Технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы.Пьянство и алкоголизм имеют свою давнюю историю. Об их негативных свойствах люди узнали не менее чем за 8 тысяч лет до нашей эры.Алкоголизм – это страсть к алкоголю, при которой возникают выраженные психические расстройства, меняются взаимоотношения в коллективе и семье, вызывается вред общественным и личным интересам людей. Пьянство – антиобщественная форма поведения, которая проявляется в частом и чрезмерном употреблении алкоголя, является предпосылкой болезни, почвой на которой развивается алкоголизм.
Появление керамической посуды эпохи энеолита позволила изготавливать алкогольные напитки из меда, плодовых соков и дикого винограда

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Словарь основных понятий……..…………………………..………………..…..6
Глава 1. Влияние алкоголя на организм……………………….…………….…..7
1.1. Проблема алкоголизма в современном обществе….....................................7
1.2. Причины развития алкоголизма …………………………………………....9
1.3. Медико-психологические особенности алкоголизма………….............…16
Глава 2. Технологии профилактики и социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем………………………………………………27
2.1. Современные технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголь………………………………………………...27
2.2. Основные аспекты профилактики алкоголизма……………….…..……...33
Глава 3. Экспериментальное исследование лиц, злоупотребляющих алкоголем ……………………..………………………………………………..40
3.1.Организация проведения исследования…………...…………….……..…..40
3.2. Анкетирование как метод социологического исследования…….….........42
3.3. Анализ результатов проведенного исследования………..……............….48
Выводы…………..…………………………………………………………….....51
Заключение…….………...………………………………………………….…...52
Список использованных литературных источников…………..……………….54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 к..docx

— 243.58 Кб (Скачать файл)

Исходя из перечисленных  выше функций, можно сделать вывод, что деятельность специалиста по социальной работе приобретает все  более значимую роль. Все больше число программ по реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, разрабатываются  и реализуются на практике при  непосредственном участии специалистов по социальной работе. Целью социальной работы в целом является содержательно, функционально и организационно находится на начальной стадии развития. С этим сопряжены определенные проблемы [18, с. 41].

В плане проблемной направленности различных форм медико-социальной работы можно выделить:

1) профилактическую медико-социальную  работу, нацеленную на предупреждение  возникновения алкоголизма;

2) медико-социальную работу  с проблемными лицами, имеющими  те или иные очерченные проблемы, но у которых не выявляются  клинические формы алкогольных  заболеваний, а также проблемы  с их микросоциальным окружением;

3) медико-социальную работу  с лицами, страдающими алкоголизмом.

Существует несколько  основных направлений совместной деятельности медицинских работников и специалистов по социальной работе для достижения поставленных целей:

1) формирование у больного осознанной стабильной мотивации или установки на окончательный отказ на потребление алкоголя, на активное включение в реабилитационный процесс;

2) осуществление комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к алкоголю, предотвращение рецидивов болезни;

3) редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств развившихся или усугубившихся в процессе болезни;

укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;

4) коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного личностного развития;

повышение уровня социального  функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;

5) достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно-профессиональной подготовки.

Одной из приоритетных задач  современных специалистов по социальной работе в этой области  является активное воздействие на больного уже  в начале процесса лечения. Поэтому  имеет смысл, в контексте социальной работы, объединить медицинский и  послемедицинский этап работы и обозначить его медико-социальным этапом работы с алкоголиками, на котором медики и социальные работники должны действовать  сплочённой командой. На этом этапе  возникает проблема необходимости  преодоления естественного психологического отчуждения, существующего между  медицинским персоналом, традиционно  исповедующим медикоцентрический подход, основанный на наборе формализованных  профессиональных знаний, и специалистами  по социальной работе, действующими другими  методами. Сближение позиций возможно как с помощью специальных  образовательных программ, обеспечивающих дополнительные профессиональные знания у социальных работников, так и  через осознание медицинскими работниками  всех нюансов социально-психологического состояния своих пациентов. Залогом  эффективности социальной работы в  решении проблем является постоянная связь лечебного процесса с деятельностью  по коррекции социального статуса  больного. Отсюда вытекает необходимость  сближения позиций социальных работников, прежде всего с помощью грамотной  организации совместного лечебно-реабилитационного  процесса, что должно быть закреплено в соответствующих нормативных  документах, должностных инструкциях  и положениях. Одной из основных целей специалистов по социальной работе в деле реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом становится помощь в осознании  особенностей его болезни – он должен помочь человеку, попавшему  в зависимость и его семье  научится полноценно жить несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства  вины и обреченности [19; с. 195].

Реабилитационная работа с больными может быть успешной только в случае ее проведения на основе постоянного  соблюдения специалистами по социальной работе и медиками ряда принципиальных положений (требований) в их совокупности и единстве. Соблюдение этих принципов  позволяет начать лечебно-реабилитационный процесс, включив пациента в конкретную целевую программу, удерживать больного в этой программе, обеспечивать его активность в ходе ее реализации и рассчитывать на положительный итоговый результат.

Суммируя вышеизложенное, можно констатировать, что деятельность специалиста по социальной работе на медико-социальном этапе помощи лицам, страдающим пагубным пристрастием к  алкоголю заключается в следующем:

- решение организационных и терапевтических проблем в тесном взаимодействии с медицинским персоналом;

- организация и участие в специальных психологических тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов;

- организация семейной психотерапии и участие в ней;

- организация и участие в различных программах реабилитации и реадаптации пациентов.

Вывод: на сегодняшний день помощь по преодолению зависимости к спиртным напиткам предлагают различные специалисты – это наркологи, психологи, реабилитологи и т.д., но вылечиться они смогут только тогда, когда сами этого захотят.

 

2.2. Основные аспекты профилактики алкоголизма

 

Организация первичной профилактики алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния социальной среды, формировании нравственных и  гигиенических убеждений, которые  исключали бы и вытесняли возможность  отклонений в поведении. Первичная  профилактика направлена, прежде всего, не на предупреждение болезней, а на поддержание, развитие и использование  физического, умственного, эмоционального и духовного потенциала человека.

Основой первичной профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Прежде всего, здоровый образ жизни – это создание условий для наиболее полного раскрытия человеческого потенциала; воспитание поведения, направленного на удовлетворение физиологических потребностей человека (безопасности, принадлежности к группе) и основанного на уважении и самоуважении, любви и т.д. При таком воспитании не будет места любой социальной патологии.

Важное значение в распространении  здорового образа жизни отводится  средствам массовой информации и  рекламе. Через популяризацию знаний о здоровье с использованием всех средств массовой информации мы стремимся  к укреплению психической устойчивости и хорошего самочувствия людей. К  сожалению, сегодня реклама зачастую выполняет обратную функцию – воспитание нездорового и деструктивного образа жизни. Принципиальное значение имеет влияние семьи на воспитание здорового образа жизни взрослых и детей. Доказано, что здоровые семейные взаимоотношения являются непременным условием успешности в работе. Дети являются не менее успешными воспитателями своих родителей. Это подтверждается многими примерами: в присутствии детей взрослые уделяют большее внимание своему лексикону и стараются личным примером показать то, что проповедуют. Укажем на некоторые актуальные направления профилактики алкоголизма [21, с. 28].

Психологическое направление  – коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности.

Медико-социальное направление  – комплексная работа с группой риска – лицами, злоупотребляющими алкоголем.

Прежде всего, следует  дать определение человека, относящегося к группе риска. К лицам из группы риска аддиктивного поведения относятся, прежде всего, те люди, которые не достигли состояния полной психической и  социальной зрелости, проблемы в сфере психического здоровья; проблемы, связанные с поиском смысла жизни; попытки совершения суицида; поддерживание контактов с лицами асоциального поведения.

Здравоохранное  направление – развитие и совершенствование государственной и негосударственной наркологической служб. Система мер по уменьшению распространенности алкоголизма. Широкая профилактическая работа всей общемедицинской сети.

Административно-правовое направление – законодательное регулирование сдерживания алкоголизма. Система ограничений и запретов, направленных на уменьшение распространенности алкогольных заболеваний и их последствий.

Экономическое направление – система государственных мероприятий по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи алкоголя и табака. В современных условиях внедряются следующие технологии первичной профилактики алкоголизма: медико-психологические, целью которых является адаптация к требованиям социальной среды; формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, высоко функционального жизненного стиля. Осуществлением этих направлений могут заниматься специалисты в области профилактики. В их основе лежат знания и умения, связанные с медико-психологическими формами работы с населением (психотренинговая работа) [21, с. 67].

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики. Цель данного вида технологий – предоставление объективной информации о алкогольных и психоактивных веществах, их действии на психику и организм человека, последствиях их употребления; мотивация на здоровый образ жизни – создание сетей социальной поддержки. Данная цель может быть достигнута посредством специального образования, которое может осуществляться разнообразными способами – с помощью системного обучения детей и подростков, родителей, специалистов и волонтеров, которые в дальнейшем смогут работать с населением.

Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение  паспорта, восстановление на работе, бытоустройство и т.п. Такое распределение сил  и средств помогает осуществлять целенаправленное реабилитационное воздействие  на больных алкоголизмом, облегчает  управление реабилитационным процессом.

Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного алкоголизмом, нарушаются семейные, трудовые и другие общественные отношения, что  приводит к укреплению контактов  больных между собой, основой  которых служит совместное пьянство. В связи с этим, раньше за рубежом, а сейчас и у нас предпринимаются  попытки создания особых учреждений, именуемых переходными домами, общежитиями. Такие учреждения создаются для  того, чтобы облегчить переход  от круглосуточного наблюдения за алкоголиками в специальных больницах к  их самостоятельной жизни в обществе.

Распространенной формой социальной адаптации больных алкоголизмом являются организации колоний, у  которых есть собственные школы, лечебницы, различные производственные мастерские и т.д. Колонии, как правило, расположены в пригородах, имеют  подсобные хозяйства, животноводческие фермы, парники и т.д. Сейчас в  этих целях используются многие заброшенные  деревни.

С точки зрения обществ  анонимных алкоголиков, медики должны заниматься физиологической дезинтоксикацией, а сообщество и сам человек  осуществляют психологическую дезинтоксикацию  и социалъно-психическую реконструкцию  личности. Программа реконструкции  включает в себя несколько шагов. Первый шаг состоит в признании  бессилия перед недугом. Второй выражает потребность в поиске духовной психологической  опоры. Третий шаг означает решимость  довериться чувству уверенности  в возможности помощи. Суть четвертого-восьмого шагов – самоанализ, исповедальность, беспощадная самокритичность, отказ от эгоистичных поступков, духовное очищение. Шаги девятый и десятый воспитывают умение переносить стрессовые ситуации, ранее приводившие к срывам, что укрепляет самоконтроль. Одиннадцатый шаг ориентирует на постоянную рефлексию и сознательный контроль за своими поступками, заставляет соотносить их с принятыми моральными принципами. Двенадцатый шаг требует практической реализации всех принципов и традиций общества анонимных алкоголиков и главного среди них: помогая другим, ты помогаешь себе больше, чем им[25, с. 3].

Различные формы и направления  социальной paбoты подразумевают привлечение  больных алкоголизмом к добровольному  лечению, патрононажную работу среди  больных алкоголизмом, помощь в трудоустройстве, организацию культурно-массовых мероприятий, совместное проведение различных торжеств, поддержание деловых взаимосвязей с административными отделами внутренних дел и местными комиссиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом, противоалкогольную пропаганду и агитацию за трезвый  образ жизни среди местного населения. Члены клуба наряду с внутриклубной  работой по организации психо- и  социотерапевтической взаимопомощи осуществляют большую общественно-полезную работу. Это способствует качественно новому их самоутверждению и заполняет  вакуум, который образуется у них  после отказа от употребления спиртных напитков.[21, с. 27].

Теперь рассмотрим основные принципы деятельности службы социальной реабилитации и адаптации. Они делятся как на общепедагогические, так и на специальные, направленные на деятельность с людьми, нуждающимися в социальной реабилитации.

К общепедагогическим относятся  принципы природосообразности, культуросообразности и принцип гуманности.

Суть принципа природосообразности  заключается в том, чтобы ведущим  звеном воспитательных отношений и  педагогических процессов в службе сделать человека с его конкретными  особенностями, проблемами и уровнем развития. Здесь главное – сама природа данного, конкретного человека, его физическое и психическое здоровье, его физиологическое и социальное развитие.

Суть принципа культуросообразности заключается в максимальном использовании  и воспитании культуры той среды, в которой находится данная служба реабилитации.

В целях реабилитации и  адаптации социальные работники  используют материальную и духовную культуру, развивают творческие способности  и установки на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Принцип гуманности для социальных работников является ведущим, определяющим. Его суть исходит из идей гуманистической  психологии. Ученые этого направления  утверждают, главное в личности – ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей.

Следующим мы рассмотрим специальные  принципы.

Первый принцип последовательности мероприятий по социальной реабилитации состоит из шести этапов:

1) Диагностический этап: Он заключается а анализе проблем конкретного человека, в выявлении и формулировке противоречий, нуждающихся в немедленной ликвидации с помощью каких-либо методик, технологий, структур.

2) Прогностический этап. Он включает в себя постановку  конкретной программы действий. Это формулирование гипотезы, продумывание  системы мер, структур, методик;  а также прогнозирование ожидаемых  положительных, а возможно и  негативных последствий.

3) Организационный этап. Состоит из составления и организации  всех мероприятий, направленных  на достижение поставленных службой  целей.

4) Практический этап. Этап  реализации новых технологий, отслеживание  процесса, корректировка реализуемой  технологии, контрольные срезы.

5) Обобщающий этап. Обработка  данных, полученных результатов,  их анализ, корректировка гипотезы, описание хода и результатов  деятельности.

Информация о работе Технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголь