Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:07, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по вопросам гендерных исследований.
2. Провести гендерное исследование занятости сельских женщин.
3. Выявить особенности занятости женщин в сельской местности.

Содержание

Введение………………………………………………………
3
Глава 1.
1.1.
1.2.
Теоретико-методологические аспекты исследования.
Гендерные исследования занятости женщин……………….
Описание методики исследования…………………………..

5
19
Глава 2.


2.1.

2.2.
Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края (на примере Туркменского района).
Общая характеристика рынка труда Туркменского района и положения женщин на нем………………………………...
Проблемы занятости женщин Туркменского района
(по материалам социологических исследований) ………….




21

23
Глава 3.

3.1.
3.2.

3.3.


3.4.

3.5.
Специфика профориентационной работы в школе с девушками старшего школьного возраста.
Понятие профориентационной работы …………………….
Основные направления работы школы по профориентации со старшеклассницами…. ………………..
Формы профссиональной ориентации, активизирующие деятельность старшеклассниц по подготовке к выбору профессии……………………………………………………..
Психолого-педагогические особенности девушек старшеклассниц ………………………………………………
Методические рекомендации профориентационной работы с девушками в школе………………………………………….


33

35


36

38

40

Заключение…………………………………………………….
50

Литература……………………………………………………..
55

Приложения……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Гендерные исследования занятости женщи1.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 



МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

кафедра экономической, социальной и политической географии

 

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ.

СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В ШКОЛЕ  (НА ПРИМЕРЕ ТУРКМЕНСКОГО РАЙОНА).

 

 

 

 

Работа допущена к защите

«__» _______________ 2003 г.

 

Дипломная работа студентки

5 курса заочного отделения

 

Зав. кафедрой экономической и социальной географии

Профессор, доктор географических наук

БЕЛОЗЕРОВ В.С.

 

 

Дата защиты

«__» _______________ 2003 г.

 

Оценка ________________

 

 

 

ЛАПИНОЙ

ГАЛИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ

   

Научный руководитель:

Доцент, кандидат географических наук

ЭШРОКОВ В.М.

Доцент, кандидат педагогических наук

МУЯКИНА Е.А.


 

 

 

Ставрополь, 2003 г.

 

Содержание 

   

стр.

 

Введение………………………………………………………

3

Глава 1.

1.1.

1.2.

Теоретико-методологические аспекты  исследования.

Гендерные исследования занятости  женщин……………….

Описание методики исследования…………………………..

 

5

19

Глава 2.

 

 

2.1.

 

2.2.

Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского  края (на примере Туркменского района).

Общая характеристика рынка труда  Туркменского района и положения  женщин на нем………………………………...

Проблемы занятости женщин Туркменского района

(по материалам социологических  исследований) ………….

 

 

 

 

21

 

23

Глава 3.

 

3.1.

3.2.

 

3.3.

 

 

3.4.

 

3.5.

Специфика профориентационной работы в школе с девушками старшего школьного возраста.

Понятие профориентационной работы …………………….

Основные направления работы школы  по профориентации со старшеклассницами…. ………………..

Формы профссиональной ориентации, активизирующие деятельность старшеклассниц по подготовке к выбору профессии……………………………………………………..

Психолого-педагогические особенности  девушек старшеклассниц ………………………………………………

Методические рекомендации профориентационной работы с девушками в школе………………………………………….

 

 

33

 

35

 

 

36

 

38

 

40

 

Заключение…………………………………………………….

50

 

Литература……………………………………………………..

55

 

Приложения……………………………………………………

 

Введение

 

Происходящие в последние годы структурные изменения в экономике  привели к высвобождению значительной части занятого населения. Независимо от причин сокращения занятости доля высвобождаемых женщин устойчиво превышает долю мужчин. (Ниворожкина,1996).  Формирующаяся дискриминация на рынке труда является одним из факторов социальной напряженности.

Сложившаяся ныне система регулирования  занятости не вполне учитывает гендерный аспект. В настоящее время практически не исследуется  проблема занятости женщин,  особенно в сельской местности, поэтому эта проблема представляется особо актуальной, тем более, что вопросы «гендера» и «гендерных исследований» в географии недостаточно широко представлены в научной литературе.

Данное исследование позволит провести более углубленное, комплексное изучение образовательно-профессиональной структуры, социально-демографического состава и семейного положения женщин и их положения на рынке труда, разработать рекомендации и меры профессиональной ориентации (и переориентации), созданию «женских» рабочих мест.

Бесспорная актуальность темы исследования, достаточное своеобразие «женской»  занятости определило наш интерес  к данной проблеме, цель и задачи исследования.

Цель  нашего исследования – проследить и выявить особенности занятости сельских женщин.

Предметом исследования является гендерный аспект занятости женщин.

Объект  исследования – занятость населения в сельской местности Ставропольского края.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать  научную литературу по вопросам  гендерных исследований.

2. Провести гендерное исследование  занятости сельских женщин.

3. Выявить особенности занятости  женщин в сельской местности.

В ходе исследования использовались следующие методы: анкетирование, контент-анализ прессы, комплексный анализ статистических данных и научной литературы, наблюдение.

Материалы работы могут быть использованы в практической деятельности сельских центров занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретико-методологические аспекты  исследования

 

1.1.Гендерные  исследования занятости женщин

     Первичное  разделение  труда  между  мужчиной  и женщиной – один  из  самых  загадочных фактов истории.  Почему  это разделение труда     поставило    женщину   в   неравное,  зависимое   от   мужчин положение?   Ведь  именно  женщина  всегда  обладала самым ценным качеством  - способностью    воспроизводить    жизнь.    Как   это   не парадоксально, но, похоже,    что  именно  эта   способность   и   была причиной,   которая    предопределила     характер     неравнозначного распределения  ролей  между  мужчиной  и  женщиной. Современная канадская исследовательница   О. Брайен отмечает,    что «идеология  мужского превосходства    находит    свое    оправдание    и     обоснование  …в глобальном процессе человеческого воспроизводства». (Айвазова, 1998).

  Для   закрепления  такого   распределения  ролей сложились    мифы    о   «природном назначении»  каждого пола,  об  особенностях  мужской   и   женской занятости.

ХХ век существенно  изменил  многие  стереотипы   поло-ролевой идентификации   общества. Важнейшим феноменом этих изменений стало переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности. В  условиях  выраженных  изменений фактор      пола является важнейшей составляющей любого серьезного исследования в области социально-гуманитарных наук. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель человеческих отношений.

 Рассматриваемый вопрос осуществляется  в  современных науках в  рамках дефиниции    «гендер»  (от английского gender – род, пол) – научной категории отражающей особенности взаимодействия мужчин и женщин как социально организованных групп. Этот термин был впервые введен американской исследовательницей Дж. Скотт  с целью разграничения биологического   и  социального   толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме. (Рыков, 2001).

 Понятие «гендерные исследования»  часто отождествляют в научной  практике с «феминистскими» или  «женскими» исследованиями. Одно  из центральных   мест   в   области   гендерных   исследований   занимает изучение различий и сходства поведения полов   в   сфере   занятости. Причем,    эти   исследования     часто     проводят    параллельно    с исследованиями   прав   женщин    в   обществе.

Достаточно широко вопросы положения женщин были затронуты в XVII  веке. Сторонник женского равноправия Пулен де ля Барр в эссе «О равенстве обоих полов» доказывал, что неравенство полов есть результат подчинения женщины грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы. (Рощин, 1995) .

Так называемый «женский вопрос» возник на волне революционных движений, потрясших мир на рубеже  XVIII – XIX веков, в первую очередь под  влиянием Великой Французской революции. Помимо политических предпосылок этому  способствовала промышленная революция, создавшая потребность в дешевых женских руках и возложившая на них двойное бремя оплачиваемой и неоплачиваемой работы. К этому времени женщины почувствовали себя свободными и равными. Д.Годино писала, что к началу Великой Французской революции женщины принимали активное участие в жизни общества: огромная масса женщин работала на себя и обладала экономической независимостью, простолюдинки свободно посещали публичные места, светские дамы руководили из своих салонов придворной жизнью, диктовали моду не только на платья, но и на идею. ( Айвазова, 1998)

Просветители в целом разделяли  этот подход: Вольтер обличал несправедливость женской доли; Дидро полагал, что униженное состояние женщины есть следствие определенных гражданских законов и обычаев; Монтескье считал, что женщина может и должна участвовать в общественной жизни. (Молевич, 1996).

 Больше того, в канун и  первый год революции зазвучали  голоса женщин. Они добивались признания их прав на гражданскую жизнь – в форме ли права на труд или права на образование, права на уважение в семье и обществе.

    Возникает новое общественное  явление – феминизм – движение  в защиту политических и гражданских прав женщины. К числу его родоначальниц можно в равной мере отнести француженку Олимпию де Гуж, англичанку Мери Уолстонкрафт, американку Абигайл Адамс. Одним из первых документов феминизма, бесспорно, стала вышедшая в 1791году из-под пера Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки». Но общество было еще не готово принять женщину,  дав ей равные права с мужчинами. (Мертус,2000).

 В сущности, весь XIX век для  женщины – это поиск ее социальной  значимости, ограниченный признанием и отрицанием ее права быть личностью, гражданкой, полноценным членом общества.

Философы, историки, идеологи – от консерваторов до либералов –твердили о гражданской несостоятельности женщины. В их глазах она слишком отягощена материнством, она часто больна, хрупка, нервна и склонна к истерии. Женщины в общественном месте,  на собрании,  на митинге, в толпе – неконтролируемы и опасны, они недостаточно образованы. Немногие пытались оспаривать устоявшееся понятие в обществе. Шарль Фурье в 1808 году в своем труде «Теория четырех движений» писал: «В целом прогресс и смена исторических периодов происходят в результате движения женщины по пути свободы… Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса». (Суханов, Безденежных, 1996) .

Начиная с 30-х годов XIX века, капитализм стремительно врывается в жизнь  Западной Европы. Складывается крупная  промышленность, начинается концентрация больших городов, распад ремесленного труда. Распространение массового женского наемного труда сопровождается кризисом семьи в самых низших слоях городского общества. Кроме того, оно превращает женщину в конкурента мужчине на рынке труда, обостряя напряженность  в социальных позициях между полами.

К началу XX века появилось много  феминистских направлений: активно  действовали суфражистки, социалистки, радикальные феминистки, женские  благотворительные общества. В результате их деятельности женщинам удалось добиться права на образование; на равный с мужчинами труд, з/плату, получить право голоса и право быть избранными и т.д.

Особую роль в этом процессе сыграли  марксисты.

У К. Маркса есть множество отдельных  замечаний о роли и месте женщины в семье и обществе. Обобщенный  труд на эту тему принадлежит перу Ф.Энгельса, это его работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она до сих пор входит в  «золотой фонд» феминисткой литературы. Маркс и Энгельс обращались не столько к индивиду, будь то мужчина или женщина, сколько к массам. К массам женщин,   втянутых в наемный труд, к их мужьям, тоже наемным труженикам. Им они объясняли, что за  «таинством» пола скрываются своего рода «производственные отношения», которые одновременно являются природными и социальными отношениями. Кроме того, отношения социального неравенства, вытекающие из неравного разделения труда, при котором жена является рабой мужа. А рабство, в сущности – первая форма собственности, порожденная возможностью распоряжаться чужой рабочей силой. (Маркс, Энгельс).

Это был еще один шаг на пути формирования концепции «гендера» –социальных отношений пола.

В Концепции освобождения женщины  центральной темой стала тема женского труда, которая рассматривалась  в марксизме сквозь призму социально-экономических явлений. Концепция опиралась на демократический идеал «свободы, равенства, братства». И все-таки у нее был существенный изъян: тема личностного становления женщины, как основы эмансипации, была практически вытеснена темой коллективной борьбы женских масс за дело пролетариата,  «уравнивание женщины перед лицом народного хозяйства» в качестве «трудовой силы» с трудовой силой мужчины. (Щепкина, 1998) .

Долгие годы многие западные феминистки были убеждены в плодотворности марксистского подхода к освобождению женщин – освобождению посредством труда.

В 1949 году во Франции, а затем практически  во всех странах Запада, вышла в  свет книга Симоны де Бовуар «Второй  пол». Ее успех был ошеломляющим, но в России она появилась спустя пол века.

О чем же писала в ней Симона де Бовуар? Не вступая в прямую полемику с марксистской трактовкой «женского вопроса» и продолжая считать, что победа социализма способна освободить женщину, изменить ее положение в обществе, она переносила акцент с проблемы коллективной борьбы, как гарантии такого освобождения, на проблему личностного становления женщины в качестве субъекта. В центре ее внимания – не «женские массы» и их  «коллективная борьба», а женская личность и ее место в истории.

Известный французский психолог Элизабет Бадинтер так писала об этом процессе: «Симона де Бовуар освободила миллионы женщин от тысячелетнего патриархального рабства… Несколько поколений женщин откликнулось на ее обращение к ним: поступайте, как я, и ничего не бойтесь; завоевывайте мир, он – Ваш…Ничто не заставит нас поверить в то, что семейный очаг – наше единственное назначение, домашнее хозяйство и материнство- непреложная, обязательная судьба…Она проложила нам дороги свободы».(Айвазова, 1998 ).

Информация о работе Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту