Баур. К. Сексуальность. – М.: Мир, 2002

16. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни молодежи: Пособие для кураторов и преподавателей высших учебных заведений/Р.И. Купчинов.-Мн.:УП" ИВЦ Минифина",2004.-211с. Курбатова, В.И. Социальная работа/ В.И. Курбатова.- Ростов н/Д.:"«Феникс»,1999.-576с.

17. Леонтьев А.А. Психология общения. – М, 2001

18.  Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005

19.  Мастерс У. Г., Джонсон В. Э., Колодни Р. К. Основы сексологии. – М.: Мир, 2008

20. Немов Р. С. Психология. – М.: просвещение, 1981

21. Ночевнек М. Н. Человеческое общение. – М.: Политиздат, 1988

22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование: МГППУ, 2006

23. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004

24. Подольский, В.В. Репродуктивное здоровье — важнейшая проблема современности/В.В.Подольский// Здоровье женщины.-2003.-№1.-С.103.

25. Психология человека от рождения до смерти/ А. А. Реан [и др.]; под общ. ред. А. А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002

26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Издательство «Питер», 2000

27. Сапогова Е.Е. Психология развития: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005

28. Сексопатология: справочник/ Г. С. Васильченко [и др.]; под общ. ред. Г. С. Васильченко. – М.: Медицина, 2003

29. Справочник по акушерству и гинекологии/ А. С. Персианова [и др.]; под общ. ред. А. С. Персиановой. – М.: ТЦ Сфера, 1998

30.  Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1980 – 3 т – 640с. 

31. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1985 – 164с.

32. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — М., 2004. - 18с.

33. Фельдштейн Д. И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста/ Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка// под ред. Г. В. Бурменской. – М.: МПСИ, 2004

34. Эйдемиллер Э. К. Психология и психиатрия семьи. – СПб.: Питер, 2007

35. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006. - 768с. 

36. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин. - М.: Владос,1999 – 512с.

 

 

 


Информация о работе Формирование ответственного родительства у подростков