Государственный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:44, реферат

Краткое описание

Определение контроля, означающее проверку, а также наблюдение с целью проверки, дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Контроль охватывает наблюдение за разными участками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер к прекращению аномального развития события. Очевидно, что вряд ли какой-либо хозяйствующий субъект сможет функционировать без контроля, поскольку контроль предполагает и проверку взаимодействия всех подразделений и сотрудников между собой. Исходя из этого, контроль, можно рассматривать как один из компонентов управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.86 Кб (Скачать файл)

Указом № 325 определены основные задачи ведомственного контроля.

Контролирующие органы должны обеспечивать:

• контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями;

• своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;

• принятие мер по сохранности, целевому и эффективному использованию имущества подведомственных организаций;

• выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.

Функции ведомственного контроля определяются отраслевыми инструкциями, которые разрабатываются министерствами, ведомствами и другими республиканскими органами государственного управления на основе нормативных актов и инструктивных материалов, регламентирующих организацию контроля в Республике Беларусь. К основным функциям следует отнести:

• координацию деятельности структурных подразделений органа государственного управления при осуществлении им ведомственного контроля;

• организацию и проведение:

- плановых проверок финансово-хозяйственной  деятельности организаций, подчиненных  соответствующему органу государственного  управления или входящих в  его состав;

- внеплановых проверок  подведомственных организаций по  поручениям органов уголовного  преследования по возбужденньтм  уголовным делам, руководителей  органов уголовного преступления  и судов по находящимся в  их производстве делам (материалам);

- камеральных проверок;

- мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных  связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности  подведомственной организации (мониторинг);

• разработку проектов нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление ведомственного контроля;

• оказание методологической помощи подведомственным организациям в целях повышения эффективности их деятельности;

• проведение работы по изучению и распространению в соответствующей отрасли более совершенных форм организации ведомственного контроля;

• проведение анализа выявляемых нарушений и внесение а установленном порядке предложений по изменению и дополнению законодательства в сфере экономических отношений;

• обеспечение контроля за устранением подведомственными организациями выявленных в ходе проведения проверок нарушений, учета проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, их результатов и принятых по ним мер, составление и представление отчетности о проделанной контрольно-ревизионной работе.

В соответствии с Указом № 325 ответственность за организацию и состояние ведомственного контроля в соответствующих органах государственного управления возлагается на их руководителей. Служба ведомственного контроля - самостоятельное структурное подразделение органа государственного управления, подчиняющееся непосредственно его руководителю.

В настоящее время роль специалистов ведомственного контроля значительно возросла. В соответствии с Указом № 325 руководители этих служб, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций, являются по должности членами коллегиальных органов соответствующих министерств и ведомств. Этим же нормативным актом предусмотрено, что назначение на должность руководителей ведомственных контрольно-ревизионных служб согласовывается в установленном порядке:

• в государственных органах (за исключением местных исполнительных и распорядительных органов первичного и базового уровней) и иных государственных организациях, республиканских государственно-общественных объединениях, включенных в перечень государственных органов, и их структурных подразделениях, осуществляющих ведомственный контроль, - с Министерством финансов;

• в местных исполнительных и распорядительных органах первичного и базового уровней с территориальными органами Министерства финансов;

• в структурных подразделениях (подчиненных организациях) государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединениях - с соответствующими государственными органами, республиканскими государственными общественными объединениями.

Разработка методологии, организации и осуществления ведомственного контроля, подготовка и представление отчетности о контрольной деятельности, а также надзор за состоянием ведомственного контроля в стране возложены па Министерство финансов Республики Беларусь. На заседаниях коллегии министерства рассматриваются материалы проверок состояния ведомственного контроля в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, их руководителям даются обязательные для исполнения указания по устранению выявленных недостатков, в том числе в области контрольной деятельности. При министерстве создан Методологический совет по ведомственному контролю (приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 186), основными задачами которого являются:

• определение основных направлений совершенствования контрольно-ревизионной работы;

• рассмотрение и обсуждение проектов нормативных актов, регламентирующих деятельность ведомственного контроля;

• подготовка предложений для внесения изменений в действующие нормативные и законодательные акты с целью предотвращения нарушений государственной финансовой дисциплины;

• изучение, обобщение и распространение положительного опыта организации и осуществления ведомственного и внутрихозяйственного контроля;

• методологическое обеспечение ведомственного контроля.

Сущность и виды надзора

Надзор является одним из способов обеспечения законности в сфере государственного управления, он заключается в постником, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.

В зависимости от субъектов, правомочных осуществлять надзорные функции, выделяют два вида надзора: прокурорский и административный.

В административном праве изучается надзор прокуратуры за исполнением законодательства, предметом которого является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов Президента и иных нормативных актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными органами, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки исполнения законодательных актов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

При осуществлении общего надзора прокурор вправе:

1) по предъявлении  служебного удостоверения беспрепятственно  входить на территорию и в  помещения предприятий, учреждений  и организаций (независимо от  форм собственности, подведомственности  и вида пропускного режима), иметь  доступ к их документам, проверять  исполнение законов;

2) требовать от  руководителей и иных должностных  лиц предоставления издаваемых  ими актов, необходимых документов  и материалов, статистических и  иных сведений; проведения проверок  и ревизий деятельности подконтрольных  или подведомственных предприятий, учреждений и организаций и подчиненных им должностных лиц; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения экспертиз, проверок по поступившим в прокуратуру материалам, сообщениям и заявлениям и обязывать сообщать об их результатах. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок, ревизий и экспертиз не позднее десяти дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором;

3) вызывать должностных  лиц, граждан и требовать от  них объяснений по поводу нарушений  закона; в случаях, предусмотренных  законом, истребовать от должностных  лиц, граждан декларации об источниках  доходов;

4) проверять законность  административного задержания граждан  и применения к ним мер воздействия  за административные правонарушения; освобождать своим постановлением  лиц, незаконно подвергнутых административному  задержанию несудебными органами. Правовыми формами реагирования  прокурора на нарушения законности  в области государственного управления  являются: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.

Административный надзор - это систематическое наблюдение, контроль за точным и неуклонным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения нарушения этих правил, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.

Административный надзор является одним из способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, специальным видом правоохранительной деятельности. Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Данный вид надзора предназначен для наблюдения за исполнением действующих в государственно-управленческой сфере правовых актов. Особенности административного надзора заключаются в следующем:

1) он распространяется  на поднадзорные объекты независимо  от их ведомственной подчиненности  и форм собственности, т.е. административный  надзор носит надведомственный  характер;

2) при определенных  обстоятельствах субъекты надзорной  деятельности вправе применять  к объектам надзора меры административного  принуждения.

К субъектам административного надзора следует отнести государственные инспекции и приравненные к ним органы. Таких субъектов достаточно много и они разнообразны по своему статусу, порядку образования, масштабу деятельности. Субъекты надзора, осуществляющие свою деятельность на всей территории Республики Беларусь в отношении поднадзорных объектов, функционируют во многих республиканских органах государственного управления как на правах юридических лиц (Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты), так и в качестве внутренних структурных подразделении (Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов, иные контрольно-ревизионные службы республиканских органов государственного управления). Некоторые государственные инспекции имеют свою систему органов -- от республиканского до районного уровня (Государственная автомобильная инспекция).

Субъекты, осуществляющие административный надзор, вправе беспрепятственно входить на территорию, в помещения поднадзорных объектов; требовать предоставления необходимых документов; осуществлять технические проверки; получать объяснения, требовать устранения выявленных нарушений; приостанавливать деятельность предприятий, эксплуатацию механизмов, транспортных средств и др.

Правоохранительные органы являются специальными субъектами административного надзора, обладающими широкими полномочиями по применению мер административного принуждения.

ПРОКУРАТУРА. КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

Прокуратура

В системе государственных органов прокуратура занимает особое место. Прокуратура не относится к органам законодательной, исполнительной или судебной власти, хотя выступает от имени государства и наделена государственно-властными полномочиями. В соответствии со статьей 125 Конституции надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Основными направлениями в деятельности прокуратуры являются: надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Законом о прокуратуре Республики Беларусь от 29 января 1993 года предусмотрено, что органы Прокуратуры:

1) составляют единую  централизованную систему с подчинением  нижестоящих прокуроров вышестоящим  и Генеральному прокурору Республики  Беларусь;

2) осуществляют  полномочия в пределах своей  компетенции независимо от органов  государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой  информации, политических, иных общественных  и религиозных объединений в  соответствии с Конституцией  и законами Республики Беларусь;

3) принимают меры  по пресечению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав  и привлечению к установленной  законом ответственности лиц, допустивших  эти нарушения;

Информация о работе Государственный контроль