Технологии организации досуга детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития российского общества неоднозначен и противоречив. Деятельность учреждений социально-культурной сферы, как неотъемлемой части социального организма, происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества - от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей как отдельных людей, так и общества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Технология организации досуга детей и подростков…………..5
1.1. Влияние современной социокультурной ситуации
на развитие личности подростка…………………………….5
1.2. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры
и семьи в процессе организации досуга подростков…………9
1.3. Особенности организации досуга детей и подростков
в клубах по месту жительства………………………………12
Глава 2 Опыт организации досуга на примере Детского Юнощеского
Центра «Орленок»…………………………………..……… .21
2.1. Краткая характеристика ДЮЦ«Орленок»……….……..…21
2.2. Основные направления работы ДЮЦ«Орленок»…………23
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Технология организации досуга детей и подростков.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Каждый клуб - это мини-мир, в котором существуют свои традиции, создается индивидуальная культура общения, питательный микроклимат познания и творчества. Масштабные акции, организуемые городским Центром по работе с детьми и молодежью могут предложить разнообразные по содержанию и форме проведения игры, праздники, познавательные и просветительные беседы, встречи с интересными людьми. В подростковых клубах подрастающее поколение реализует свой потенциал, здесь каждый компенсирует те или иные проблемы общения, здесь наиболее реально усваиваются социально-культурные образцы поведения.

Педагог любительского  объединения при руководстве  коллективом или группой обязан владеть тремя аспектами деятельности, которые создают благоприятные условия для развития личности. Это художественный, педагогический и организаторский, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности человека, а также реализовать их. Для данного действа необходимы интуиция руководителя, обоюдное вдохновение педагога, личности или группы, наличие новизны в имеющихся формах деятельности и «животворящая струя» оригинальности идей, не характерных для данных условий. Именно тогда может создаваться творческая атмосфера.

В последнее время  в России заметно повышается интерес к национальным традициям и праздникам, в проведении которых с удовольствием принимают участие и дети, и взрослые жители микрорайона. Такое сотрудничество способствует вовлечению «неорганизованных» любителей в коллективное времяпрепровождение и является возможностью передачи мастерства старшего поколения младшему.

Особым интересом, как  среди детей, так и взрослого  населения пользуются традиционные праздники - «Рождественские посиделки», «Крещенские вечера», «Масленица» и многие другие, проводимые клубами по месту жительства и перенявшими эстафету по организации местных традиций от Домов культуры. Среди традиционных  массовых  праздников  можно назвать «Лесной карнавал» и нововведение - форум «Культура мира через детское восприятие».

Для стимулирования участия  подрастающего поколения в совместном времяпрепровождении необходимо обеспечение навыков культурного досуга, которое возможно при:

• обеспечении благоприятных  условий для ежедневного пребывания подростков и молодежи в самодеятельных художественных организациях;

•  создании и реализации программ по организации неформального   общения   в   подростковых   и   молодежных группах,  при  учете  демографических  данных,  склонностей и интересов;

•  создании условий  для самостоятельного, индивидуального вклада личности в художественно-творческую деятельность коллектива, группы, для чего применять многообразие развлекательных и деловых игр с целью развития фантазии и уверенности в своих силах;

•  осуществлении специфических  условий развития каждого индивида при выявлении внутреннего состояния (анкетирование, индивидуальные беседы) и общего развития индивида, не навязывая, а увлекая видами и жанрами художественного творчества в сфере свободного времени;

•  варьировании   методов   воспитания   и   увлечений   в кружках, студиях, любительских объединениях для самостоятельного выбора индивидом видов и жанров любительского художественного творчества;

•  привлечении местного населения в клубы но интересам  и любительские объединения к  живому действу гармонии, красоты  и старины;

•  организации любительских объединений: «Папа, мама, я - творческая семья», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Изба ремесел», «Мастерская умелые руки».

А для этого необходимо научиться:

•  работать с детьми на близкой психологической дистанции (контакт   общения,   внутреннее   ощущение   состояния каждой личности);

•  организовывать семинары-практикумы для повышения мастерства в работе с детьми и молодежью;

•  привлекать в детское  и молодежное любительское движение    людей    старшего    возраста,    занимающихся каким-либо видом художественного творчества на дому для совместного времяпрепровождения, с целью общения и передачи опыта мастерства;

•  отмечать инициативных участников, а также спонсоров (телевидение, газетные публикации, брошюры из опыта  работы сотрудников сферы культуры и досуга), принимающих активное участие в возрождении региональной культуры своего края .

Таким образом, вышеперечисленные  рекомендации направлены на создание единой системы организации любительского движения по месту жительства. Все это говорит о том, что подростковые клубы по месту жительства - это почва для самовыражения, развития и выявления творческих способностей личности, где реализуются сиюминутные желания, зарождается новый талант, складывается атмосфера развития любительства, домашнего неорганизованного творчества. Это координирующее звено в системе социализации подростков и молодежи с привлечением взрослого населения в процесс воспитания, где при условии разнообразных видов деятельности происходит параллельная активизация сферы общения через кружковые занятия по интересам. Именно здесь проявляется воспитывающий эффект педагогического воздействия средствами искусства, с помощью которых раскрываются духовные и творческие качества любого посетителя и участника клуба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Опыт организации  досуга на примере детского подросткового клуба «Орленок»

 

2.1. Краткая  характеристика  ДЮЦ «Орленок»

 

ДЮЦ «Орленок» создан на базе обьединения Детских Юношеских центров «Коллейдоскоп» в 2003г.

Имеет девиз, эмблему, законы, заповеди, устав.

Целями и задачами деятельности ДЮЦ является объединение учащихся ближайщих школ на  основе общих дел  по интересам и увлечениям для их развития, самоутверждения, формирования общественной активности, реализации социально значимых, культурно-досуговых, авторских проектов.

Воспитаники ДЮЦ проходят путь в 3 ступени:

1.  СТУПЕНЬ - «СОЛНЫШКО» (1-4 класс).

2.  СТУПЕНЬ   - «ФАНТАЗЕРЫ» (5-8 класс).

3. СТУПЕНЬ   - «РОВЕСНИКИ»  (9-11 класс).

Рассмотрим работу органов  самоуправления ДЮЦ  «Орленок» .

Главным органом, координирующим работу ДЮЦ  «Орленок»  является Совет Орленок , которому подчиняются:

1. Совет вожатых(педагоги).

2. Совет командиров(педагогов).

3. Совет старшеклассников.

Совет вожатых руководит досуговой деятельностью организации «Солнышко». Совет командиров регулирует деятельность организации «Фантазеров». Совет старшеклассников отвечает за деятельность организации «Ровесники» на основе самоуправления под руководством социального педагога.

 

 

 

2.2. Основные  направления работы ДЮЦ «Орленок»

Студии, которые  посещают воспитанники:

  1. Скараб букинг – изготовление открыток и укращений из бумаги и ткани.
  2. Изо студия-  студия изобразительного искусства.
  3. Эксклюзив -  изготовление поделок из подручного и природного материала.
  4. Послушная глина- обучение детей гончарному ремеслу.
  5. Вокальная студия
  6. Танцевальная студия.

 

ДЮЦ «Орленок» одновременно осуществляет работу по нескольким программам:

1. «Валеология».

2. «Милосердие».

3. «Древо жизни».

4. «Лидер».

5. «Ты – гражданин».

6. «Мир красотой спасется».

7. «Игра – дело серьезное».

Рассмотрим каждое из указанных направлений более  подробно.

«ВАЛЕОЛОГИЯ»

Цели программы:

- формирование здорового образа жизни;  

- эколого-валеологическое    воспитание  учащихся;

- формирование сознательного отношения учащихся  к своему здоровью и  здоровью окружающей среды. 

В 2010-2011 уч. г. в рамках данной программы были проведены следующие мероприятия: 

1. Акция «За чистоту и красоту пришкольной территории».

2.   Операции «Зеленая волна».

3. Операция «Поможем зимующим птицам».

4. «Скажем: «НЕТ НАРКОТИКАМ!»

5. Экологические конкурсы, викторины, праздники.

6. Участие в КТД «ЭКОВАЛЕ», спортивных соревнованиях.

7. Акция «Наш друг – лес!».

8. Акция «Парк в подарок».

 

 

«МИЛОСЕРДИЕ»

Цели:

-  воспитание доброты,  чуткости, сострадания; 

- развитие инициативы по оказанию помощи нуждающимся;                              

- сосредоточение милосердной деятельности в микрорайоне школы и в школе-интернате.

В рамках программы «Милосердие» проведена следующая работа:

1. Работа по адресам тимуровской  заботы.

2. Шефство над ветеранами войны и труда в микрорайоне школы.

3. Операция «поздравляем ветеранов».

4. Акции «Для детей школы-интерната №31».

5. Акция «1000 добрых  дел»

5. Благотворительный марафон.

 

«ДРЕВО   ЖИЗНИ»

Цели:

- краеведение;

- формирование уважительного отношения к истории и традициям Отечества;

- изучение истории города, школы, семьи.

Проведены следующие  мероприятия:

1. Игра-поиск  «Древо жизни».

2. Работа поисковых групп.

3. Участие в конкурсах исследовательских работ по краеведению.

4. КТД «Вещи века».

5. Фотовыставки, конкурсы, фестивали, посвященные праздничным и юбилейным датам.

6. Встречи с ветеранами войны и труда.

 

 

 

«ЛИДЕР»

Цели:     

Развитие лидерских качеств учащихся; Формирование самоуправления.

Данное направление  работы ДЮЦ «Орленок» только начинает развиваться. На сегодняшний момент с ребятами 8-11 классов было проведено тестирование на выявление у них лидерских качеств.

 

«ТЫ – ГРАЖДАНИН»

Цели:

- становление гражданственности учащихся;

- формирование навыков культурного общения;

- организация работы пресс-центра ДЮЦ.

По данному направлению за 2010-2011 уч. г. была проведена следующая работа:

1. Участие в акции «Непоседы».

2. Участие в акции  «Недетский   вопрос».

3. Выпуск стенгазеты «Школьный кораблик».

4. Разработка проекта «Гражданин Кемерова – гражданин России».

5. Участие в мероприятиях, посвященных государственным праздникам.

В рамках работы по данному  направлению планируется проведение    встреч с интересными людьми

 

«МИР   КРАСОТОЙ  СПАСЕТСЯ»

Цели:

- воспитание на основе народных традиций;

- развитие творческих способностей учащихся;

- организация досуга школьников.

 

В рамках работы данного направления проводятся:

1. Концерты и выставки детского творчества.

2. Фольклорные посиделки.

3. Праздники «Времена года».

4. Участие в творческих конкурсах.

5. Вечера отдыха.

6. Экскурсии, поездки в культурные центры.

 

«ИГРА - ДЕЛО  СЕРЬЕЗНОЕ»

Цели:

- создание игровой основы   организации;

- создание условий творческого, нетрадиционного подхода к деятельности ДЮЦ;

- разработка игровых программ проведения массовых мероприятий.

По данному направлению  деятельность ДЮЦ строится на игровой основе  («шагаем по ступеням»). Также разрабатываются новые игры («Путешествие на старом автомобиле», «Интеллектуальный      бум»,  «Мы школьниками стали», «Эрудит-дуэль»). Приложение 1.

 

Заключение

 

С целью социализации подрастающего  поколения создана специальная  система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество.

Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности.

Весьма существенное значение в  социализации детей, подростков и юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных школах факультативно преподаются предметы «человековедение», «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие, способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается «внедрением» в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так же важным аспектом социализации школьников является привлечен ие их в детские подрастковые клубы, где они получат навыки для дальнейшей социализации, а так формирование общепризнанных ценностей в игровой и прочих формах.

Информация о работе Технологии организации досуга детей и подростков