Управление проектом в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение темы "Управление проектами в социальной сфере" с точки зрения новейших исследований по данной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
• Изучить теоретические аспекты и выявить природу управления проектами;
• Показать основные отличия сущности коммерческих и некоммерческих проектов;

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………...4

ГЛАВА I. Управление проектами в компании………………...………………..7
1.1. Концепция управления проектами………………….…………………………..6
1.2. Основы управления проекта-ми……………………………………………..….18

ГЛАВА II. Особенности проектной деятельности некоммерческого сектора экономики ……………………………..…………………………………………....31
2.1. Обзор сектора НКО в Кыргызской республи-ке…….…………………….......31
2.2. Коммерциализация услуг НКО………………..…………….…………………42
2.3. Программная деятельность НКО в КР………………………………………...48

ГЛАВА III. Управление проектом на примере ОО «Отрада и утеше-ние»…….…..................................................................................................................51
3.1. Современное состояние организации …………………………………………51
3.2. Управление проектом «Предоставление дошкольных образовательных услуг»……………………………………………………………..……………………..59
3.3. Перспективы развития ОО «Отрада и утеше-ние»…………………………….73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………76

ЛИТЕРАТУ-РА………………………………………………………………….…...78

ПРИЛОЖЕ-НИЯ……………………………………………….……………………80

Вложенные файлы: 1 файл

АНЯ ГРЕКОВА.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)
  1. Система «расширенного управления». Руководитель (менеджер) проекта – принимает ответственность за проект в пределах фиксированной (сметной) цены. Менеджер обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ним, заказчиком и участниками проекта. Как и в «основной» системе, им может быть любое юридическое или физическое лицо – участник проекта, имеющее лицензию на профессиональное управление и способное отвечать по своим обязательствам перед заказчиком.

     Проект-менеджер управляет проектом, координирует поставки и работы по инжинирингу. В этом случае ответственность возлагается на менеджера проекта в пределах контрактных условий. Система «под ключ». Руководитель проекта – проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает контракт «под ключ» с объявленной стоимостью проекта.

     Без преувеличения можно сказать: в сегодняшнем Кыргызстане  происходят наиболее масштабные изменения в экономике, управлении, укладе жизни. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны – ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не происходила коренная ломка одной экономической системы и формирование другой.

     Все многообразие процессов, происходящих при этом, можно представить как  совокупность социальных, технических, организационных, экономических проектов. Если научиться этими проектами  управлять, а руководители, призванные принимать решения, будут прислушиваться к рекомендациям профессиональных управляющих проектами, можно утверждать: проводимые в стране реформы будут идти успешнее.

     Вместе  с тем понятно, насколько сложно разработать и реализовать на практике систему управления, адекватную жизненным реалиям.

     Поэтому было бы преувеличением сказать, что  методология управления проектами  является панацеей от всех сбоев в  механизме реформ.

     Отметим главные области изменений в  сегодняшнем Кыргызстане, являющиеся предпосылками применения и одновременно потенциальной сферой интересов управления проектами:

  • Ликвидация планово-распределительной системы; 
  • Изменение отношений собственности;
  • Демонополизация производителей различного рода товаров и услуг;
  • Изменение рынка – переход к относительному балансу предложений и платежеспособного спроса;
  • Изменение организационных форм, сопровождающееся децентрализацией управления и постепенной передачей определенных функций на места;
  • Изменение производственной системы, «подстраивающейся под рынок»;
  • Изменение методов и средства управления – в частности, переход на идеологию программного управления;
  • Отмена государственной монополии в области торговли;
  • Формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости, ценных бумаг, подрядных и других работ;
  • Создание рынка инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм;
  • Появление в инвестиционной сфере первых  проектно-ориентированных структур, создаваемых как на основе государственных, так и частных предприятий и компаний;
  • Развитие новых информационных технологий;
  • Активное привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов;
  • Создание новых рыночных структур, которые строят свою работу на проектной основе.

      Объективно  возрастает сложность управления экономикой в связи с увеличением числа субъектов управления, усложнением их действий, снижением уровня профессионализма управленческого персонала.

      Современная инвестиционная политика направлена на финансирование проектов, реализуемых в минимальные сроки и способных принести максимальную прибыль. В таких условиях новый метод становится проверенным инструментом реализации любых проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рамках принятого бюджета.

      Вместе  с тем, имеется ряд ограничений, существенно сдерживающих распространение новой методологии как для управления крупными проектами, так и комплексными программами. К ним относятся:

  • Общий спад производства и неустойчивое  функционирование экономики;
  • Недостаточная политическая стабильность (как дополнительный фактор риска);
  • Резкое сокращение государственных инвестиций и спад инвестиционной активности;
  • Устойчиво высокая инфляция;
  • Недостаточная развитость кредитно-финансовой и банковской систем, сдерживающая оборот  инвестиций и капиталов;
  • Отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов – в том числе иностранных.

      Взаимосвязь управление проектами и управления инвестициями 

      Испытанное средство упорядочения любой перестройки – в том числе столь масштабной, как осуществляемая в нашей стране,  программно-целевой метод управления, в соответствии с которым создан ряд межгосударственных,  региональных, отраслевых и объектных целевых программ,  каждая из них представляет собой комплекс взаимоувязанных (по ресурсам, срокам и исполнителям) проектов. Их реализация происходит на базе концепции управления проектами (Ргoject Management).

      Основу  концепции составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы (например, предприятия), связанное с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений, и составляет управления проектами.

      Такой подход позволяет свести все изменения  в экономическом управлении, укладе жизни Кыргызстана (как, впрочем, и других странах бывшего Советского Союза) к системе инвестиционных проектов, а управление ими – к управлению инвестициями.

      В современных условиях совокупность методов и средств управления проектами представляет собой высокоэффективную  методологию управления инвестициями, позволяющую:

  • Осуществить анализ инвестиционного рынка и сформировать инвестиционный портфель компании;
  • Оценить эффективность инвестиций с учетом факторов риска и неопределенности в рамках обоснования инвестиций и бизнес-плана;
  • Разработать стратегию формирования инвестиционных ресурсов компаний;
  • Произвести отбор и оценку инвестиционной привлекательности конкретных проектов;
  • Оценить инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов и отобрать наиболее эффективные из них;
  • Осуществить планирование и оперативное управление реализацией конкретных инвестиционных проектов и программ;
  • Организовать процедуру закупок и поставок, а также управление качеством проекта;
  • Обеспечить эффективное осуществление инвестиционного процесса;
  • Организовать завершение проекта;
  • В полной мере учесть психологические аспекты управления инвестициями. 

      Перспективы развития управления проектами

      Опыт  Германии, Японии, Кореи, США и других развитых стран свидетельствуют о том, что система управления проектами – мощное средство выхода из экономического кризиса и метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем.

      Именно  этот метод является средством управления в изменяющихся условиях и развивающихся системах, в условиях нестабильности и неопределенности, когда недостаточно проработаны вопросы законодательства, в условиях слабо контролируемого роста цен и дефицита ресурсов, отказа государства от непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, в условиях появления собственников и частных инвесторов, нестабильной налоговой системы и др.

      В странах с традиционно рыночной экономикой к началу XXI в. управление проектами (УП) перестало быть только средством управления последовательностью и темпом выполнения работ с целью их своевременного завершения.

      Управление проектом стало чем-то вроде корпоративного голоса заказчика/клиента, побуждающего оптимизировать все усилия по проекту/продукту, предпринимаемые командами, интегрируясь с производителями, поставщиками, системой послепродажного обслуживания. Такой подход, помимо прочего, позволяет теперь с высокой степенью точности определять (и, соответственно, снижать) предстоящие затрать по проекту.

      Компании  и эксперты, работающие в этой области, образовали необходимые профессиональные структуры и создали «Мир управления проектами», куда входят национальные и международные организации – инвестиционные, промышленные, строительные, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, где проводятся конгрессы и симпозиумы, где издаются журналы, книги и учебники, где имеется свой рынок программного обеспечения5.

      Крупнейшей  международной организацией в области  управления проектами является ИПМА (IPMA – International Project Management Association) – Международная ассоциация управления  проектами, объединяющая более 20 национальных обществ Европы, а также других стран.

      Переход к проектному управлению: задачи и этапы  решения

        Радикальное изменение системы  организации инвестиционной деятельности предприятия (фирмы, компании) требует осуществления специального проекта (программы) с условным названием «Переход к системе Управления Проектами». Реализация проекта должна позволить практически решить проблему перехода к проектно-ориентированной форме управления проектами. В рамках проекта (программы) надлежит решить нижеследующие  задачи:

    1. Создание новых структур

      Различают следующие схемы решения задачи:

    • Создание наряду с традиционными – как правило, функционально ориентированными подразделениям компаний, новых – проектно-ориентированных структурных образований. Новые подразделения могут функционировать как на постоянной, так и на временной основе.
    • Создание специализированных фирм – профессиональных управляющих проектами, выполняющих функции проектного менеджера для заказчика; в данном случае под заказчиком подразумевается любой из участников проекта, «нанимающий» консультанта.
    1. Разработка механизма функционирования

      Наиболее  важным вопросом механизма функционирования проектно-ориентированных структур является их статус – мера ответственности за результаты своей деятельности. В соответствии с принятой в данной работе классификацией возможны следующие варианты схем: «основная», «расширенное управление», «под ключ». Каждая из этих схем имеет, как правило, конкретную область применения и определяет меру делегирования заказчиком своих полномочий руководителю проекта.

    1. Подготовка кадров

      Повышение квалификации/переподготовка специалистов. Целесообразно организовать целевую  переподготовку дипломированных специалистов в специальных учебных центрах – при авторитетных консалтинговых фирмах или профильных высших учебных заведениях.

      Эффективность обучения – в том числе переподготовки специалистов-практиков – значительно  повышается, если общающиеся с самого начала объединены в «команды» с конкретным распределением ролей – так, как делается на практике.

      С этой точки зрения, предприятия и  организации выиграют, если будут  обучать своих работников группами, составленными из специалистов тех служб компании, которые в будущем будут управлять проектами.

      Учет  психологических аспектов кадрового  обеспечения управления проектами – является необходимостью для квалифицированной помощи специалистам, осваивающим проект-менеджмент, в адаптации к условиям работы в «командах», принципиально отличающихся от принятых в комнадно-административной системе.

    1. Правовое регулирование

      В настоящее время действует ряд  законодательных и нормативных  актов, регламентирующих инвестиционную и, в целом, предпринимательскую  деятельность. Многими специалистами  признана необходимость разработки законодательных и нормативных документов, эффективно регламентирующих:

  • Закупки и поставки;
  • Сертификацию и лицензирование профессиональных рук;
  • Водителей проектов;
  • Охрану окружающей среды.      
    1. Финансирование

     Вопрос  механизма финансирования деятельности профессиональных руководителей проектов (проект-менеджеров) следует считать открытым до сих пор. Особенно острым является этот вопрос для проектов, финансируемых из среды федерального бюджета.

     Для проектов, финансируемых централизованных государственных источников единственным очевидным источником покрытия затрат на профессиональное управление остается разрешение Госстроя России расходов на  инжиниринговые услуги, в число которых входит и управление проектами, до 0,15% от стоимости строительных раб (недостаточность этих сумм очевидна).

     В коммерческих проектах, финансируемых  из собственных, привлеченных/заемных средств, заказчик, в связи с очевидной эффективностью новой системы и упрощением функций Дирекции строящегося предприятия и генерального подрядчика, может принять решение направить на оплату услуг проект-менеджера:

Информация о работе Управление проектом в социальной сфере