Технология социальной работы в сельской местности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:03, реферат

Краткое описание

Медленно идет процесс интеграции крестьянства в национальные и мировые сообщества. Неадекватным его социальному статусу остается отношение правительств к удовлетворению базовых потребностей сельских жителей, проживающих в сложных социально-бытовых условиях сельской местности. Качество и благополучие жизни крестьян, их социальные условия жизни резко отличаются от качества жизни людей в городских условиях.
При этом стороны правительственных кругов проявляется определенная недальновидность, так как очевидно, что включение сельского социума в приоритеты экономической и социальной политики может стать одной из главных стратегических магистралей выведения таких стран, как, например, Россия, из кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая олина.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Технология  социальной работы в сельской местности

Введение 

Внимание правительств, международных неправительственных, коммерческих организаций, научного мира к «крестьянскому вопросу» диктуется грамотной значимостью крестьянства в современном мире, его вкладом в экономику, культуру, духовную жизнь страны, его исторической ролью в социальных преобразованиях как развитых, так и развивающихся странах.

Медленно идет процесс  интеграции крестьянства в национальные и мировые сообщества. Неадекватным его социальному статусу остается отношение правительств к удовлетворению базовых потребностей сельских жителей, проживающих в сложных социально-бытовых условиях сельской местности. Качество и благополучие жизни крестьян, их социальные условия жизни резко отличаются от качества жизни людей в городских условиях.  
При этом стороны правительственных кругов проявляется определенная недальновидность, так как очевидно, что включение сельского социума в приоритеты экономической и социальной политики может стать одной из главных стратегических магистралей выведения таких стран, как, например, Россия, из кризиса. Именно сельскому социуму должен быть отдан приоритет в развитии социальной работы в силу его специфики, которая может стать основой дальнейшего развития социальной работы как профессии, если рассматривать сельских жителей как одну из категорий социально перспективного контингента любой страны.

Актуальность  исследования технологии социальной работы в сельской местности обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей в сельской местности;

- во-вторых, экономическая реформа обострила серьезные проблемы молодежи в сельской местности;

-в-третьих, социальный работник - это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь.

Объектом исследования является технология социальной работы с пожилыми людьми и молодежью в сельской местности.

Предметом является процесс предоставления различной помощи реабилитационными центрами, социальными службами, а также социальными работниками в сельской местности.

Целью работы является выявление  социальных проблем пожилых людей и молодежи в сельской местности, а также внедрение новых технологий социальной работы с данными категориями граждан.

В связи с поставленной целью предполагается решение следующих  задач:

  • Определить традиции и формы социальной помощи в сельской местности;
  • Охарактеризовать социально-экономические условия существования современной деревни и удовлетворение жизненных потребностей ее жителей;
  • Рассмотреть организацию, формы и методы социальной работы с пожилыми людьми.
  • Выявить место молодежи в социуме, как особой социально – демографической группы населения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.

1.1 Социальный  работник в сельской местности

  Социальные работники в сельских местностях работают с различными группами детей, семей, старыми людьми, инвалидами и так далее. Они работают в относительно изолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются с множеством сложных проблем.

Специализированные  службы, общераспространенные в городских  районах, как правило, обычно отсутствуют. Работник должен быть опытен в оценке проблем и опытный при оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, на практические области, общественная благотворительность и так далее.

Помимо навыков  и умений, связанных с людьми, социальный работник общего профиля должен знать, как планировать, реализовывать и оценивать программы, как защищать необходимые социально-политические реформы в политической системе, как эффективно работать с органами государственного управления разных уровней, а также с официальными и неофициальными структурами сельской общины. Это, во-первых.  
Кроме того, сельские социальные работники должны быть хорошо знакомы с культурными характеристиками разных этнических и расовых групп, которые они будут обслуживать. Сельские общины далеко не однородны.  
         Также необходимы новаторские подходы к непрерывному образованию и подготовке социальных работников. По возможности приоритет должен отдаваться вопросам инновационным навыкам самопомощи и взаимопомощи, технологии.

Кроме того, сельские социальные работники должны иметь специальную подготовку по использованию систем неформальной поддержки при решении проблем своих клиентов. Как упоминалось выше, сельские жители придают большое значение личным связям и связям со своей местной общиной и менее склонны искать помощи на стороне, чем городские жители. Сельский социальный работник должен уметь оценить и задействовать систему неформальной поддержки – семью, церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их.  
       Ключевой проблемой сельского социального развития остается создание социальной инфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам: образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникации, водоснабжению, электроснабжению, транспорту, работе, профессиональному обучению для всего сельского населения. Решение этих задач в немалой степени зависит от социальных служб.

Необходима  новая парадигма развития социальной работы, нацеленная на повышение человеческого достоинства и осознание ценности человеческой личности как субъекта преобразований своей жизни.

 Суть новой  парадигмы, опираясь на опыт  России, последователь М. Гурьянова  характеризует следующим образом: 

- создание социальных  служб непосредственно в общинах;

- развитие оптимальной  модели социальной работы в  каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям, традициям жителей  данной местности; 

- целостный  межведомственный подход к структурированию  социальной работы в каждой  общине, позволяющей вести комплексное обслуживание всех жителей общины: и детей, и взрослых;

- развитие и  подготовка квалифицированного  персонала – общинных социальных  педагогов, осуществляющих социальный  патронаж семей, и социальных  работников, специализирующихся на  поддержке проблемных групп клиентов;

- приоритет  превентивных и развивающихся  форм социальной работы;

- вовлечение  населения в работу по оказанию  помощи нуждающимся, в работу  по принятию решений и социальной  политике муниципалитета;

- признание  роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций и включение в официальную систему социального обеспечения1.

Социальные  службы в общине можно развивать  на базе местной школы как наиболее устойчивом звене социальной сферы, превратив ее в общинный центр  социальной работы с детьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работать социальные педагоги и социальные работники, культорганизаторы, медицинские социальные работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекать юристов, экономистов, других специалистов из города. Как комплексная социальная служба, центр становится организатором культурного досуга, социальной помощи, образовательной деятельности, физкультуры и спорта, благотворительной работы, общественного и производительного труда, добровольческой работы волонтеров. В социальной работе на селе учитываются специфика образа жизни крестьян, народные обычаи и традиции, роль семьи и церкви, природы и быта, а также широкая сеть социальных «приспособительных приемов»: образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная земля и разделение труда, которые помогают крестьянам выравнивать неизбежные провалы в семейных ресурсах.  
      Опыт социальной работы многих стран мира позволяет и в сельском социуме отстаивать следующий тезис: побуждение людей к работе и улучшение условий их труда имеют приоритет иждивенчества ведет к снижению уровня жизни бедных слоев. Акцент на «трудообеспечение», а не на «благообеспечение» является более милосердным актом государства по отношению к малоимущим.

В проблеме обеспечения минимального дохода крестьян кроме четких физиологических параметров нужно рассматривать его социальные и культурные аспекты. Сегодня социальные работники становятся поборниками мира на всей планете в целом. Поэтому социальная работа должна рассматриваться не только как форма и принцип профессионального действия по отношению к отдельному человеку, группам людей, но и как элемент конструктивных социальных изменений в общечеловеческом контексте.  

 1.2 Социально-экономические условия существования современной деревни и удовлетворение жизненных потребностей ее жителей

Статистика  позволяет утверждать, что в 1990-е  гг. социокультурное пространство деревни  вступило в стадию системной деградации. Суть этого тревожного для России процесса характеризуется следующими тенденциями:

  • Утратой естественно-природной средой деревни качеств окультуренности, одичанием значительных сельских пространств;
  • Децивилизацией на селе материальных оснований культуры производства и условий труда.

Ее характеризуют, прежде всего, такие процессы, как:

  • Деиндустриализация аграрного производства;
  • Уменьшение в 3-4 раза масштабов промышленной переработки аграрной продукции, что ведет не только к большим ее потерям, но и снижению качества культуры потребления (в том числе горожан), а также к сужению социокультурного пространства профессионализации сельского населения;
  • Разрушение базирующейся на технологиях высокой и средней сложности инженерной инфраструктуры производств неаграрного характера, что снижает профессионально-квалификационный потенциал наиболее интеллектуальной части сельских тружеников, вымывает из деревни один из наиболее культурных слоев.

Причина всему  этому - неблагоприятные социальные условия труда и быта на селе вследствие того, что в 1990-е г. сложились и  набирают темпы процессы разрушения базирующейся на технологиях высокой и средней сложности социально-инженерной инфраструктуры производства. К этому добавляются следствия распада инфраструктуры социального и инженерного обустройства быта, образования и здравоохранения, которого мы коснемся несколько ниже;

  • Обнищанием и пауперизацией основной массы сельского населения, утратой ею возможностей не только для расширенного, но и простого социального самовоспроизводства. Сейчас аграрии по уровню заработной платы на последнем месте в отраслевой структуре российских трудящихся. В обществе, где критерием оценки общественного положения трудящихся или группы их традиционно является оплата по труду, такая ситуация однозначно воспринимается как утрата крестьянством своей социальной значимости. Показателем ее является обнищание все больших масс аграрного населения.
  • Распадом инфраструктуры социального и инженерного обустройства сельского быта, образования и здравоохранения; Ведь средняя заработная плата в сельском хозяйстве составляет 80-90% от прожиточного минимума, 86% аграрных работников получили в 2009 г. заработную плату ниже прожиточного минимума. Немногим, если не хуже, когда речь идет о живущих только личным подсобным хозяйством или пенсией, лучше положение и других сельских жителей.

Все сильнее сказывается на социальном облике села связанное с рассмотренными выше тенденциями уменьшение величины свободного времени и ухудшение структуры досуга. Один из последних, проведенных в рамках мониторинга Институтом аграрной социологии опросов занятого сельского населения 30-50 лет (без учета безработных) выявил явное ухудшение показателей свободного времени, что стало следствием роста сверх занятости основной массы сельского населения в малопроизводительном личном подсобном хозяйстве.

Еще хуже ситуация с материальной основой сельского быта. Распад социокультурной среды тесно взаимосвязан с разрушением традиционной сельской демографической культуры, ставшей, наряду с ухудшением условий существования сельского населения, мощным фактором депопуляции и вырождения деревни. За период 1990-2003 г. ожидаемая продолжительность жизни у сельских женщин снизилась с 74 до 71, а у мужчин с 62 до 57 лет; коэффициент суицидов среди сельского населения за этот период вырос в 1,7 раза; показатель рождаемости в деревне снизился в 1,5 раза, и наоборот, коэффициент смертности увеличился более чем в 1,3 раза, достигнув не имевшего прецедента ни в одной развитой стране мира уровня в 18,7 промилле.

Нетрудно заметить, насколько  обеднели социокультурные связи почти 10 млн. чел., проживающих в сельской глубинке: количество контактов сократилось в целом более чем в 2,6, в том числе внутридеревенских в 2,3 и с внешним по отношению к внутридеревенскому социокультурным пространством почти в 4,2 раза. Распадаются даже родственные (за счет более чем трехкратного снижения контактов с проживающими в иных поселениях, районах и регионах, преимущественно родителей с детьми) и ослабевают досуговые связи с миром за околицей. Существенно, в 8 раз, в том числе внутри деревни по общественным делам в 34 раза и за пределами ее в 48 раз уменьшилось количество контактов с органами и работниками местного управления. Еще в большей степени, почти в 9 раз, сокращение коснулось производственных контактов, при этом количество совещательных связей уменьшилось в 21,6 раза. Все это характеризует отстраненность масс от проблем местного самоуправления и растущее отчуждение их от управления и организации труда. Соответственно, растет и равнодушие людей к эффективности производства и культурно-общественной жизни за околицей, слабеет осознание себя созидателем общего блага, членом общества, гражданином страны.

В 2010 г. в рамках Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села (в нём под руководством ВНИИЭСХ участвует более 20 регионов) по репрезентативной выборке в 10 районах Нижегородской области было опрошено 387 представителей домохозяйств, в которых проживает 1247 человек. В составе опрошенных: деревенских жителей можно выделить несколько групп, отличающихся экономическим положением и социально-политической активностью. 27,1% считают, что «живут, как и прежде, за последние годы в уровне жизни семьи ничего не изменилось».

Информация о работе Технология социальной работы в сельской местности