Территориальное устройство государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Так же в работе будет рассматриваться такая форма государственного устройства, как конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
Территориальное устройство государств:
Унитарная форма государства…………………………………………...6
Федерация………………………………………………………………...12
Конфедерация…………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

формы гос устройства.docx

— 91.56 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

Территориальное устройство государств:

  1. Унитарная форма государства…………………………………………...6
  2. Федерация………………………………………………………………...12
  3. Конфедерация…………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

На курсовую работу, выполненную студентом (студенткой) __________________________________________________________________

 

Курсовая работа выполнена в соответствии с предъявляемыми требованиями. Тема была раскрыта. Методологический инструментарий применен хорошо. Работа допускается к защите.

 

_________________(______________)

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

На курсовую работу, выполненную студентом (студенткой) __________________________________________________________________

Контрольная работа выполнена с нарушением предъявляемых требований к содержанию и оформлению. Тема работы не раскрыта. Необходимо устранить следующие замечания:

  1. _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

 

________________(_________________)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общепризнанно, что элементы составляющие государство, - это территория, население и публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория, так как без собственной территории не может быть государства. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом и отдельных его частей.

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые характерны как для государственного строительства в России, так и для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешенными и дискуссионными.

Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики в монархии формальным источником власти является одно лицо Глава государства, получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Форма государства — это единство институциональной (форма правления) и территориальной (форма территориального устройства) организации публичной политической власти.

Форма территориального устройства характеризует территориальную организацию государства: его внутреннее деление, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с высшими органами государственной власти.

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Так же в работе будет рассматриваться такая форма государственного устройства, как конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВ.

1. УНИТАРНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА

 

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы).

Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом её особенности. Но в подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы (в частности, судебные округа).

Далее – единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь. Для унитарного государства характерной является единая система права. Её базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчинённый характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.1

В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и 
процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие 
правоохранительные органы, представляют собой звенья единой 
централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

В зависимости от того, какой вид контроля она осуществляет за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с 
федеративными государствами. Различие же с централизованными 
государствами заключается в том, что они (централизованные) – это те 
государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на 
местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это 
государства с выраженными авторитарными политическими режимами.

В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.). Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной 
властью. В унитарном государстве может функционировать и местное 
самоуправление, действовать муниципальные органы.

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жёсткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня 
территориального деления, то Франция – четыре.

Унитаризм по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений.

Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, 
появлением глобальных экологических проблем и с другими факторами 
начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т. д.

Яркими примерами унитарного устройства являются Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция, Италия, Алжир, Великобритания, Иран и т.д.

Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью.

Унитарное (единое) государство не имеет в своем составе иных государственных образований (частей). В большинстве унитарных государств территория делится на административно-территориальные единицы (район, округ, графство, воеводство и т.п.).

В унитарных государствах существуют единственные для всей страны высшие органы власти, и действует единое законодательство. Органы власти административно-территориальных единиц могут действовать на принципах как местного самоуправления (т.е. самостоятельности в сфере исполнительно-распорядительных функций), так и областной автономии (когда территориальные органы власти могут осуществлять и законодательные функции по определенному кругу вопросов).2

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им во ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.

Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, так и децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а «в центре».3

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках «центра», она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные.4

В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие «государства-карлики»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФЕДЕРАЦИЯ

 

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. (В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета - народ.).

Информация о работе Территориальное устройство государств