Феномен экономики русского и армянского этноса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в следующем. Во многих странах мира, в разные времена обыденной и привычной была ситуация, когда человек, собираясь занять денег, что-то купить, заказать украшение или отремонтировать обувь, говорил: надо обратиться к еврею (китайцу, армянину, индусу и т.д.). Зачастую этническое или религиозное название постепенно становилось синонимом слов «торговец» или «ростовщик». В этом отражалось отношение к некоторым народам или конфессиям как сообществам по преимуществу торговым, предпринимательским, невзирая на то очевидное обстоятельство, что значительная, а то и большая часть их представителей торговцами не были.

Вложенные файлы: 1 файл

Etno_Poekt.docx

— 66.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Результаты опроса выявили динамику нарастания негативной самооценки своего положения на новом месте жительства, что стало отражением процесса увеличения потока малообеспеченных категорий мигрантов, прибывших из «горячих точек». Самооценка мигрантов обозначила различия по этническому признаку (см. табл. I). И если доля армян, оценивающих свое положение как «плохое», меньше, чем русских мигрантов, то индикатор жизненного оптимизма (ответ «нормальное») у армян-мигрантов гораздо выше, чем у русских беженцев и вынужденных переселенцев.

Таблица 2 – Источники помощи вынужденным мигрантам в обустройстве на новом месте жительства, %*

Источники

1989г.

1990г.

1991 г.

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

Помощь

                 

государства

                 

или

                 

местных

                 

властей

                 

Среди русских

48

23

22

35

45

42

38

49

61

                   

среди

42

25

21

12

18

15

20

18

15

армян

                 

Помощь

                 

друзей и

                 

родственников

                 
                   

Среди армян

28

35

32

25

34

29

32

38

37

                   

среди

6

5

3

10

15

15

14

16

12

русских

                 

 

 

Весьма интересны ответы, полученные на вопрос об источниках помощи мигрантам в обустройстве на новом месте жительства среди армян и русских (см. табл. 2). Среди армян оказалась более высокой доля получивших помощь от родственников и друзей, а отнюдь не государства, что является свидетельством этнической сплоченности и солидарности. Помочь родственнику, оказавшемуся в трудном материальном положении, - это норма поведения армян, что они подтверждали неоднократно в ходе интервью. Каждая третья армянская семья получила помощь от друзей или родственников и только каждая пятая - от государства или местных властей.

Таблица 3 – Источники получения информации о возможности переселения на новое место жительства, %

Источники

1989г.

1990г.

1991 г.

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

                   

Средства массовой

0

3

0

3

1

2

5

12

14

информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мигра

0

0

0

17

15

12

10

7

5

ционная

                 

служба

                 

Обще

0

0

0

3

7

3

1

1

4

ственные

                 

органи

                 

зации

                 

Родствен

95

87

79

74

75

82

75

79

75

ники,

                 

друзья,

                 

знакомые

                 

Приехали случайно

5

10

21

3

2

1

9

1

2


 

 

Наличие прочных родственных связей как векторов, определяющих направление этнической миграции, отмечено как среди русских, так и среди армян при ответе на вопрос об источниках получения информации о возможности поселения в регионе. Заявления некоторых представителей официальных властей о том, что мигранты, прибывающие в регион, тянут за собой «шлейф» родственников, видимо, небезосновательны. В среднем не менее мигрантов прибыли на новое место жительства по «наводке» родственников и знакомых (см. табл. 3), причем эта особенность родственных отношений свойственна русским и армянам практически в равной степени.

Таблица 4 – Наличие и реализация предпринимательской инициативы опрошенных вынужденных мигрантов, %*

Ответы

1992г.

1993 г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997 г.

Желают иметь свое дело

           

среди русских

12

15

21

36

34

23

среди армян

52

65

63

65

54

57

Имеют свое дело

           

среди русских

2

13

12

12

13

11

среди армян

15

23

17

16

16

18


 

 

Наиболее интересный для нас и ярко окрашенный в этническом отношении критерий адаптации - наличие и реализация предпринимательской инициативы мигрантами. Данные опроса показывают рост предпринимательской активности среди мигрантов; однако при этом доля имеющих свой бизнес, т.е. реализовавших на практике свой потенциал, стабилизировалась на отметке 11-13% от числа опрошенных (см. табл. 4). Рассмотрев данные в этническом разрезе, нетрудно заметить, что мигранты-армяне имеют деловой потенциал примерно в 2-3 раза выше, чем русские, при этом эффективность применения его на практике в 1,5-2 раза превышает аналогичный показатель среди русских.

Любопытные закономерности высвечивает национальный состав предпринимателей: по сведениям региональной налоговой полиции, за 1997-1998-е годы в Ставропольском крае было открыто более 1 тыс. фирм различного профиля, примерно 20% владельцев «этнических» фирм в регионе — чеченцы, 15% — даргинцы, 12% - армяне, много азербайджанцев и грузин [16]. В анкетах мигранты указали на открытие фирм, связанных с торгово-посреднической деятельностью, мастерских по автомобильному сервису, ремонту обуви и пошиву одежды.

Отношение коренного населения к мигрантам служит не столько индикатором адаптации мигранта, сколько критерием приспособления среды к самим переселенцам. В нашем опросе этот критерий определялся не со стороны местного населения, а с позиции самого мигранта. Среди русских мигрантов преобладает мнение, что коренные жители относятся к ним доброжелательно (75% опрошенных) или, более того, стараются помочь (35—54%), в то время как ответ «враждебно» был зафиксирован только в единичных анкетах. Гораздо острее стоит проблема взаимоотношений коренного населения с армянами. По мнению 55-85% опрошенных мигрантов-армян, прибывших в регион в разное время, коренное население настроено по отношению к ним враждебно. Выражается это в многочисленных фактах выступлений казаков и местного населения в регионах Северного Кавказа.

Таблица 5 – Перспективы миграционного поведения мигрантов из числа опрошенных семей, %

Ответы

1989 г.

1990г.

1991 г.

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

Хотят

8

13

18

22

12

13

44

14

15

уехать из

                 

региона

                 

Нс хотят

91

81

68

68

73

67

49

86

75

уезжать

                 

из

                 

региона

                 

Не знают

1

6

14

10

15

20

7

0

10

 

Наконец, результатом социально-экономической адаптации мигрантов на новом месте жительства по праву может стать показатель их миграционных настроений. И хотя социально-экономическая ситуация в стране накладывает отпечаток на миграционные настроения как русских, так и армян, снижая их миграционную мобильность, подавляющая масса мигрантов, прибывших в регион, не собирается его покидать (см. табл. 5), и не последнюю роль в этом играют успешная адаптация и развитие своего бизнеса.

 

Заключение

 

Полученные результаты позволяют сделать несколько интересных, на наш взгляд, выводов.

Во-первых, исследование подтвердило предположение о том, что этническая миграция армян происходит под опекой диаспоры и выражается в финансовой и моральной поддержке мигрантов. Основными источниками помощи мигрантам-армянам в обустройстве и развитии предпринимательства на новом месте жительства являются средства родственников и друзей, а отнюдь не государства. Этническая сплоченность и солидарность выступают в роли «цементирующих» факторов армянской диаспоры и «неиссякаемого» источника помощи для вновь прибывающих мигрантов. Норма поведения армян - оказание любой помощи родственнику, попавшему в трудное материальное положение или пережившему переезд. Интересно, что каждая третья опрошенная армянская семья получила помощь от друзей или родственников.

Во-вторых, с середины 90-х годов произошел «всплеск» количества желающих иметь свой бизнес, т.е. спустя несколько лет после того, когда первые беженцы прибыли из Армении и Азербайджана в регион. Данный факт служит свидетельством того, что многие этнические предприниматели прочно «встали на ноги» и могли дать работу своим соотечественникам. Этническое предпринимательство не только стало реальным путем успешной социально-экономической адаптации мигрантов-армян, но и приняло широкие масштабы. Видимо, к этому моменту были найдены свободные рыночные ниши.

Армянское предпринимательство имеет достаточно разнообразные формы. Армянами открыто множество небольших магазинчиков, кафе, ресторанов, действуют мастерские по ремонту обуви, изготовлению пуговиц и ключей. В сельской местности получили развитие производство и торговля мясом, часто мясо скупается у местного населения прямо на подворье и доставляется на рынки для реализации. При этом предпринимательская деятельность армян на Северном Кавказе не ограничивается мелким бизнесом. Диаспора контролирует многие крупные магазины и крупнейшие рынки в Ставрополе, Пятигорске, Краснодаре, Сочи и других городах Северного Кавказа, сферу похоронных услуг и несколько крупных производственных фирм - «Стелла-Самара», «Ригель» в Ставрополе. В приватизации малого и среднего бизнеса и недвижимости в России и регионе армянская диаспора приняла активное участие. По некоторым оценкам, в России около 70% собственности принадлежит представителям неславянских народов. В Пятигорске армяне, составляющие около 10% населения, приватизировали несравнимо большую долю. Экономическая роль армянской диаспоры была * и остается значительной в регионе и имеет тенденцию к установлению контроля над местной властью и проникновению в региональные властные структуры.

Информация о работе Феномен экономики русского и армянского этноса