Феномен экономики русского и армянского этноса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в следующем. Во многих странах мира, в разные времена обыденной и привычной была ситуация, когда человек, собираясь занять денег, что-то купить, заказать украшение или отремонтировать обувь, говорил: надо обратиться к еврею (китайцу, армянину, индусу и т.д.). Зачастую этническое или религиозное название постепенно становилось синонимом слов «торговец» или «ростовщик». В этом отражалось отношение к некоторым народам или конфессиям как сообществам по преимуществу торговым, предпринимательским, невзирая на то очевидное обстоятельство, что значительная, а то и большая часть их представителей торговцами не были.

Вложенные файлы: 1 файл

Etno_Poekt.docx

— 66.79 Кб (Скачать файл)

Некоторые лидеры южноазиатских землячеств ассоциируют себя с еврейскими иммигрантами прошлого. Как и евреи, представители индийской диаспоры, главным образом гуджаратцы и синдхи, выступали в роли посредников в международной торговле, при заключении сделок и улаживании конфликтов. Для индийцев важным является образование детей. В 1997 году дети представителей диаспоры завоевали половину престижных Вест-ингаусовских премий по естественным наукам для учащихся средних школ. Индийцы освоили традиционные еврейские профессии — гранильщиков, шлифовальщиков и торговцев готовой одеждой. Реализация предпринимательской инициативы ускоряет процесс ассимиляции этнического меньшинства. Наверное, спустя несколько десятилетий индийцы и пакистанцы, проживающие в США, утратят свои национальные традиции и полностью ассимилируются в американское общество.

Вторая стадия – «расцвет этнического предпринимательства», выражающаяся в проявлении и бурном развитии скрытого ранее делового потенциала. Этнические мигранты определяют сферу (или сферы) своей деятельности, которые обычно представлены слабо защищенными или свободными рыночными нишами. Кстати, не всегда эти рыночные ниши престижные или высокодоходные, но в условиях резко возросшей по сравнению с первым этапом деловой активностью этнического меньшинства создается эффект «экспансии» экономического пространства мигрантами.

Следует отметить, что выходцы из Южной Азии с низким уровнем образования, не имевшие профессиональной квалификации, занялись традиционной иммигрантской работой - в Нью-Йорке они составляют около 80% таксистов, практически монополизировали уличную торговлю печатной продукцией через городские газетные киоски, работают продавцами мороженого, многие пакистанцы являются обслуживающим персоналом в магазинах и аэропортах.

Вместе с тем этнические предприниматели, добившись успеха в бизнесе, не останавливаются на достигнутом и идут далее вверх по социальной лестнице.

Многие этнические предприниматели стали не только крупными фигурами в бизнесе. Они не скрывают своих политических амбиций. Крупный российский предприниматель, владелец концерна «Милан», организатор известного на всю Россию «Русского лото» чеченец по национальности Малик Садуллаев объявил о своих президентских амбициях [7].

Когда скрытый предпринимательский потенциал проявляется, складывается впечатление, что вчерашние мигранты полностью контролируют рыночные ниши и буквально наводняют окружающее пространство. В случаях, когда мигранты заполняют «непрестижные» ниши, коренное население испытывает пренебрежительное отношение к ним. В ситуации, когда вчерашние маргиналы занимают престижные места и, следовательно, продвигаются по лестнице социального благополучия, коренное население резко ожесточается: начинают звучать возгласы - «понаехали...», «все скупят!», «выселить!», а иногда происходит полное отторжение и выталкивание этнического меньшинства.

Приведем точку зрения А. Андреева, по мнению которого «...в бывшем СССР экономическая дифференциация этносов приобрела такие формы, которые делают невозможными прямые аналогии с другими странами. В большинстве случаев этнические предприниматели в России не столько встраиваются в систему существующих экономических отношений, как в США и странах Западной Европы, сколько распространяют этнические уклады на территорию других этносов, что вполне закономерно воспринимается как экспансия» [8].

Не иначе как экспансия расценивается коренными жителями и властями Приморья миграция и развитие этнического предпринимательства китайцев. В приграничных регионах китайцы заняты во многих отраслях: работают по найму в сельском хозяйстве, торгуют китайскими товарами на рынках крупных городов, чинят обувь, берут в аренду нерентабельные промышленные предприятия [9]. Пока не развит в России традиционный сервисный бизнес-гостиницы, кафе, рестораны, работа по уборке городов, индивидуальные услуги. Однако проникновению китайцев в эти сферы мешают препоны в виде миграционной политики, которые практически не позволяют нанимать иностранную рабочую силу.

Китайская миграция в Россию, как справедливо отмечают Г. Витковская и Ж. Зайончковская, «преимущественно бедная, терпеливая, неприхотливая, жадно ищущая заработков, пусть и невысоких» [10], на наш взгляд, не может выступать в качестве явной или скрытой этнической экспансии. Скорее это массовый стереотип, навязанный, с одной стороны, прессой, а с другой – предвзятым отношением к этнической группе, обладающей более высокой по сравнению с коренным населением деловой активностью и предприимчивостью.

Третья стадия – «стабилизация» положения этнических предпринимателей, которую можно назвать эффектом «привыкания» коренного населения к вчерашним мигрантам. Этнические предприниматели зарекомендовали себя добросовестными и добропорядочными жителями, с коренным населением установили прочные деловые контакты, заключили смешанные браки. Все эти факторы сглаживают то негативное отношение, которое формировалось на второй стадии. Власти, увидев в этнических мигрантах не столько конкурентов на местных рынках труда, сколько движущую силу для некоторых сегментов экономики, смирились с присутствием этнических меньшинств и дают им возможность легализовать свое правовое положение, предоставляя регистрацию (гражданство), которая позже обычно заканчивается ассимиляцией.

Мы далеки от мысли, что предложенная схема учитывает все психологические, социальные, экономические и иные особенности превращения этнического мигранта в предпринимателя. Это лишь попытка как-то объяснить трансформацию взаимоотношений в системе «мигранты - коренное население» и формализовать развитие этнического предпринимательства.

 

        3 Этнические ниши и миграционные потоки. 

 

По мнению Радаева, этнические предприниматели-мигранты обычно на рынке находят четыре ниши. Во многом соглашаясь с данной классификацией, считаем возможным использовать в качестве ее дополнительного признака отношение этнического предпринимателя к виду миграции. Учет данного фактора позволяет рассматривать не только специализацию этнических предпринимателей на рынках, но и глубже понять особенности раскрытия и перспективы развития делового потенциала этнических мигрантов.

Первая ниша – поставка, производство и реализация этнических потребительских товаров для внутренних нужд общин этнических мигрантов на основе эпизодических миграций, которые носят нерегулярный и часто случайный характер.

Цыгане традиционно занимаются изготовлением различного инвентаря для подсобного хозяйства, который редко находит сбыт на «внешнем» рынке вне общины. В сельской местности они разводят скот, обеспечивают себя и поставляют на рынок «вне общины» мясо. Этот этнос по степени миграционной подвижности не имеет себе равных, является достаточно замкнутым и исключает проникновение в свою среду «чужаков». Межнациональные браки цыганами практически исключены, да и другие контакты с некоторыми этническими группами существенно ограничены. Иногда цыгане, занимаясь попрошайничеством, гаданием на улицах, перепродажей на рынках крупных городов валюты и золота, сталкиваются с правоохранительными органами. Однако при возникновении трений с властями цыгане достаточно быстро покидают «насиженное место» и переезжают, не оставляя своих традиционных занятий.

Вторая ниша связана с поставкой этнических товаров для коренного населения предложение «экзотики» на местном рынке, в основе которой лежит челночная, или маятниковая, миграция из Закавказья, некоторых других стран и регионов. В большинстве своем это прочно монополизированные рынки с ярко выраженной моноэтнической принадлежностью.

В времена СССР эту этническую специализацию выполняли мигранты — грузины и азербайджанцы, которые в 1960-1980-х годах специализировались на торговле фруктами, овощами и цветами. В условиях «социалистической» экономики торговля этими экзотическими товарами приобрела колоссальные масштабы. Цепь посредников могла включать несколько сот человек из числа представителей этих диаспор и приносила до 600-800% прибыли [11]. В то время в массовом сознании сложился стереотип - торговец цветами должен быть непременно кавказцем. До сих пор многие «экзотические» фрукты и продукты питания доставляются из Армении, Грузии, Азербайджана, Кабардино-Балкарии, других регионов. Сегодня подобную этническую нишу заняли корейцы, которые торгуют во многих городах России разнообразными национальными салатами. В Москве корейцы развернули целый бизнес, технологические стадии которого состоят из нескольких этапов: производством занимаются в основном временные мигранты - кореянки из Узбекистана, для которых снимаются квартиры, и они имеют временную регистрацию. Старые женщины режут в этих «домашних цехах» салаты, а более молодые торгуют на улицах и рынках города [12]. По вполне понятным причинам технология приготовления деликатесов держится в строжайшей тайне. Корейская диаспора арендует значительное количество земель для выращивания овощей на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.

Третья ниша – удовлетворение местных потребностей в разного рода услугах, необходимых потребителю в условиях переселения на постоянное место жительства. Многие этнические предприниматели разворачивают обширный бизнес, что свидетельствует об их прочном закреплении в России.

Виды деятельности, требующие определенных навыков и кропотливого труда, свойственны представителям армянской диаспоры. Среди предпринимателей много афганцев, еще недавно обучавшихся в институтах и не пожелавших вернуться на родину. Им принадлежит огромный ряд на рынке «Южный» в Ставрополе, где они торгуют канцелярскими товарами и товарами широкого потребления. В ЦУМе один из отделов принадлежит преуспевающему бизнесмену-афганцу. Некоторые афганцы достаточно прочно «осели» в Ставрополе – многие женились на русских женщинах, достаточно хорошо овладели языком, получили российское гражданство и практически все заняты торгово-посреднической деятельностью [13]. Подобное прочное положение афганцев отмечается и в ряде других регионов страны [14].

Четвертая ниша – заполнение слабозащищенных и неустойчивых рынков, а также занятость в непрестижных сферах экономики, оставляемых коренными жителями достаточно охотно. В данном случае среди мигрантов-предпринимателей преобладают сезонные и вынужденные мигранты.

В экономике некоторых регионов Северного Кавказа подобную нишу заняли месхетинские турки, которые специализируются на выращивании растениеводческой продукции, что является достаточно трудоемким делом. Обычно турки заключают договоры об аренде земли в ближайшем хозяйстве и трудятся всей семьей, расплачиваясь частью урожая или выручкой. В Краснодарском и Ставропольском краях. Ростовской области и Кабардино-Балкарии турки-месхетинцы арендуют земли для выращивания овощей. В ходе полевых исследований в августе 1999 года нами был зафиксирован следующий случай сезонной миграции в приграничном с Чеченской республикой Курском районе Ставропольского края: в одно из крупных хозяйств приезжают на сезонные работы по выращиванию и уборке урожая месхетинские турки из Чечни, после окончания сезона уезжают. Продажа овощеводческой продукции осуществляется вдоль крупных трасс различным оптовикам, даже развита сеть торговли по стране. Выгодно всем: туркам-месхетинцам, получающим средства к существованию; руководству хозяйств, получающему наличные деньги; коренному населению - потребительский рынок оказался насыщенным овощами. Объемы производства сельскохозяйственной продукции во многих районах края существенно выросли за последние 4-5 лет. Изобилие овощей, выращенных месхетинскими турками, снизило цены на них в некоторых регионах, но самым главным стал отказ части коренного населения от самостоятельного выращивания овощей.

Сходную экономическую нишу в Ставропольском крае заняли в 1970-1980-х годах чеченцы, даргинцы и другие народы Дагестана, мигрировавшие в восточные и юго-восточные районы. Их этническая специализация - овцеводство и скотоводство, в большинстве хозяйств они постепенно вытеснили из этой отрасли русскоязычное население. В условиях экономического кризиса поголовье овец с 1990 года значительно сократилось. Возникла массовая этническая безработица. Следует учесть, что практически все даргинцы работали в овцеводстве продолжительное время (в течение 10-20 лет) и поэтому многие из них продолжают держать скот, но уже вне коллективных хозяйств. Однако часть даргинцев из-за массовой безработицы изменила свою этническую специализацию, переориентировавшись на торгово-посредническую деятельность. Жилые помещения и инфраструктура овцеводства - кошары теперь используются под торгово-посреднические базы для хранения товаров широкого потребления.

В своеобразных условиях развития современной российской экономики считаю необходимым выделить пятую нишу, которую занимают нелегальные мигранты этнических меньшинств во многих регионах, деятельность в сфере криминальной экономики с целью удовлетворения узких корпоративных интересов определенных групп, в основном теневых структур.

При многонациональном составе населения ряда регионов страны и интенсивной миграции некоторые преступные группировки складываются на основе землячеств, а иногда и родственных связей и часто имеют моноэтнический состав. Сообщения прессы и телевидения пестрят сведениями о существовании чеченских, азербайджанских, дагестанских, китайских и иных группировок. В сферы, подконтрольные подобным группировкам, попали предоставление «крыши» предпринимателям, игорный бизнес, продажа оружия и наркотиков, торговля зерном и нефтепродуктами. По чеченским обычаям, дом и имущество переходят по наследству старшему сыну, а младшие уходят «на заработки». Чеченские группировки создаются не просто из земляков - их костяк составляют более тесные родственные (тейповые) связи. «Чеченская может служить своего рода индикатором адаптации, по крайней мере для самого беженца или переселенца[15].

Таблица 1 –  Оценка вынужденными мигрантами своего социально-экономического положения, %

Положение

1989 г.

1990г.

1991г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995г.

1996г.

1997 г.

Терпимое:

Среди русских

25

17

15

15

20

29

31

25

16

Cреди

2

4

15

20

15

15

13

14

22

армян

                 

Нормальное:

                 
                   

Среди русских

69

76

77

79

68

58

49

48

45

среди

98

95

85

72

77

75

63

62

55

армян

                 

Плохое

                 

Среди русских

6

7

8

6

12

13

20

27

39

среди

0

1

0

8

8

10

24

24

23

армян

                 

Информация о работе Феномен экономики русского и армянского этноса