Территориальные притязания различных государств и их обоснование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

К экономически важным регионам относятся проливы, каналы, а также территории, богатые природными ресурсами или имеющие большой потенциал для развития туристического бизнеса. Чаще всего споры между государствами возникают при разделе водных территорий, богатых рыбой, а также при определении границ нефтяных шельфов.
Политическое значение имеют территории, являющиеся спорными исторически, причем обычно они не играют важной роли в географическом или в экономическом плане. Зато территориальные претензии могут стать способом набирания политических очков в предвыборной борьбе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Актуальные территориальные споры………………………………………...5
1.1. Россия и США…………………………………………………………….…5
1.2. Россия и Япония………………………………………………………….…6
1.3. Россия и Северная Корея………………………………………………..….6
1.4. Россия и Китай…………………………………………………………..….7
1.5. Россия и Монголия………………………………………………………....8
1.6. Россия и Казахстан………………………………………………………....8
1.7. Каспийское море ……………………………………………………………8
1.8. Россия и Азербайджан……………………………………………………...9
1.9. Россия и Грузия……………………………………………………………..9
1.10. Россия и Украина………………………………………………………….9
1.11. Россия и Белоруссия………………………………………………………9
1.12. Россия и Латвия …………………………………………………………..10
1.13. Россия и Эстония …………………………………………………………10
1.14. Калининградская область ………………………………………………..10
1.15. Россия и Литва ……………………………………………………………10
1.16. Россия и Финляндия………………………………………………………11
1.17. Россия и Норвегия ………………………………………………………..11
2. Арктический вопрос…………………………………………………………..11
3.Насколько реальны претензии………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………..………

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

  Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Актуальные территориальные споры………………………………………...5

1.1. Россия и США…………………………………………………………….…5

 1.2. Россия и Япония………………………………………………………….…6

 1.3. Россия и Северная Корея………………………………………………..….6

 1.4. Россия и Китай…………………………………………………………..….7

 1.5. Россия и Монголия………………………………………………………....8

 1.6. Россия и Казахстан………………………………………………………....8

 1.7. Каспийское море ……………………………………………………………8

 1.8. Россия и Азербайджан……………………………………………………...9

 1.9. Россия и Грузия……………………………………………………………..9 

 1.10. Россия и Украина………………………………………………………….

 1.11. Россия и Белоруссия………………………………………………………9 

 1.12. Россия и Латвия …………………………………………………………..10

 1.13. Россия и Эстония …………………………………………………………10

 1.14. Калининградская область ………………………………………………..10

 1.15. Россия и Литва ……………………………………………………………10

 1.16. Россия и Финляндия………………………………………………………11

 1.17. Россия и Норвегия ………………………………………………………..11

2. Арктический вопрос…………………………………………………………..11

3.Насколько реальны претензии………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованных источников…………………………..……………….15

 

 

 

 

 

Введение

 

Территориальные претензии  испокон веков оказывали существенное влияние на государственную политику, хотя чем дальше мы уходим от времен Средневековья, тем менее разумными кажутся споры о мелких островах, заливах и клочках земли. 

Однако время от времени  вопрос территориальных претензий  привлекает к себе внимание.

В современном мире значение территориальных споров все-таки падает: все больше государств сегодня понимают, что большая территория вовсе не повод для гордости, но если говорить о прошлом (иногда совсем близком), то ученые-историки обычно делят территориальные споры на несколько категорий. Это споры из-за районов, имеющих военно-стратегическое значение, экономическое значение и политическое значение. 

Деление это достаточно условное, поскольку в каждом спорном  случае есть свои особенности и нюансы. 

Военное значение имеют  территории, которые могут стать "перевалочными пунктами" для нападения в случае войны. Особенно дороги государствам районы, которые могут быть использованы для разведывательной деятельности, сегодня например, для размещения радиолокационных станций.

К экономически важным регионам относятся проливы, каналы, а также территории, богатые природными ресурсами или имеющие большой потенциал для развития туристического бизнеса. Чаще всего споры между государствами возникают при разделе водных территорий, богатых рыбой, а также при определении границ нефтяных шельфов.

Политическое значение имеют территории, являющиеся спорными исторически, причем обычно они не играют важной роли в географическом или  в экономическом плане. Зато территориальные  претензии могут стать способом набирания политических очков в  предвыборной борьбе.

Известно, что Российская Федерация является крупнейшим в  мире государством с достаточно низким уровнем плотности населения. Столь значительный объем территорий был наработан в течение достаточно продолжительного в исторических масштабах времени. Нынешнее положение России в части территорий обусловлено преимущественно политическими факторами, а наиболее существенный из них, - относительно недавняя смена политического строя, повлекшая за собой распад СССР. Стоит отметить, что на протяжении двадцатого века Россия сохраняла свое административно-территориальное деление в рамках объединенного государства как РСФСР. Однако, как правопреемник Советского Союза, РФ унаследовала и территориальные претензии прошлого, диалог по которым ранее не велся по политическим соображениям. К числу таких разногласий относятся недавно разрешенный спор с Китаем, а также известное противостояние вокруг Курильских островов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Актуальные территориальные споры

 

Государственная граница  объединяет РФ с 16 странами. По суше с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией, Северной Кореей, по морю с Японией и США.

Сегодня практически  все знают о том, что некоторые  острова Курильской гряды являются предметом территориальных претензий Японии. Но не только Япония предъявляет территориальные претензии к России. 

Вопрос о нынешних границах периодически поднимали или  поднимают и другие соседи, не говоря уже о бывших республиках СССР. Корни этих проблем уходят глубоко в века, когда к Российской империи было присоединено очень много различных земель. В состав Российской империи входили и нынешняя Финляндия, и значительная часть Польши, Кавказа, и знаменитая Аляска. 

После передела карты мира в результате войн в XX веке многие спорные вопросы если и не остались нерешенными, то оставили значительный след в "коллективном бессознательном" наций-соседей. После распада СССР проблем еще несколько прибавилось. По протяженности границ Россия и занимает первое место в мире 60 тысяч километров. Двигаясь вдоль границы, прокомментируем проблемы в отношениях с соседними государствами, связанные с территориальным вопросом. 

 

1.1. Россия и США

 

У России и США самая  длинная морская граница в  мире. Единственной проблемой долгое время был вопрос о разграничении вод Берингова пролива. В 1990 г. между двумя СССР и США был подписан договор о разграничении морских пространств (разграничены территориальные воды, экономическая зона и шельф). Это около пяти тысяч километров.

 

1.2. Россия и Япония

 

Одной из наиболее известных  историй является претензия Японии на группу южных островов Курильского архипелага (острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу безымянных островов Малой Курильской гряды, называемых в Японии «Хабомаи»), общая площадь которых составляет более половины площади всех Курил. Договора о границе у России и Японии нет. Нет и мирного договора. Как условие заключения договора, японцы стали требовать передачи им всех четырех Южно-Курильских островов, в том числе более крупных и населенных островов Кунашир и Итуруп.  Россия сделала шаг навстречу Японии, заявив, что готова передать острова, но при условии заключения договора о стратегическом партнерстве, что позволило бы наладить инвестиционное сотрудничество и улучшить торгово-экономические отношения между странами. Притом, не секрет, что США официально поддерживают территориальные претензии Японии к России, а сама Япония в своих притязаниях может не ограничиться только Южными Курилами и потребовать включить все Курильские острова и Южный Сахалин.

 

1.3. Россия и Северная Корея

 

Действует соглашение о  демаркации (обозначении на местности) границ и разграничении морского пространства, границы четко обозначены не только на карте, но и на местности. И надежно охраняются. В Китай, Японию и Южную Корею северные корейцы нелегальным образом проникают гораздо чаще, а большая часть северокорейских нелегалов, о которых писали СМИ в 1990-х годах, - рабочие, бежавшие с принадлежащих КНДР леспромхозов в России. 

 

1.4. Россия и Китай

 

Озабоченность вызывает и Китай. Пограничные споры омрачали отношения СССР и КНР, начиная с 1960-х годов. Кульминацией пограничных споров считаются события 1969 года, когда Китай положил году не одну тысячу своих солдат в битве за остров Даманский (в те времена этот клочок земли размером полтора на полкилометра, покрытый илом и поросший камышом, еще не был полуостровом). В 1991 г. подписано соглашение о демаркации восточной части границы протяженностью около 4200 км. Демаркация завершена. Однако стороны так и не сумели договориться относительно двух ее участков: на реке Аргунь (остров Большой) и на Амуре (острова Большой Уссурийский и Тарабаров). Здесь не удалось даже делимитировать границы (обозначить их на карте), не говоря уже о демаркации. На западной границе Китая с Россией протяженностью около 50 км действует соглашение по делимитации. Начата демаркация.

 Буквально недавно  глава МИД РФ Сергей Лавров  и его китайский коллега Ян Цзечи подписали последний протокол по демаркации границы между Россией и КНР по реке Амур. Согласно этому документу, Китай получил остров Тарабаров и половину острова Большой Уссурийский. Общая площадь переданных Россией КНР территорий составила 174 кв. км. Впрочем, не все в Китае считают вопрос о границе с Россией решенным окончательно. С одной стороны, на официальном уровне  территориальные претензии к России сняты навсегда. С другой, многие граждане КНР считают, что Москва вернула Китаю еще не все территории. Например, на консультациях в Пекине по поводу уточнения прохождения линии границы в 1964 году Китай официально заявил, что 1540 тыс. кв. км отторгнуто Россией по неравноправным договорам, в том числе по Айгуньскому — более 600 тыс., по Пекинскому — более 400 тыс. И подобная трактовка истории не изменилась в Китае до сего дня, хотя официально руководители КНР заявляют, что территориальных претензий к России не имеют. 

Впрочем, решение о  передаче островов было принято российским руководством в 2004 году, когда отношения России и Запада начали стремительно портиться, а в качестве противовеса этому Москва начала активизировать связи с Пекином, для чего потребовалось окончательное разрешение всех территориальных споров. Острова эти не очень большие и

небогаты природными ресурсами, но для России имеют важное значение. На Большом Уссурийском расположен специальный укрепленный район, который способен 45 минут удерживать противника у Хабаровска, а над Тарабаровом пролегает траектория взлета самолетов 11-й армии ВВС и ПВО.

 

 

 

 

1.5. Россия и Монголия

 

Действуют договор о границе и соглашения по демаркации.

 

1.6. Россия и Казахстан

 

Вопрос о границе  пока не поднимается ни одной из сторон. Сейчас существует весьма условная "межреспубликанская граница".

 

1.7. Каспийское море

 

Пока действуют российско-иранские соглашения о разделе Каспийского моря. Однако новые независимые прикаспийские государства Азербайджан, Туркмения и Казахстан требуют раздела Каспия (прежде всего его дна). Азербайджан, не дожидаясь определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке его недр.

 

1.8. Россия и Азербайджан

 

Создана двусторонняя комиссия по делимитации границы. Ее деятельность осложняется тем, что на некоторых  участках по обе стороны границы  проживают лезгины и народ оказывается разделенным.

 

1.9. Россия и Грузия

 

С 1993 г. работает комиссия по делимитации границы. Ее деятельность затрудняется наличием непризнанных образований Абхазии, Южной Осетии (Грузия). Не решены проблемы черноморской границы: предстоит разграничить территориальные воды, экономическую зону и шельф.

 

1.10. Россия и Украина 

 

Россия считает, что  Азовское море с Керченским проливом должно считаться внутренним морем  России и Украины. Киев же настаивает на его разделе. Проблемы сухопутной границы обсуждаются вместе со всем комплексом двусторонних российско-украинских проблем и решаются так же трудно, как и все остальные.

 

1.11. Россия и Белоруссия 

 

Вопрос о границе  между двумя государствами пока не ставится. 

 

 

 

1.12. Россия и Латвия

 

Латвия после обретения  независимости в 1991 году ставила  вопрос о признании договора с РСФСР 1920 года и о незаконности передачи в состав России Абренского (Пыталовского) района Латвии в конце 1940-х годов. Собственно возвращения территорий Латвия не требовала, а в середине 1990-х годов вообще сняла все претензии к России, выполняя условия, необходимые для вступления в ЕС.

 

1.13. Россия и Эстония 

 

Эстония так же как и Латвия претендовала на часть российской территории, ссылаясь на тот же мирный договор от 1920 года, по которому Эстония требовала вернуть ей Печорский. Но условия вступления в НАТО таковы, что у членов не должно быть никаких спорных территорий, поэтому зстонцам и латышам пришлось официально отказаться от своих претензий. Поэтому несмотря на распространяемые рядом СМИ утверждения, Эстония официально не предъявляет претензий к России.

 

1.14. Калининградская область 

 

Этот российский полу-анклав имеет общие границы с Польшей  и Литвой. Пограничных проблем  здесь нет, хотя, по утверждению ряда российских СМИ, в ФРГ и в Литве  растет популярность идеи аннексии области. 

 

1.15. Россия и Литва 

 

Подписан договор о  демаркации границы. Однако Россией  этот договор пока не ратифицирован.

 

1.16. Россия и Финляндия

 

Действует договор о  госгранице, подписаны документы  о ее демаркации.

 

1.17. Россия и Норвегия 

 

Сухопутная граница  и территориальные воды оформлены соответствующими документами и демаркированы. Главная проблема двусторонних отношений в разграничении морской экономической зоны и шельфа. Переговоры об этом безуспешно идут с 1970 г. Норвежцы считают, что российская  граница полярных владений должна быть пересмотрена, и настаивают на принципе равного расстояния границы от островных владений обеих стран.

Информация о работе Территориальные притязания различных государств и их обоснование