Управление проектом в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение темы "Управление проектами в социальной сфере" с точки зрения новейших исследований по данной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
• Изучить теоретические аспекты и выявить природу управления проектами;
• Показать основные отличия сущности коммерческих и некоммерческих проектов;

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………...4

ГЛАВА I. Управление проектами в компании………………...………………..7
1.1. Концепция управления проектами………………….…………………………..6
1.2. Основы управления проекта-ми……………………………………………..….18

ГЛАВА II. Особенности проектной деятельности некоммерческого сектора экономики ……………………………..…………………………………………....31
2.1. Обзор сектора НКО в Кыргызской республи-ке…….…………………….......31
2.2. Коммерциализация услуг НКО………………..…………….…………………42
2.3. Программная деятельность НКО в КР………………………………………...48

ГЛАВА III. Управление проектом на примере ОО «Отрада и утеше-ние»…….…..................................................................................................................51
3.1. Современное состояние организации …………………………………………51
3.2. Управление проектом «Предоставление дошкольных образовательных услуг»……………………………………………………………..……………………..59
3.3. Перспективы развития ОО «Отрада и утеше-ние»…………………………….73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………76

ЛИТЕРАТУ-РА………………………………………………………………….…...78

ПРИЛОЖЕ-НИЯ……………………………………………….……………………80

Вложенные файлы: 1 файл

АНЯ ГРЕКОВА.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

      Что касается ответственности за привлечение  финансирования в организацию, то основная роль в этом почти во всех организациях отводится руководителю – 98%. Значительно меньше ответственности лежит на плечах рядовых сотрудниках.

      Несмотря  на то, что с каждым годом конкуренция  за финансовые ресурсы увеличивается 44% из опрошенных НКО отметили, что  финансирование их организаций увеличилось. У трети организаций финансирование за последний год осталось без изменений (33%). 19% организаций отметили сокращение финансирования.

      Бухгалтерский учет и аудит в  НКО

      Несмотря  на то, что у большинства общественных организаций есть дипломированный бухгалтер, ведущий финансовую отчетность, система бухгалтерского учета в организациях не всегда соответствует национальным и международным стандартам. 86% организаций составляют отдельные бюджеты под каждый проект/мероприятие, и имеют внутреннюю систему финансовой отчетности.

      Что касается финансового аудита, большинство  НКО готовы пройти его в любое время (66%), 21% НКО ни разу не проводили внешнего аудита и в ближайшее время не готовы его пройти. Две из трех общественных организаций открыто предоставляют общественности информацию о своей финансовой отчетности.

      Широко  распространенным мнением является то, что НКО получают все свое финансирование от международных донорских организаций. Результаты исследования опровергают этот стереотип. Несмотря на то, что значительная часть средств действительно поступает в форме международных грантов, все больше НКО открывают для себя другие источники финансирования: частные пожертвования, членские взносы и оказание платных услуг. И хотя общее финансирование из новых источников пока не такое значительное, как от международных организаций, наличие тенденции увеличения доли этих источников налицо.

      Несмотря  на значительные успехи НКО в привлечении  дополнительных источников финансирования своей деятельности, большинство организаций не отдает себе отчета в том, что привлечение средств не может быть эффективным тогда, когда оно спонтанно, и ориентировано на короткий период. НКО следует уделять больше внимания внутреннему финансовому планированию и привлечению средств в рамках своей миссии. В большинстве организаций нет системного подхода к планированию, а разрабатываемые планы не всегда выполняются.

      Что касается системы внутренней финансовой отчетности и контроля, то большинство  общественных организаций продемонстрировали ее высокое качество. Положительным моментом также является то, что большая часть НКО готова открыто предоставлять информацию о своей финансовой деятельности.

      Взаимодействие  НКО с бизнес-сектором

      Взаимодействие  НКО с бизнес-сектором свидетельствует  о потенциале организации создавать эффективное партнерство с местным бизнесом и привлекать финансирование для поддержки своей деятельности  и оказания клиентам качественных услуг.

      В последнее время интерес к  взаимодействию НКО и бизнес-сектора  вызван тем, что с каждым годом  все больше бизнес-организаций участвует  в деятельности некоммерческих организаций финансируя мероприятия, направленные на решение социальных проблем. Можно сказать, что в большей степени НКО рассматривают бизнес-организации, как источник финансовой поддержки, в меньшей – как источник полезных знаний и опыта, которые могут использоваться некоммерческими организациями для повышения своей финансовой и организационной устойчивости в реализации проектов. 

      Взаимодействие  НКО с другими  некоммерческими  организациями

      Информированность о том, чем занимаются другие НКО, является первым шагом к формированию эффективного взаимодействия между общественными организациями.  Почти все организации отметили, что сотрудничают с другими НКО. Как показано на (рис. 2.5), сотрудничество выражается в большей степени в обмене информацией, организации совместных встреч и мероприятий. Половина всех НКО (50%) осуществляла партнерские проекты с другими организациями. 

      

Рис. 2.5. Виды сотрудничества с другими НКО.

      Взаимодействие  НКО с международными организациями

      В целом международные организации считают третий сектор неотъемлемой частью демократического общества, которая оказывает населению различные социально ориентированные услуги. Взаимоотношения НКО с международными организациями могут носить различный характер: НКО могут выступать в роли исполнителей, реализуя донорские проекты, или в роли партнеров международных организаций. Большинство НКО (87,9%) являются грантополучателями, одна из четырех НКО (27,5%) хотя бы раз за последний год выступала в роли партнера по отдельному проекту, 11,6% НКО были субконтактерами. 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Коммерциализация  услуг НКО

      Некоммерческим  организациям (НКО), нужны деньги.  НКО все в больших масштабах  начинают заниматься коммерческой деятельностью. Чтобы решить свои финансовые проблемы, а значит добиться стоящих перед ними целей, организации третьего сектора могут и зачастую вынуждены производить и продавать товары и услуги. Об этом говорит опыт работы НКО в развитых государствах. Идёт процесс коммерциализации третьего сектора и у нас в стране.

      Коммерческой, в самом широком смысле, может быть названа деятельность неправительственной организации, приносящая доход. Это определение приходится давать с осторожностью, поскольку в рыночной сфере коммерция существует только в том случае, когда она приносит прибыль (а не доход). Предприятия же третьего сектора могут себе позволить быть убыточными или работать без прибыли — при равенстве объёма выручки от продаж своей продукции и издержек на её выпуск. В специальной литературе коммерческая деятельность НКО в широком смысле этого понятия отражена в статистике, разбивающей денежные доходы этих организаций на категории «Доходы от оказания платных услуг», «Доходы от коммерческой деятельности», и «Финансовая поддержка местной власти».14

        При этом первые две категории  доходов целиком и явно являются результатом коммерческой деятельности, а третья должна быть разбита, по крайней мере на две составляющие - на доходы, представляющие собой оплату товаров и услуг, выполненных по заказу властей, и доходы, представляющие собой трансферты (выплаты «ни за что») из местных бюджетов.

      Платные услуги, оказываемые НКО, в большинстве  случаев являются продолжением основной деятельности этих организаций. Объем  услуг  определенного  вида, «производимых « НКО» для себя», то есть для своих членов (общественными организациями) или подопечных (благотворительными организациями), расширяется и реализуется по рыночным ценам. Однако если рассуждать строго формально, исходя из предложенного выше определения коммерческой деятельности, когда услуги оказываются не бесплатно, пусть даже членам или клиентам организации и по ценам, не превышающим себестоимости (то есть не обеспечивающим прибыли), мы имеем дело именно с платными услугами. Из всего множества самых разнообразных платных услуг, предоставляемых организациями третьего сектора, стоит выделить стоящие несколько особняком услуги финансовые. За рубежом при НКО создаются иногда их собственные  кредитно-финансовые учреждения. Эти учреждения можно разделить на два типа. Часть их функционирует по принципу широко распространенных в нашей стране в дореформенные времена касс взаимопомощи, а часть представляет собой миниатюрные банки, отличающиеся от коммерческих тем, что кредиты в них можно получить легче и по более низким ставкам. Коммерческую деятельность НКО в узком понимании этого термина следует, очевидно, трактовать как осуществление выпуска товаров и услуг, не предназначенных непосредственно для достижения целей организации, но обеспечивающие получение ею прибыли. Иначе говоря, речь идет о несвязанном бизнесе. В данном случае задачей, которую призвано решать производство третьего сектора, является извлечение прибыли. Отличием такого предприятия от «обычной» функционирующей на рынке фирмы является то, что полученная прибыль не поступает в доход владельцев предприятия, а полностью используется на цели, которые преследует создавшая данное предприятие неправительственная организация.

      Условия, в которых функционирует производство, относящееся к третьему сектору  экономики, если сравнивать их с жестокой средой «нормального» бизнеса, выглядят просто оранжерейными. В конкурентной рыночной борьбе предприятия НКО имеют большую фору.

      Во-первых, издержки производства в третьем  секторе зачастую покрываются за счёт различного рода спонсоров. Это и льготы при аренде помещений и оборудования, и скидки при оплате сырья, топлива и энергии, и безвозмездный труд волонтёров. Это, что не менее существенно,  предоставляемые государством общественным и благотворительным организациям налоговые льготы. Льготы эти многообразны и варьируют в зависимости от вида деятельности организации, занимающейся производством. В результате в предельном случае, когда издержки производства для НКО сводятся к нулю, это производство может оказаться вообще беззатратным, что немыслимо в обычном бизнесе.

      Во-вторых, как уже упоминалось, бизнес НКО может себе позволить быть убыточным. Такая ситуация возникает, когда целью производства организации третьего сектора является удовлетворение потребностей своих членов или подопечных. Тогда производимые товары и услуги могут продаваться соответствующему контингенту потребителей, но продаваться по ценам, которые ниже себестоимости. В этом случае НКО компенсирует свои затраты на выпуск продукции частично. Естественно, такого просто не может быть в рыночном секторе. Мало того, позволяющие себе работать в убыток предприятия НКО создают на рынке ситуацию неравноправной конкуренции относительно коммерческих или государственных фирм, выпускающих ту же продукцию.

      Есть  в коммерческой деятельности НКО  и еще один специфический момент. Продукция, произведенная на предприятии третьего сектора, может передаваться потребителям безвозмездно, за символическую плату, по себестоимости или по цене, включающей в себя прибыль. При этом предприятия данного типа могут позволить себе то, что в бизнесе называется дискриминацией покупателя: цена товара или услуги для членов неправительственной организации может быть установлена ниже, чем для остальных покупателей, безвозмездное распределение благ может касаться лишь определенной части клиентов этой организации и т. д.

      В некоторых случаях неправительственные  организации создают собственные организационно сформированные и юридически оформленные производственные подразделения - предприятия третьего сектора.

      Направления коммерческой деятельности третьего сектора  представлены в Таблице 2.3.

      Коммерческая  деятельность НКО представлена небольшим  количеством предоставленных услуг, что связано в основном с небольшим  бюджетом.

      Таблица 2.3.

      Направления коммерческой деятельности третьего сектора  экономики.

Виды коммерческой деятельности количество  НКО, занимающихся ею (в % от числе опрошеных)
1 Образовательные услуги 24
2 Консультации 20
3 Медицинские услуги 9
4 Проведение  выставок, ярмарок 7
5 Лотереи 3
6 Народные промыслы 10
7 Изготовление  и продажа товаров народного потребления 14
8 Посредничество (все виды) 3
9 Издательская  деятельность 6
10 Другое 4

 

      Как видно из этой таблицы, в 60% случаев  наши НКО зарабатывают деньги на платных  услугах (строки 1,2,3,4,8). Наблюдающуюся  тенденцию к росту этой доли в  динамике следует, очевидно, считать положительным моментом. В   развитых странах именно этот вид коммерческой деятельности является наиболее характерным для организаций третьего сектора. Как и следовало ожидать, платные услуги чаще всего тесно связаны с направлениями деятельности НКО. Консультации, образование, медицинская помощь обычно лежат в русле основной деятельности неправительственных организаций.

      Изготовление  и продажа товаров народного  потребления как вид коммерческой активности наиболее часто характерен для организаций, члены которых являются инвалидами, и для НКО, объединяющих многодетные семьи.

Информация о работе Управление проектом в социальной сфере