Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.(http://doorinworld.ru)
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. (Большая советская энциклопедия).

Содержание

Тема 1. Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов.
1. Социализация лиц с ограниченными возможностями............................................2
2. Государственная социальная политика в отношении инвалидов...........................7
3. Отечественные исследователи, занимающиеся проблемами инвалидов..............13
Список литературы.....................................................................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

                                                         Содержание:

       Тема 1. Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов.

1. Социализация лиц с ограниченными возможностями............................................2

2. Государственная социальная политика в отношении инвалидов...........................7

3. Отечественные исследователи, занимающиеся проблемами инвалидов..............13

    Список литературы.....................................................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Социализация лиц с ограниченными возможностями.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.(http://doorinworld.ru)

Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. (Большая советская энциклопедия).

Социализация  лиц с ограниченными возможностями — это процесс, включающий в себя реализацию лицом с ограниченными возможностями медицинских, адаптационных, коммуникативных, реабилитационных факторов приминительно как в подседневной жизни, так и к общественной. (Е.И.Холостова «Социальная реабилитация»)

   В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как "ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества". Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

По данным ООН, каждый десятый человек на планете  имеет инвалидность. По официальной  статистике, в России сейчас около 10 млн. инвалидов, а по оценке Агентства  социальной информации, - не меньше 15 млн. С точки зрения официальной статистики, инвалидом является человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в ведомственных лечебных учреждениях, и стоящий на учете в статусе бенефициара. Однако к инвалидам можно отнести также и лиц, попадающих под установленное законом определение инвалидности, но не обратившихся в БМСЭ, поскольку их заболевание еще не было выявлено, или они сами не желают получить статус инвалида.1

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность»:

- любая потеря или  нарушение психологической, физиологической  или анатомической структуры  или функции;

- ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

  • затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).

               Основные социологические концепции социализации.

  Структурно функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис).

 Устойчивость социальной системы; адаптация индивидов к социальной среде; интеграция индивида в социальную систему, интериоризация общепринятых социальных норм; адаптивные механизмы (Т. Парсонс);

    Классификация типов индивидуальной адаптации к структурной аномии по признаку различения ≪культурных целей≫ (ценностей, предписываемых культурой) и ≪институализированных средств≫ (норм), Типология способов индивидуальной адаптации к структурной аномии: конформизм; инновация; ритуализм; ретритизм

(≪уход≫); бунт (Р. Мертон). Феноменологические теории (П.Бергер, Т.Луман, А.Щац)

Социализация — всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или  ≪отдельную его часть≫; с первичной  социализацией связаны ≪значимые  другие≫, формирование в сознании образа ≪обобщенного другого≫ — общества, субъективное установление целостной идентичности; в процессе вторичной социализации — ≪биологические ограничения становятся менее важными для процессов освоения социальной реальности, которые теперь устанавливаются в терминах внутренних свойств приобретенного знания, то есть в терминах основополагающей структуры этого знания≫2; феноменологическое понимание объясняет процесс социализации индивидов с ограниченными возможностями, которые могут пользоваться различными (сохраненными) знаковыми системами в освоении социальности (взамен утраченных).

                 Социально-антропологический подход (Э. Дюркгейм).

Аномия как отсутствие≪органической≫ социальной солидарности; аномия как  различные виды нарушений в ценностно-нормативной  системе общества (ценностно-нормативный  ≪вакуум≫, ≪отсутствие≫ норм; низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, их неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения; расплывчатость и противоречивость социальных норм; противоречия между нормами-целями и нормами-средствами).

                   Символический интеракционализм (Дж.Г. Мид, Ч. Кули).

Социализация  индивидуального сознания как социальный процесс, приобщение индивидуальных ментальных процессов к ≪большому сознанию≫; превращения физиологического организма  в рефлексивное социальное ≪Я≫; формирование социальной природы индивида (≪зеркального ≪Я≫); основные элементы само определения:

1) образ нашего  облика в представлении другого  человека;

2) образ его  суждения о нашем облике;

3) самоощущение (например, гордость или унижение) на воспринятую нами реакцию других.

                Классическая социологическая теория, понимающая социология

                                                     (М. Вебер, Н.Смелзер).

Адаптивистский и развивающий  подходы исследования социализации; Непрерывность процесса социализации; различия между социализацией детей и взрослых; социализация как приобретение опыта и осваивание установки, соответствующие социальным ролям; цели:

1) способствовать интеракции людей на основе социальных ролей;

    1. обеспечить сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения Факторы успешной социализации: социальные ожидания, изменения поведения и стремлением к конформизму.

         Эпигенетическая концепция периодизации жизненного пути личности

                                  от рождения до смерти (Э. Эриксон).

           Социокультурный контекст становления личности; психосоциальное развитие человека в течение всего жизненного цикла; восемь последовательных стадий психосоциального становления индивида, характеризующихся специфическими задачами.

Задачи развития на каждом этапе: для младенческого периода — формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения; для раннего возраста — борьба за собственную независимость от взрослых и самостоятельность против стыда и сильного сомнения в своих действиях; для игрового возраста — развитие активной инициативы, появление чувства вины и моральной ответственности за свои желания; в период обучения в школе — получение навыков трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда; в подростковом или раннем юношеском возрасте — ключевая стадия идентичности, первое цельное осознание себя и своего места в мире, окончание поиска себя в различных ролях; конец юности и начало зрелости — решение взрослых задач, поиск спутника жизни и близких дружеских связей; в зрелый период — борьба творческих сил человека против косности и застоя; в период старости формируется окончательное цельное представление о себе.

                   Теория взаимодействия психических и социальных факторов в

                                  процессе становления личности (Э. Фромм).

Субъектность  индивида в социальном процессе; психические процессы первичны и во многом определяют структуру социальных феноменов; соответственно пяти формам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникает пять способов адаптации к социуму: рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный, продуктивный.

         Феноменологические теории (П. Бергер, Т. Луман, А. Щюц).

Социализация — всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или ≪отдельную его часть≫; с первичной социализацией связаны ≪значимые другие≫, формирование в сознании образа ≪обобщенного другого≫ — общества, субъективное установление целостной идентичности; В процессе вторичной социализации — ≪биологические ограничения становятся менее важными для процессов освоения социальной реальности, которые теперь устанавливаются в терминах внутренних свойств приобретенного знания, то есть в терминах основополагающей структуры этого знания≫; феноменологическое понимание объясняет процесс социализации индивидов с ограниченными возможностями, которые могут пользоваться различными (сохраненными) знаковыми системами в освоении социальности (взамен утраченных).

                        Концепция социализационной нормы (А.И.Ковалев)

Типы социализации:

По характеру социальности: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, патерналистский, конформистский, моносоциокультурный, поли-социокультурный и др.; 

по характеру социализационного  процесса профессиональная, познавательная. правовая, трудовая и др.;

по результативности: успешная, нормативная, кризисная, отклоняющаяся, принудительная, реабилитационная, ускоренная, запаздывающая и др.;

девиация как крайняя  форма отклоняющей социализации.

                         Биологизаторская концепция ребенка (Л.С.Выготский)

    Особенности социализации детей-инвалидов должны исходить из рассмотрения этих индивидов как нормальных, способных осваивать социальность, но иными способами, путями, средствами, чем типичные индивиды. Субъективность личности в процессе ее воспитания; социальный характер воспитания. Воспитание из человека как биотипа формирует человека как социотип. Объяснение отклонений в развитии личности на основе как биологической, так и социальной обусловленности этого процесса, анализ влияний социальной среды на личность.

                                                   Новая теория воспитания (П.П. Блонский). 

Необходимость рассмот-рения психики как результат эволюции) и целостного подхода к изучению ребенка; нравственность как сложное явления не биологического, а социального порядка.2

             Государственная социальная политика в отношении инвалидов.

Коренное преобразование политических институтов российского  общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, изменения в институциональную основу политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ».

Основными формализованными критериями, по которым оценивается  политика государств в отношении  инвалидов, являются следующие параметры:

- наличие официально признанной  политики в отношении инвалидов;

- наличие специального  антидискриминационного законодательства  в отношении инвалидов;

- координация национальной  политики в отношении инвалидов;

- судебные и административные  механизмы реализации прав инвалидов;

- наличие неправительственных  организаций инвалидов;

- доступ инвалидов к  реализации гражданских прав, в  том числе права на труд, на  образование, на создание семьи,  на неприкосновенность частной  жизни и собственности, а также  политических прав;

- наличие системы льгот  и компенсаций для инвалидов;

- доступность для инвалида  физической среды.

Современное российское социальное законодательство по проблемам инвалидов отражает особенности переходного периода: нормативно-правовая документация насыщена декларативными положениями, зачастую не подкрепленными соответствующими актами, а официальные доклады о реализации прав и положении уязвимых групп населения ретушируют остроту проблемы и не выносятся на широкое обсуждение.

Таким образом, в политике по отношению к инвалидам проявились практически все противоречия, свойственные современной социально-экономической ситуации и политической парадигме. Это означает, что реформирование системы льгот и компенсаций, адресованных инвалидам, в частности, возможно и необходимо, однако в стратегическом отношении очевидно, что это мало что даст, если не будет преодолен сформировавшийся концептуальный вакуум и сформирована целостная идеология в отношении социально уязвимых групп населения. Главный принцип этой идеологии – адекватность социальных гарантий финансовым возможностям и ресурсам государства. «Законодательство об инвалидах должно базироваться, в первую очередь, на социально-политических реалиях, а не на сентиментальном желании делать добро».

Информация о работе Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов