Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:07, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по вопросам гендерных исследований.
2. Провести гендерное исследование занятости сельских женщин.
3. Выявить особенности занятости женщин в сельской местности.

Содержание

Введение………………………………………………………
3
Глава 1.
1.1.
1.2.
Теоретико-методологические аспекты исследования.
Гендерные исследования занятости женщин……………….
Описание методики исследования…………………………..

5
19
Глава 2.


2.1.

2.2.
Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края (на примере Туркменского района).
Общая характеристика рынка труда Туркменского района и положения женщин на нем………………………………...
Проблемы занятости женщин Туркменского района
(по материалам социологических исследований) ………….




21

23
Глава 3.

3.1.
3.2.

3.3.


3.4.

3.5.
Специфика профориентационной работы в школе с девушками старшего школьного возраста.
Понятие профориентационной работы …………………….
Основные направления работы школы по профориентации со старшеклассницами…. ………………..
Формы профссиональной ориентации, активизирующие деятельность старшеклассниц по подготовке к выбору профессии……………………………………………………..
Психолого-педагогические особенности девушек старшеклассниц ………………………………………………
Методические рекомендации профориентационной работы с девушками в школе………………………………………….


33

35


36

38

40

Заключение…………………………………………………….
50

Литература……………………………………………………..
55

Приложения……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Гендерные исследования занятости женщи1.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

  Отсутствие единой точки  зрения на понятие профориентации  объясняется и другими причинами. Например, тем, что это комплексная проблема, а потому и подходы к ее определению могут быть различными. Если профориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под влиянием учителей школ, то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации.

  Если же на этот процесс  посмотреть через призму психологической  науки, то на первый план  выступят психологические понятия  и концепции, объясняющие особенности  того, или иного выбора.

  Третий подход – социологический, при котором выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества.

  Изложенное выше понимание  профориентации позволяет дать следующее ее определение:  профессиональная ориентация это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации.(Давыдова,1990).

 

 

 

 

3.2.Основные  направления работы школы по  профориентации со старшеклассницами

Профориентационная работа школы  с девушками старшего школьного  возраста включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1.Профессиональное просвещение.

Информирование девушек о мире профессий ставит целью их ознакомление с наиболее актуальными для общества профессиями в данный момент и в ближайшие 20-30 лет, а также с практическими возможностями и преимуществами овладения той, или иной профессией.

2.Предварительная профессиональная  диагностика девушек, направленная на выявление интересов и способностей личности к той, или иной профессии. Для этой цели используются анкетные, аппаратурные и текстовые методы.

3.Профессиональная консультация  нацелена в основном на оказание  индивидуальной помощи в выборе профессий со стороны специалистов.  Профконсультацией охватываются все девушки- старшеклассницы и их родители.

4.Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию.

5.Социально-профессиональная адаптация  осуществляется в учебных мастерских, трудовых объединениях школьников,  в органах самоуправления.

6.Профессиональное воспитание ставит целью формирование у девушек старшего школьного возраста чувство долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства в ходе овладения избранной профессии. (Захаров, 1988).

В работе по различным направлениям выделяют следующие формы  и методы профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, организация клубов по интересам, кружки, анкетирование, применение тестов (в частности для диагностики профессиональных способностей), написание учащимися рефератов и т.д. (Сазонов, 1988).

В условиях экономических реформ в  России важнейшими задачами становятся разработка и реализация в практике личностно ориентированной модели, расчитанной на подготовку  высококвалифицированных работников, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом, конкурентоспособностью.

Поэтому школа в настоящее время  большое внимание уделяет подготовке девушек старшеклассниц к профессиональному самоопределению.

Кроме того, профориентационную работу с девушками старшего школьного возраста, следует рассматривать на наш взгляд, как

« процесс формирования индивидуального  стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность». («Педагогика», 1993).

 

3.3. Формы  профессиональной ориентации, активизирующие деятельность старшеклассниц по подготовке к выбору профессии.

Основными формами профориентационной работы по организации целенаправленной деятельности девушек старшего школьного возраста по  подготовке их к сознательному выбору профессии являются: индивидуальные задания, конкурсы на звание «Лучший по профессии», вечера, недели труда, подготовка рефератов, альбомов о профессиях, участие девушек в работе клубов будущих специалистов, кружках по интересам и т.д.

Индивидуальные задания девушкам дают преподаватели для углубления знаний по отдельным вопросам с целью повышения их заинтересованности в определенных областях знаний, расширения представлений о возможности использования своих склонностей и способностей. При этом учитель учитывает особенности интересов и увлечений учащейся. Отдельным ученикам могут быть даны задания по разработке технологической карты,  по оценке качества выполненной работы. В организации этой работы важно, чтобы  старшеклассница была убеждена в своих возможностях выполнить задания, совершенствовать знания и умения в данной области деятельности.

Конкурсы « Лучший по профессии» имеют цель выявить учащихся, имеющих  склонности и интересы к определенной профессии. Такие конкурсы служат массовым смотром достижений. Они активизируют познавательную деятельность девушек, углубляют их знания, совершенствуют умения и навыки профессионального характера, развивают у них профессиональные интересы и творческое отношение к труду.

В процессе проведения конкурсов участница  имеет возможность на практике испробовать свои силы, сравнить результаты своего труда с результатами труда других, что побуждает к совершенствованию знаний и умений в той или иной области деятельности.

Для углубления изучения профессии  учитель поручает учащимся готовить рефераты, альбомы о профессиях. Такая работа способствует расширению знаний о профессиях, так как школьницам приходится подбирать необходимые материалы, изучать опыт передовиков.

Клубы будущих специалистов.

Известно, что развитие человека проходит в процессе деятельности. Поэтому воспитательная профориентационная работа – это прежде всего организация деятельности школьниц, их отношений с товарищами, со взрослыми. В этом смысле весьма интересно создание клубов будущих специалистов. Их работа организована так, чтобы каждая девушка получила определенные сведения о профессии, имела возможность пообщаться с людьми труда, мастерами своего дела.

Летние трудовые объединения старшеклассников.

Большое значение в организации  профориентационной работы имеют трудовые объединения старшеклассников. Школьницы, работающие в бригаде, практически и психологически сознательно готовят себя к выбору профессии. В летних трудовых объединениях труд старшеклассников должен быть педагогически организованным, посильным, общественно значимым. Значительное влияние на формирование трудолюбия, профессиональных наклонностей оказывает нормирование, учет и оценка производительного труда, правильная постановка соревнования.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе внеклассной внешкольной работы девушки имеют возможность знакомиться с различными профессиями, проникать в их сущность, оценивать возможности применения своих сил и способностей. Профессиональная ориентация способствует развитию у старшеклассниц самостоятельности в работе, творческой самодеятельности, изобретательства.

Кроме того, на наш взгляд, эффективной  формой профориентации школьниц является их в производительном труде, позволяющем  увидеть результаты своей деятельности, на практике проверить свои способности.

 

 

3.4. Психолого-педагогические  особенности девушек-старшеклассниц

 

Старший школьный возраст, или возраст  ранней юности, - период жизни человека от 15 до 17 лет. В этот период приобретается  та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая позволяет человеку в известной мере быть способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности и служит надежной основой его дальнейшего развития. Говоря об учащихся этого возраста, Н.С.Лейтес отмечает: «В их психологическом облике чаще всего сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» типа и черт «художественного» типа характеризует неповторимое своеобразие возраста и, по-видимому, представляет собой залог многостороннего развития в дальнейшем» (Н.С.Лейтес, 1971).

Психологи, изучавшие этот возрастной период (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, В.А.Крутецкий, А.В.Захарова и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется всё более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему. Интеллектуальная продвинутость позволяет девушкам старшего школьного возраста осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества.

У старшеклассниц развивается умение пользоваться разнообразными приемами логического запоминания. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая приобретает всё более активный, самостоятельный и творческий характер.

У девушек старшего школьного возраста по сравнению с подростками интерес к школе заметно повышается. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники отчетливо сознают, что необходимым условием достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания, умения и навыки. Поэтому потребность в самостоятельном приобретении знаний – одна из характерных черт современной старшеклассницы.

Развиваются читательские интересы, тесно связанные с направленностью познавательных интересов, которые, в свою очередь, становятся широкими, устойчивыми и действенными. Избирательность интересов у старшеклассниц, как правило, связана с жизненными планами.

Самосознание в этом возрасте приобретает  качественно – специфический характер, определяемый необходимостью оценить особенности своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений. Происходит стабилизация самооценки, рост произвольности психических процессов, совершенствование механизмов саморегуляции.  На этой основе развивается потребность в самовоспитании, направленно уже не только на преодоление тех или иных недостатков и приобретение отдельных положительных черт и свойств, но и на формирование личности в целом.

Все указанные особенности девушек  старшего школьного возраста позволяют им вплотную подходить к осознанному выбору профессии.

 

3.5.  Методические рекомендации профориентационной  работы 

              с девушками в школе

 

Одним из направлений воспитательной работы школы является профориентация  среди старшеклассниц. Поэтому, в воспитательном плане школы этой работе отводится особое место. Так, для девушек старшего школьного возраста разрабатывается серия практических занятий по профориентации, которые могут быть проведены на классных часах, уроках по технологии, биологии, на занятиях кружков, факультативов и спецкурсов.

Мы предлагаем разработки практических заданий для девушек  - старшеклассниц, которые можно использовать на занятиях под наблюдением учителя или самостоятельно.

Практическая  работа №1.

Тема: «Характер».

Цель: изучить и выявить основные черты своего характера; определить,  как черты характера влияют на поведение человека, на его отношение к окружающему миру.

У каждого человека все  психологические  качества образуют характер. В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». В самом деле, жизнь чеканит, отливает характер человека, накладывает печать на все поступки, мысли и чувства. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявлений индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех, или иных жизненных ситуациях.

Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений выделяют четыре группы черт характера, свидетельствующих об отношении человека к другим людям, к коллективу и обществу; отношении человека к труду; отношении человека к самому себе; отношении человека к вещам.

Черты характера во многом определяют поведение человека. Большое влияние  на поведение оказывают и индивидуальные особенности психических процессов. В зависимости от того, какая из этих особенностей преобладает, в характере человека выделяют такие черты, как интеллектуальные, эмоциональные и волевые.

Характер  является одновременно и  устойчивым и изменяющимся.

Данная практическая работа позволит вам определить свои черты характера, возможности овладения той или иной профессией.

 

Задание 1. Проанализируйте свои возможности  в овладении той или иной профессией.

Для этого из приведённого перечня  выберите 5 – 10 черт личности, которые, по вашему мнению, определяют ваш характер, и выпишите их на листке столбиком. Если вам свойственна черта характера, которой нет в этом перечне, то под чертой допишите и её. После этого рядом с каждой позицией этого списка поставьте порядковый номер( начиная с наиболее свойственной черты вашего характера в порядке убывания их значимости). Будьте готовы объяснить, почему вы именно так делаете.

Назовите черты характера, необходимые, по вашему мнению, для успешной деятельности по избранной вами профессии. Выпишите их во второй столбик.

А теперь сравните первый  и второй списки. Какие черты характера у вас есть, а какие отсутствуют?

Краткий перечень черт характера: аккуратность, активность, альтруизм, балагурство, бережливость, беспечность, вежливость, великодушие, верность, гордость, грубость, гуманность, дальновидность, двуличность, деликатность, жадность, женственность, жестокость, заботливость, завистливость, загадочность, идейность, избалованность, инициативность, коллективизм, красноречивость, кротость, лаконичность, ласковость, легковерие, медлительность, меланхоличность, мечтательность, наивность, насмешливость, настойчивость, обидчивость, общительность, объективность, пассивность, пессимизм, пластичность, радушие, решительность, расчетливость, скромность, скрытость, слабохарактерность, тактичность, торопливость, трудолюбие, упрямство, усидчивость, усердие, фантазерство, флегматичность, хитрость, храбрость, хладнокровие, целеустремленность, честность, чистоплотность, чувствительность, шутливость, щедрость, эгоистичность, эрудированность, юмористичность, язычество.

Информация о работе Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту